Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Региональный опыт. Личный интерес к управлению обществом

Учительская газета, №9 от 7 марта 2006. Читать номер
Автор:

Минувший год был провозглашен Советом Европы Европейским годом гражданственности через образование под девизом «Жить и учиться демократии». Одним из приоритетов для европейских государств признано развитие национальной политики в области гражданского образования. В Декларации глав государств и правительств государств – членов Совета Европы от 01.10.1997 г. утверждается необходимость «развивать образование для демократического гражданства, основанного на правах и обязанностях граждан и участии молодежи в гражданском обществе». В рекомендациях международных организаций государствам-участникам и мировому сообществу выделяются следующие условия развития гражданского образования: подготовка и реализация соответствующей образовательной политики; создание системы непрерывного гражданского образования; организация подготовки и повышения квалификации учителей на основе современных образовательных технологий; обеспечение обновления содержания образования, адекватного современным требованиям.

В настоящее время международным педагогическим сообществом все больше осознается недостаточность простого присутствия специального курса в учебном плане. Необходимы не только знания, но и социальная компетентность.

Джон Дьюи подчеркивал, что образование в демократическом обществе «создает у людей личный интерес к общественным отношениям и управлению обществом и такие умонастроения, благодаря которым изменения в обществе происходят постепенно, не порождая беспорядков». Необходимость построения в России «зрелой демократии и развитого гражданского общества», подготовки людей, формирования у школьников демократической гражданственности нашла свое отражение в нормативных правовых актах, определяющих государственную образовательную политику. Гражданское образование, таким образом, является важнейшей предпосылкой и условием становления в России гражданского общества и демократического правового государства.

В числе важных характеристик гражданского образования в России в настоящее время выделяются: развитие различных моделей гражданского образования в образовательных учреждениях и педагогических инициатив российского уровня; реализация образовательными учреждениями, общественными организациями разнообразных программ гражданского образования, формирование государственной образовательной политики в данной сфере. Качество и особенности отечественного гражданского образования сегодня определяют такие факторы, как развитие профессионального сообщества педагогов (Ассоциация «За гражданское образование», Ассоциация демократических школ, общество «Знание», Движение общественно активных школ и др.), деятельность неправительственных организаций («Российский центр гражданского образования, партнерство «Сивитас-Россия», Сетевое объединение методистов Федерации Интернет Образования, свыше 40 региональных центров и лабораторий гражданского образования и др.), заметна поддержка со стороны средств массовой информации («Учительская газета», «Преподавание истории в школе», «Основы государства и права» и др.).

Нормативными правовыми актами Российской Федерации сформированы рамочные условия для развития гражданского образования. Общие контуры российской образовательной политики в развитии демократической гражданственности в целом соответствуют подходам, сложившимся в развитых демократических странах, рекомендациям международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы). Декларирование значимости и государственная поддержка гражданского образования являются существенным условием для дальнейшего его развития в Российской Федерации.

Несмотря на имеющиеся достижения, накопившийся опыт, создание необходимых условий для эффективного развития гражданского образования в России не завершено. Этому, на наш взгляд, препятствует недостаточный уровень развития политической и правовой культуры населения Российской Федерации – обеспечения прав человека и основных свобод; развития механизмов реализации деклараций государственной образовательной политики в массовую практику образовательных учреждений и социальных институтов; подготовки работников образования и социальной сферы для реализации программ гражданского образования; развития программ гражданского образования в системе профессионального образования.

В России отсутствует система непрерывного гражданского образования взрослых. Не определены концепция, стандарты. Нет единства в отношении ценностных оснований данного вида обучения. Образовательный процесс во многих школах не ориентирован на получение детьми опыта практической жизни, участие в жизни демократического общества.

Основными проблемами в развитии гражданского образования на сегодняшний день являются отсутствие реальных механизмов претворения в жизнь положений национальной образовательной политики, несоответствие практики провозглашаемым целям образования и незавершенность комплекса нормативно-правовых и организационно-педагогических условий осуществления гражданского образования.

В этой связи полагаем необходимым утверждение и реализацию федеральными и региональными органами государственной власти государственной программы как основного средства обеспечения образовательной политики в сфере гражданского образования. Основными целями такой программы должны стать формирование и реализация государственной политики в области гражданского образования населения Российской Федерации и создание эффективной системы непрерывного гражданского образования в стране.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством образование отнесено к вопросам совместного ведения федеральных и региональных органов власти, поэтому целесообразно принятие региональными органами власти и органами местного самоуправления таких мер, как разработка программ (перечней, планов) гражданского образования населения и финансовое обеспечение мероприятий региональных программ за счет собственных средств, формирование образовательной политики в отношении гражданского образования и обеспечение ее общественно-государственного характера.

В Калужской области с середины 1990-х гг. началось создание современной системы гражданского образования в регионе. В этом активно участвуют Областной институт повышения квалификации работников образования, органы управления нашей отрасли, региональное отделение Ассоциации «За гражданское образование», другие организации. За последние 10 лет у нас были реализованы:

проект Совета Европы и Минобразования РФ «Повышение квалификации педагогов в сфере гражданского образования»; российско-голландский проект «Содействие развитию гражданского образования в Калужской области»; Всероссийская образовательная программа «Мой выбор»; проект Совета Европы «Обучение, направленное на воспитание демократической гражданственности»; проекты научно-внедренческого центра «Гражданин»; программа обменов в сфере демократического образования «DEEP»; проект «Живое право» и др.

Удалось объединить педагогов, представителей общественности, заинтересованных в развитии гражданского образования, в единое сообщество. Созданы условия для формирования региональной и муниципальных моделей гражданского образования на основе межпредметного подхода, развития демократического климата в школах, социального проектирования, поддержки профессионального роста учителей, активного взаимодействия образовательных учреждений с социумом. Налаживается взаимодействие общеобразовательных учреждений с общественными организациями, органами государственной власти и местного самоуправления, средствами массовой информации. В школах созданы детские общественные организации, органы школьного самоуправления. Формируется собственная модель методической работы, повышения квалификации работников образования. Разработаны и реализуются программы повышения квалификации. Подготовлены учебно-методические пособия. Регулярно проводятся конференции, семинары по проблемам гражданского образования.

Полученные в ходе экспериментальной работы результаты были положены в основу Рекомендаций по реализации гражданского образования в регионе, проекта Российской концепции гражданского образования, использованы при подготовке письма Министерства образования Российской Федерации от 15.01.2003 г. №13-51-08/13 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации».

Представители Калужской области активно участвуют в деятельности Экспертного совета по гражданскому образованию и образованию в области прав человека при Государственной Думе, Общественном совете по правам человека при Президенте РФ. Результатом такого сотрудничества стала разработка проекта государственной программы «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2006-2010 гг.».

Петр СИМОНЕНКО, заместитель директора Калужского института туристского бизнеса


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту