Модернизация образования, в том числе и коррекционного, требует использования как традиционных, так и инновационных форм обучения. На Всероссийском семинаре-совещании «Актуальные проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» то и дело звучали слова «дистанционное обучение», «инклюзивная форма». Это дань моде или насущная необходимость? Исполнительный директор благотворительного фонда «Абсолют-помощь», член коллегии Министерства образования правительства Московской области Георгий КРЮКОВ заметил, что есть тенденции в развитии коррекционного образования позитивные, есть негативные, есть неизбежные. Все они складываются из реалий жизни.
– Георгий Валерьевич, можно ли сказать сегодня, что у всех детей независимо от состояния их здоровья возможности равны?- Мы все мечтаем об обществе, которое позволит всем независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, наличия или отсутствия ограничений возможности здоровья полностью реализовать свой потенциал, эффективно участвовать в жизни общества и вносить в него свой вклад, стать полноценным его членом.Инклюзивное образование, его внедрение, очевидно, мировая тенденция, и мы в той или иной степени будем двигаться в ее русле, тем более что на сегодняшний день Россией подписаны и ратифицированы ряд соответствующих международных документов. В частности, Конвенция ООН «О правах инвалидов», в которой указывается, что «…в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека». Об этом говорится и в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.- Прижилась ли эта идея в Подмосковье?- Инклюзивное образование в Московской области достаточно развито, значительный процент детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в общеобразовательных школах. Но инклюзия сегодня, как правило, осуществляется, когда речь идет о детях с соматическими заболеваниями: кардиологическими, бронхолегочными, обмена веществ. Включение данного контингента в систему общего образования осуществляется без дополнительных затрат на приспособление среды, а обучение проводится по программе общеобразовательной школы.Что касается детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, то тут все намного сложнее, так как для них в каждом общеобразовательном учреждении должна быть создана соответствующая безбарьерная среда с техническим оснащением для каждого вида заболевания. Нужно очень хорошо все продумать и избежать поспешных или же не до конца просчитанных действий, которые могли бы нанести ущерб детям.- Когда ребенок может учиться со всеми, а когда нет?- В плане инклюзии слабовидящих особых проблем нет, все, кто может учиться в общеобразовательной школе, там и учатся. А для слепых действительно должны быть созданы необходимые условия обучения, которые, кстати, в ряде учебных учреждений региона уже есть.Инклюзия же детей с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие) в общеобразовательные учреждения – процесс более сложный, организационно непростой и недешевый. При этом следует помнить, что помимо переподготовки педагогов, введения в штат учителей-сурдопедагогов, специальных психологов и приобретения оборудования для обучения и проведения специальных занятий у данного контингента формируется особая субкультура – субкультура неслышащих, когда большинство из них живут всю жизнь в своем социуме, пользуясь дактильной азбукой и не общаясь со слышащими. Соответственно это ограничивает их возможности самореализации и интеграции в социум. В этой связи организация совместного обучения слышащих и неслышащих представляет собой одну из важных задач государства.На наш взгляд, решение данной задачи в Московской области не потребует больших затрат, так как в некоторых образовательных учреждениях уже есть группы для детей с нарушением слуха. Но этим учреждениям необходима дополнительная помощь в организации комплексного сопровождения таких ребят и оснащения. С целью более раннего и эффективного включения детей с нарушением слуха, и особенно детей, прошедших кохлеарную имплантацию, в общеобразовательные учреждения на базе специализированного детского сада в Коломне возник полноценный центр слухоречевой реабилитации.- Все больше рождается детей, которым тяжело передвигаться самостоятельно…- Вот у них при условии достаточно сохранного интеллекта и отсутствии медицинских противопоказаний перспективы для инклюзии неплохие. Но для этого требуются наиболее значительные капиталовложения в техническое оснащение общеобразовательных учреждений. Однако для начала, на наш взгляд, нужно определить пилотные площадки, провести соответствующую психологическую работу среди психолого-педагогического состава школ, а также обычных детей и их родителей по реконструкции взглядов и менталитета. Далее запустить социальную рекламу, возможно, привлечь церковь. Многие матери детей с церебральным параличом рассказывают, как родители здоровых оберегают своих чад: «Не подходи к больному, заразишься!»- Да, недаром говорят, что самыми большими привилегиями обычно пользуются инвалиды по врожденному пороку совести. Дураков на свете мало, но они расставлены так грамотно, что встречаются на каждом шагу. Стоит ли обижаться на них, ведь зло имеет тенденцию возвращаться к тому, кто его выпустил?- А ведь если правильно провести разъяснительную работу, то обычные дети с удовольствием помогут – и коляску поднесут без всякого пандуса, может быть, организуются в группы типа тимуровцев для такой помощи, нужно только четко поставить задачу, объяснить и подготовить общественное мнение.- Абсолютное большинство по количеству держат учреждения VIII вида, где воспитываются дети с умственной отсталостью. Что лучше для них?