С 1 сентября 2007 года в московских школах вводится новый предмет – «История и культура мировых религий». Для этого подготовлено новое учебное пособие «Религии мира» под редакцией академика РАН Александра Чубарьяна, которое получит каждое образовательное учреждение.
Мнение по поводу
Евгения ТОКАРЕВА, заведующая центром истории религии и церкви Института всеобщей истории РАН:
– Для нас большая честь, что нам было доверено создать такое учебное пособие, у нас работал авторский коллектив, которым руководил директор нашего института Александр Оганович Чубарьян. Надо отметить, что в течение долгого времени мы получали заявки от системы образования на такое пособие в связи с тем, что преподавание подобного факультативного курса – требование времени и запрос общества. Работа над пособием по заказу Министерства образования и науки РФ шла с 2005 года в течение последних двух лет, и в конце прошлого года оно вышло в свет.
Этот курс будет введен на факультативной основе во всех общеобразовательных учреждениях для учащихся старших классов. Составлен план основных мероприятий по введению этого факультатива. Есть уже апробированная программа по повышению квалификации учителей по этому предмету, есть учебная программа. На ее базе составлена программа повышения квалификации.
Основная проблема – определение того учителя, который будет подготовлен к ведению этих факультативных занятий. Эти учителя получат как домашнее задание на лето программу преподавания факультатива и возможность позаниматься самообразованием, чтением тех книг, которые потом им понадобятся для проведения занятий.
На очередном совещании перед заместителями начальников окружных управлений образования и руководителями учебно-методических центров выступил заместитель руководителя Департамента образования Юрий Горячев.
Юрий ГОРЯЧЕВ:
– По вопросу введения на факультативной, добровольной основе есть решение Правительства Москвы, и это отражено в планах деятельности Департамента образования. Есть соответствующий приказ, которому уже несколько месяцев и который подписан Любовью Петровной Кезиной. В соответствии с этим приказом и разворачивается работа. В этом приказе прописано, что нужно сделать нашим городским педагогическим высшим учебным заведениям, для того чтобы на перспективу подготовить специалистов, что должен сделать Московский институт открытого образования, для того чтобы оказать методическую поддержку и содействовать повышению квалификации педагогов.
На протяжении уже двух лет, выполняя распоряжения Правительства Москвы, Московский институт открытого образования собрал по крупицам специалистов, которые занимаются этой проблемой, ведут повышение квалификации, организуют общегородские курсы и также курсы для отдельно взятых округов. У нас есть учебные программы по тридцать шесть часов, по семьдесят два было явно недостаточно, равно как и недостаточно было хороших квалифицированных, продуманных и, учитывая тонкость и деликатность дисциплины, согласованных с соответствующими конфессиями учебных пособий. Сегодня у нас есть пособие, выпущенное с помощью Российской академии наук, его ведущего института – Института всеобщей истории, с привлечением других специалистов, работающих в Москве.
Повторю, учащиеся должны изучать этот курс добровольно. Поэтому в плане есть пункты, которые говорят о том, что в школах нужно провести встречи как с обучающимися, так и с их родителями. Практика в российских регионах совершенно разнообразная – от того, что необязательно, что с родителей, дабы не было конфликта, собирают письменные заявления, до устного согласования этих вопросов с родителями, если речь идет о школьниках младшего возраста.
Хочу обратить внимание на качество подбора учителей. Я бы выделил среди множества два обстоятельства. Первое – нужно тех, кого направляют округа на курсы повышения квалификации, тех, кого они определяют из числа подготовленных учителей истории для преподавания в школах старшеклассникам, готовить к тому, что они будут работать не один, не два дня, не месяц, это важная, ответственная, тонкая, деликатная задача, которая будет решаться в течение долгого времени, и поэтому важно правильно набрать для этого педагогов. За два года мы подготовили около 200 человек, но не все из них приступили к работе, не со всех спросили в окружных управлениях образования, почему это так произошло.
Мы на кафедре международного образования, которая в течение двух лет ведет эту подготовку, имеем связи с выпускниками, более того, они продолжают посещать те семинары, которые проводит Московский институт открытого образования, у нас есть обратная связь, и она показывает, что сегодня место для учебного процесса им отведено не было, за исключением отдельных школ. Сейчас стоит задача иначе: занятия будут идти добровольно, факультативно, но нужно сделать все таким образом, чтобы отобранные педагоги получили учебные часы и самую разную методологическую, организационную и иную поддержку.
Вторая причина того, что я обращаю на это внимание, – это то, что на территории России интерес к школе, к проникновению в школу со стороны разных сектантских групп, организаций, различных учебно-образовательных и культурных центров велик. На протяжении учебного года мы постоянно сталкивались с тем, что под разными предлогами, под разными вывесками, под очень благородными, очень хорошо звучащими названиями в школы пытались пробиться враждебно настроенные по отношению к букве и духу традициям и культуре русского народа секты, оккультисты и так далее. Нужно иметь в виду, что, начиная более развернутую и широкую систему обучения старшеклассников и подготовки учителей, мы можем столкнуться с тем, что в наши ряды будут стремиться попасть совсем нежелательные фигуранты. Все это необходимо держать под контролем.
В плане предусмотрено проведение мониторинга. Когда-то это называли проверками. Да, будут проверки, будет проводиться мониторинг – специалисты, которые ответственны за это направление работы, специалисты, которым доверяет Департамент образования, будут знакомиться с тем, как обстоят дела в целом с продвижением данной дисциплины в наши факультативные программы.
Отмечу, что есть пункт в плане о целесообразности организации (такое поручение дано Московскому институту открытого образования) и проведении консультаций. Мы думаем, как это организовать, так как эти консультации, видимо, должны быть как на окружном уровне, так и на городском. У нас есть договоренность со специалистами – авторами пособия «Религии мира» из Института всеобщей истории, с их коллегами из других институтов о ведении такой работы. То есть две силы – Московский институт открытого образования, располагающий определенным кадровым потенциалом, и Институт всеобщей истории объединят свои ресурсы, для того чтобы организовать такие консультации. График консультаций будет составлен, мы пока открыты для самого разного рода предложений, но на августовских мероприятиях, посвященных началу нового учебного года, мы его дадим заинтересованным лицам.
В Московском институте открытого образования при кафедре международного образования создается лаборатория по истории и культуре религий.
Если говорить о возможностях московской системы образования, о возможностях Московского института открытого образования, то мы планируем набрать одну группу на 144 часа занятий как общегородскую, три группы по 72 часа, которые будут ориентированы на Южный, Западный и Восточный округа. На кафедре культурологии у нас есть очень опытный специалист – профессор Харисова, и там будет набрана одна группа для Центрального округа на 72 часа и две группы по 36 часов – для Северо-Запада и Северо-Востока. При этом мы должны не забыть и планируем, как предусмотрено в приказе Департамента образования, привлечь к работе наши профессиональные колледжи, которые также будут интегрированы в этот процесс.
Авторы пособия «Религии мира» будут работать с двумя группами по 72 часа. При этом одну группу мы сформируем общегородскую, то есть все десять окружных управлений образования дадут свои кандидатуры, и одну группу на Юго-Западе, где расположен Институт всеобщей истории РАН.
Информация к сведению
В системе образования Москвы уже 200 педагогов, которые планово прошли подготовку, плюс школы, которые уже давным-давно вели такие курсы. Для определенного количества московских школ новый курс давно не новый. В таких школах есть хорошо подготовленный преподавательский состав, эти педагоги для округов должны стать своеобразным методическим пулом, методическим сопровождением для оказания практической помощи для школ, для начинающих педагогов, которые будут готовиться к проведению этого факультатива. Методическим ресурсом должны рассматриваться и те педагоги, которых будут готовить МИОО и Институт всеобщей истории РАН. Практически, проводя занятия на целевых курсах, каждый такой педагог должен иметь свою группу специалистов внутри районной управы, с которой он тоже будет работать, переподготавливая. Поэтому Департамент образования надеется, что в каждом окружном управлении образования при подготовке к новому учебному году будет составлен план, который будет задействован образовательными учреждениями, методическими службами, окружными управлениями образования.
В начале нынешнего учебного года на встрече с директорами аккредитованных православных конфессиональных школ достигнута договоренность, что они на базе своих образовательных учреждений откроют межшкольные факультативы для желающих изучать основы православия. В будущем учебном году эта работа будет идти, нужно давать учащимся других школ информацию об этом. Посещать факультативы они смогут на добровольной основе.
Комментарии