Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Ресурсы или воля. Что первично в информационном будущем

Учительская газета, №27 от 7 июля 2009. Читать номер
Автор:

2-3 июля в Твери прошел VI социально-экономический форум «Информационное общество», организованный Ассоциацией менеджеров и Институтом современного развития. В столицу Верхневолжья съехались более тысячи участников как из России, так и из международных организаций. Речь на форуме в основном шла о формировании национальной стратегии развития информационного общества в России и о том, с какими проблемами уже столкнулись федеральные власти в ходе информатизации пространства РФ.

Надо признать, что в большинстве своем образовательная и научная среда недостаточно подготовлена к активному, массовому внедрению ИКТ, – отметил, в частности, заместитель министра образования и науки РФ Владимир МИКЛУШЕВСКИЙ. – Необходимо преодолеть этот барьер, который зачастую носит чисто психологический характер». По его словам, необходимо менять само отношение к новым технологиям среди педагогов и учителей, что в свою очередь потребует масштабного обновления системы образования и науки в России.

«В умении использовать компьютер педагоги нередко отстают от своих учеников, в то же время у учителя, к сожалению, зачастую нет желания и стимула быть IT-компетентным», – сообщил Владимир Миклушевский. Более того, не существует и ясных практических методик, гарантирующих эффективное использование новых технологий на рабочем месте учителя. Получается парадоксальная ситуация: педагоги, которым поручено готовить подрастающее поколение к жизни в современном информационном обществе, не только не могут сами использовать блага этого самого общества, но и даже оказываются отстающими по сравнению с компьютерными навыками своих учеников. Заместитель министра образования и науки РФ отметил, что эту ситуацию министерство не пустит на самотек. В программу внедрения информационно-коммуникативных технологий в сфере образования до 2015 г. входит комплекс мероприятий, предполагающих как совершенствование технологий образования и науки, так и методическую поддержку участников всех ступеней образовательного процесса. То есть, по сути, решено усадить за парты не только привычных к этому учеников, но и их педагогов.

Среди разработанных мер по информатизации школы: использование ИКТ для обеспечения равного доступа к образованию всем участникам процесса, в том числе и детям с ограниченными возможностями; обеспечение возможности формирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся («дозировка» учебного материала в зависимости от индивидуального усвоения); развитие электронных библиотек, баз НИОКРа (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и так далее.

Предполагается также и системная переподготовка учителей для массового использования новых образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов. Педагогов при этом собираются учить постоянно, а не эпизодически. Так как технологии динамично меняются, то те, кто двадцать лет назад был революционером, использующим новейший язык программирования бейсик на школьных занятиях, сегодня у сметливого школьника вызывают лишь язвительную улыбку.

При этом в программу внедрения ИКТ до 2015 года входит и формирование механизмов стимулирования и дополнительной мотивации учителей на создание и применение электронных образовательных ресурсов. И видимо, руководствуясь старинной формулой «не можешь – научим, не хочешь – заставим», предполагается создание и внедрение среды информационного взаимодействия учреждений в сфере образования, включая электронный документооборот, публичную отчетность всех учреждений системы образования – от школы до Министерства образования и науки. Поставленным в такую электронную позицию учителям, понятно, волей-неволей придется повышать свою компьютерную грамотность.

«К сожалению, на данном этапе мы должны констатировать, что сейчас зачастую непрестижен сам процесс обучения в системе НПО и СПО, – отметил Владимир Миклушевский. – Причем непрестижен зачастую в силу того, что просто неинтересен». И дело тут не только в плохой материально-технической базе – ее уже улучшают и продолжают двигаться в том же направлении. По мнению зам. министра, в сферу профессионального образования также необходимо ввести информационные технологии. В частности, Владимир Миклушевский упомянул программы моделирования и виртуализации, внедрение компьютерных тренажеров и виртуальных лабораторий, виртуальные проектные команды, удаленную практику, технологии коммерциализации результатов разработок. И конечно, общение с потенциальными работодателями, которое также предложено организовывать по Интернету.

«Развитие информационных технологий в сфере образования и науки сегодня не может рассматриваться вне контекста информационного общества», – отметил Владимир Миклушевский. Он сообщил, что некоторые стратегически важные проекты федеральных целевых программ в сфере ведения Минобрнауки России, отвечающие основным направлениям развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в сфере образования и науки до 2015 года, включены как первоочередные в план реализации мероприятий Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2009-2011 годы, в рамках направления «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании и науке, а также подготовка квалифицированных кадров в сфере ИКТ».

В то время как в Твери второй день продолжали обсуждение информатизации России в целом и российского образовательного пространства в частности, за 170 километров от столицы Верхневолжья, практически на границе Тверской и Новгородской областей, можно было в подробностях рассмотреть и даже потрогать текущие результаты оцифровки российского образования. На озере Селигер развернулась технократическая смена ежегодного молодежного лагеря под общим названием «Техническое творчество и инновации» Всероссийского образовательного форума «Селигер-2009».

Берега озера усеяны палатками, но основное пространство все же уделено изобретениям участников, выставочным шатрам, крытым площадкам для встречи с юристами, патентными консультантами и экспертами в области инноваций, а также разного рода арт-объектам. По всей видимости, основной мыслью, которой руководствовались создатели художественных скульптурных композиций, было: «От нефти все зло». По крайней мере, это можно было заключить по огромной нефтяной вышке со щитом «Не влезай! Убьет инновационную мысль!» и композиции «Кладбище инноваций». Кладбище состояло из крестов, в художественном беспорядке расставленных вокруг «вышки» с названиями русских изобретений и упоминанием того, что исторически изобретателями были признаны совсем другие люди – преимущественно иностранцы, потому как наши запатентовать вовремя не успели.

Второе июля для ребят ознаменовалось посещением лагеря министром образования и науки РФ Андреем ФУРСЕНКО, которого первым делом повели показывать изобретения, а потом слушать инновационные проекты участников форума. «Образование и наука – это такой процесс, при котором когда все развивается хорошо, то считается, что менять ничего не надо, – отметил Андрей Фурсенко на встрече с детьми. – А когда начинают возникать проблемы, то все требуют, чтобы образование и наука выдали новые идеи, причем немедленно и сразу». Наука и инновации – это сложная и долговременная работа, плоды которой появляются не сразу. Глава ведомства отметил, что изменения в том, что касается научно-инновационного потенциала, наиболее ярко проявляются, именно когда накапливается много изменений, шаг за шагом.

Министр образования напомнил, что мир вокруг меняется очень быстро, настолько, что зачастую люди даже не успевают осознать всех изменений. «Абсолютно ясно, что и образование, и наука должны отслеживать эти изменения, а где-то даже их опережать», – сказал он. Этим и объясняются последние изменения в системе образования: старая структура не способна обеспечить реальный прорыв.

Сегодня, напомнил Андрей Фурсенко, нет ни одного региона России, в котором не было бы исследовательского оборудования самого высокого уровня. «А три года назад идея о том, что в каждой российской школе будет быстрый Интернет, казалась бредом, больной фантазией, – напомнил он. – А лет шесть-семь назад казалось, что если в школе есть один нормальный компьютер, то это не так плохо». Между тем глава Минобрнауки России отметил, что ресурсы, которые сегодня очень ограничены, вторичны. «Первично – это готовность взять на себя ответственность за изменения и идти вперед», – подытожил Андрей Фурсенко.

Елена МУРАВЬЕВА

Тверь

Андрей ФУРСЕНКО на Селигере среди будущих изобретателей


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту