Одна из главных задач школы – сберечь здоровье детей. Это, конечно, не значит, что мы должны решать медицинские проблемы. Нужно создать условия для здорового образа жизни, для того чтобы ребенок чувствовал себя в школе уютно и комфортно, чтобы обстановка и атмосфера оберегали детей от стрессов и излишней перегрузки.
Еще великий немецкий педагог Адольф Дистервег писал: «Здоровый дух – в здоровом теле. Мы страдаем переоценкой знаний. Они никогда не должны занимать первое и господствующее место. Нам не хватает сильных и энергичных людей. Не будем же забивать головы учеников грудой учебного материала и тем самым формировать односторонних людей». Здесь можно еще добавить: к тому же физически не совсем здоровых.
Сосредоточившись на одном стремлении только передавать знания, многие педагоги, а особенно чиновники от образования, забывают о том, что нельзя перегружать детей, необходимо давать им возможность расслабиться, заняться подвижными играми. Многие считают это второстепенным делом, непозволительной роскошью, когда каждая минута дорога, иначе, дескать, не успеешь пройти программу. И этот односторонний взгляд, и частое отсутствие условий для отдыха учеников, для занятий физкультурой, не только на специальных уроках, ослабляют здоровье детей. А в результате к окончанию школы ребенок имеет целый букет серьезных заболеваний.
О каком здоровье я веду речь? Прежде всего о психологическом и социальном. На эту проблему мы посмотрели с разных сторон. Прежде всего обратили внимание на состояние нашей материально-технической базы, на подбор мебели в классах. Даже в современных зданиях она далеко не соответствует санитарным нормам. Нередко ученик десятого-одиннадцатого класса сидит за партой для детей 3-4-х классов и наоборот. Так ребенок получает искривление позвоночника, у него нарушаются функции дыхания, сердечно-сосудистой системы. Мебель мы привели в строгое соответствие с возрастом учеников. Не во всех школах классы и коридоры проветриваются во время перемены, особенно в холодное время года. И это в то время, когда многие классы, особенно в больших городах, сильно переполнены. Не соблюдаются правила освещения классных комнат. На все эти моменты мы обратили особое внимание. Наши учителя стали не от случая к случаю, а постоянно следить за тем, как сидят дети, соблюдается ли расстояние между тетрадью, книгой и глазами в 25-30 сантиметров. Каждый педагог считает это своей обязанностью, а не дополнительной нагрузкой.
Многие могут сказать: мы тоже этим занимаемся. Оно действительно, занимаются все, но не постоянно. И если даже только одно условие выполнять нерегулярно, о налаженной системе не может быть и речи.
А начали мы с педагогов, с администрации. Педагогический коллектив должен быть подготовлен к решению такой важной проблемы. Чтобы не одна администрация действовала, используя отдельные мероприятия. Поэтому мы сначала обучили самих педагогов и поставили перед ними задачу – заботиться о своем собственном здоровье. Ведь учитель должен быть примером для учеников и в этом отношении.
И начиналась работа. Администрация только создавала условия. Все в нашей школе, от раздевалки до классных комнат и спортзала, подчинено единому требованию – сберечь здоровье каждого ребенка.
Наша уютная школьная столовая, больше похожая на кафе, работает до 5 часов вечера. Существует гибкая система питания. Есть обеды до 20 рублей. Бесплатное питание для малоимущих. Ежедневно в меню включаются салаты и фрукты.
На четвертом этаже школы устроено любимое место отдыха для всех детей – зимний сад. Это красивый оздоровительный уголок. Когда наступают уральские холода, так и тянет зайти сюда, в зеленое благоухающее царство. Здесь в основном растут тропические растения: бананы, кофейное дерево, различные пальмы. Сад используется и для проведения уроков, кружков. Здесь беседует с детьми наш психолог. Ребята приходят сюда и просто так, отдохнуть, расслабиться, полюбоваться цветущими розами.
В нашей школе уютно и красиво, как в хорошем доме, а не в казенном учреждении. Дети многое делают своими руками, например, рисуют картины, которые развешены в коридорах.
Школа стала культурно-спортивным центром. У нас действуют более 30 кружков и секций. Это футбол, мини-футбол, коньки, лыжи, плавание. На физкультуру в расписании отведено четыре часа, а по федеральному требованию полагается два. Есть физкультурные паузы между уроками.
Судя по результатам медицинского обследования наши ученики стали значительно меньше болеть простудными заболеваниями, меньше утомляться к концу дня и к концу учебной недели. Большинство детей нам удается уберечь от близорукости. У нас реализуется программа для специального класса (коррекция четвертого вида) для детей, которые пришли в школу с ослабленным зрением. За годы учебы у них приостанавливается потеря зрения.
Решению задачи сохранения здоровья детей, конечно, способствует и хорошая школьная атмосфера. Учителя уважительно и внимательно относятся к каждому ребенку. У учеников нет страха, боязни, что они что-то не поняли или не доучили. Для них общение с педагогом как на уроке, так и после – это радость, удовольствие. Ребенок знает, что его всегда выслушают, поймут, ему доверяют, ему помогут.
Что важнее сегодня для будущего гражданина страны – здоровье или, скажем, знание законов Архимеда, Ньютона, Фарадея или Паскаля? Конечно, здоровье, а уже на этом фундаменте приобретаются знания и в том объеме, который опять же не повредит здоровью, ибо оно превыше всего.
Полина ДАМИНОВА, директор школы №58, Новоуральск, Свердловская область
Комментарии