- Основные постулаты инклюзива: дать полноценное образование, реализовать свой потенциал, интегрировать в общество. И все эти принципы успешно реализуются именно в современной коррекционной школе VIII вида. Вот такой парадокс. Из лучших убеждений, переведя такого ребенка в массовую школу, мы можем как раз и не дать ему реализовать свой потенциал. Наш фонд вместе с Министерством образования Московской области ежегодно проводит конкурсы профессионального мастерства и художественной самодеятельности для учащихся специальных школ региона. Во время концертов сразу ясно: эти дети артистичны невероятно! А смогли бы они раскрыться в массовой школе? Да и на конкурсе мастерства увидишь такие работы, которые ученик общеобразовательной в рамках стандартной программы по трудовому обучению никогда не выполнит…Действительно, полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья – это образование, учитывающее их особенности, по специальным, научно разработанным и обоснованным программам. Что и делается в коррекционных школах! Но все это не значит, что ничего не нужно совершенствовать. Дети из массовых школ и специальных образовательных учреждений, безусловно, должны больше общаться. Это можно реализовать путем организации совместного проведения культурного досуга, туристских слетов, в виде летнего отдыха в оздоровительных лагерях (кстати, сегодня детям-сиротам, в том числе из коррекционных школ, выделяют путевки в лагеря, где в основном собраны такие же сироты, да еще отправляют со своими же воспитателями, какая же это социальная адаптация?), спортивных смешанных команд.- Наверное, в полной мере с инклюзивным образованием дети из учреждений VIII вида сталкиваются в учреждениях начального профессионального образования?- Пожалуй, именно там встречаются дети из массовых школ и воспитанники коррекционки. И знаете, педагоги училищ отмечают большее умение трудиться именно у последних! Благодаря грамотно поставленной коррекционной работе в школе VIII вида после ее окончания ребята полностью готовы интегрироваться в социум. Это пример разумной, своевременной и доказавшей эффективность инклюзии.Что же касается учреждений VIII вида, то, по нашему мнению, они нуждаются в определенной дополнительной поддержке со стороны органов государственной власти и общественных благотворительных организаций по улучшению их материально-технической базы, более активной организации волонтерского движения и, что особенно важно, включения их в национальный проект в области образования, который до настоящего времени их практически не затронул.- А что с надомниками?- Что ни говори, а эта форма никак не способствует социализации ребенка. Вроде она должна использоваться в исключительных случаях, но применяется весьма широко. Для некоторых из этих детей подходит только надомное обучение, при этом часть из них может перейти на дистанционную форму, другая – посещать коррекционные образовательные учреждения. Однако родители часто готовы предпочесть надомное обучение в массовой школе учебе в коррекционке из-за неловкости перед окружающими. Некоторые дети и вправду подходят для включения их в процесс инклюзивного образования, но школы противятся, переводят их на надомное обучение, чтобы избавиться от излишних забот.Непростая ситуация складывается с детьми, которым ставят диагноз ранний аутизм. Особенно если он выявляется в сочетании с какими-либо патологиями. Где обучаться им? Часть таких ребят могут учиться в коррекционной, часть – в общеобразовательной, часть – находиться на надомном обучении. Только дистанционное образование для них вряд ли подходит. Кстати, наш фонд совместно с Центром психолого-медико-социального сопровождения Московской области и Центром лечебной педагогики регулярно организует повышение квалификации педагогов, работающих с такими детьми.- Но наверное, не только дистантом и инклюзивом представлены современные тенденции в коррекционном образовании?- По разным причинам во многих коррекционных школах число воспитанников уменьшилось. Причины разные – это и нежелание некоторых родителей отдавать сюда своих детей во многом из-за недостаточной информированности, и введение подушевого финансирования, и прием в учреждение только жителей данного муниципального образования. С другой стороны, каждый ребенок с самыми сложными патологиями развития имеет право на образование, и родители просят предоставить такую возможность. И естественным образом коррекционка становится особым центром сопровождения, методической работы.В настоящее время в Подмосковье создают непрерывную цепочку – от центров ранней помощи через детские сады и школы до профессиональных училищ, и даже после их окончания. Хорошо, что сейчас подобные вопросы начинают решаться.В оказании помощи коррекционке возрастает роль некоммерческих общественных организаций, а также бизнес-структур. С их помощью удается решать проблемы неравномерного распределения по территориям регионов коррекционных учреждений и их нехватки для определенных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, постинтернатной адаптации детей-сирот. Касается это также постепенного решения многих вопросов материально-технического обеспечения специальных учреждений через частно-государственное партнерство. 10-летнее сотрудничество благотворительного фонда «Абсолют-помощь» и Министерства образования Московской области может послужить для многих примером того, что взаимодействие общественной структуры и органов власти расширяет возможности каждого и дает ощутимый результат работы. Благодаря такому сотрудничеству в этом году 2 июня впервые состоялся выпускной бал для тех, кто лучше всего учился и проявил себя в коррекционной школе. Мы делаем это, потому что воспитанники коррекционки достойны этого. Потому что эти дети такие же, как и другие, только им выпало в жизни преодолеть больше препятствий.
Комментарии