Как часто созданию нового мешает стандартность мышления! Наконец-то в печати началась полемика по поводу более рациональной, гуманной, щадящей и объективной оценки знаний. Предложений много не только теоретических, но и апробированных в конкретных учебных заведениях, имеющих результаты и экспертные заключения. Казалось бы, радоваться надо – обучение действительно становится личностно-ориентированным. Теперь каждый педагог будет видеть ребенка, а не его отметку. Отметка уйдет на второй план, она будет нести информацию о… Попробуем разобраться именно с этим вопросом. Какую информацию должна нести школьная отметка? Пока через выступления красной нитью проходит качество знаний, успеваемость, обученность… То есть какой бы ни была новая система оценки, оценивать мы собираемся ЗУНы (знания, умения, навыки). И ни о каком развитии ребенка, его интеллектуальном росте ничего мы сказать не сможем, глядя на отметку, оценивающую запоминание, понимание, воспроизведение и т.д., и т.п. О достижении наших высоких целей – воспитание и развитие высокоинтеллектуальной, трудолюбивой личности, способной принимать самостоятельные, неординарные решения, – тоже не может быть и речи, если мы оцениваем по шаблону. На протяжении многих лет педагоги призывают не начинять детей знаниями, а учить добывать эти знания самостоятельно. “Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный”, – говорил Монтень. Но все эти призывы остаются лишь лозунгами, т.к. нет инструмента, способного измерять трудолюбие, трудоспособность, настойчивость, упорство в достижении цели, определять устройство мозга, а не его наполненность. Думается, именно такой инструмент мы должны искать, иначе мы получим новую вывеску с прежним содержанием.
Апробируя на протяжении четырех лет рейтинговую или балльную оценку действий учащихся на уроках физики, я получила на начало 2002 года графические характеристики своих подопечных. Полагаю, если вкладыши в аттестат о среднем образовании будут иметь такой вид, информацию об абитуриенте можно будет получить более полную, нежели при ознакомлении с простым перечнем традиционных отметок.
Рассмотрим на отдельных примерах преимущества предлагаемого новшества (см. приложение).
Д.Карайченцев. Суммировав все проценты и поделив их на количество аттестационных периодов, получаем средний показатель дееспособности или трудолюбия – 83%. Можно с уверенностью сказать, что этот ученик в течение всего срока обучения физике проявлял добросовестность, старался выполнять все задания. Хотя иногда позволял себе расслабиться или не сразу включался в работу после каникул (болезни). При переводе в традиционную отметку в 11 случаях из 16 Даниил имеет пятерку, вполне вероятно, что в документе об образовании у него будет стоять “отлично”, хотя о стопроцентном выполнении программы говорить не приходится.
Е.Трофименко. Виден разброс отметок от “3” к “5”, точнее, от 26 к 90%. Можно предположить, что у Елены есть неплохой потенциал, но настроение учиться посещает ее редко. Отсутствуют усидчивость, трудолюбие, показатель трудоспособности составляет всего 49%. Это красноречиво говорит о том, что Елена не выполняет даже половины работы, предлагаемой учителем. Хотя причина может заключаться в слабом здоровье. Как бы там ни было, развития, интеллектуального роста, работы над собой, над самообразованием в данном случае не наблюдается.
О.Шевцова. Показатель трудоспособности – 96%. Ясно, что в аттестате Ольги, как и у Карайченцева, будет стоять отметка “5”, но невооруженным глазом видно, насколько эта пятерка весомее. Оля постоянно стремится выполнить и перевыполнить, ей нравится работать, она не просто трудолюбива, а настойчива и целеустремленна.
Конечно, справедливости ради надо оговориться, что в приведенных примерах речь шла только об одном предмете. Более полную и объективную картину можно получить, только имея подобные данные по всем образовательным областям.
В заключение добавлю, что именно рейтинговая оценка, фиксирующая и запоминающая каждый правильный ответ ребенка, верный шаг или действие, может помочь нам определить не просто наполненность знаниями, а оценить умение, стремление, способность эти знания получать, применять, принимать правильные решения, искать и находить. Что в реальной жизни наиболее существенно и важно!
Лилия ДИТРИХ,
учитель физики, директор МОУ “Шайковская средняя общеобразовательная школа N 2”
Кировский район,
Калужская область
Комментарии