search
main
0

Ребячьи сердца зажигать. К 95-летию Всесоюзной пионерской организации

Мои родители в свои молодые годы были пионервожатыми. Мама, Валентина Леонидовна Андриевская, в конце 30-х годов по поручению комитета комсомола выполняла обязанности отрядной вожатой в одной из школ Киевского района Москвы. Отец, Вадим Константинович Кузнецов, возглавлял пионерскую дружину в поселковой школе на Урале. С детства я помню их рассказы о работе с пионерами, оптимизм, высокую ответственность за порученное дело.Семья офицера Советской армии часто переезжала с места на место. В 1954 году мы приехали в Москву, и я поступила учиться в 5-й класс в поселке Раменки Кунцевского района Московской области. Позже наш поселок вошел в черту города, и школа получила номер 48.В течение пяти лет учебы в этой школе я выполняла пионерские поручения: избиралась членом совета и председателем совета отряда, членом совета дружины, в 7-м классе была избрана и два года была председателем совета дружины. Затем как член комитета ВЛКСМ школы возглавляла пионерский сектор и работала отрядной вожатой.

У нас была замечательная старшая вожатая Ольга Кондратьевна Попова – прекрасный организатор, творческий человек, задушевный друг. В те 50-е наша пионерская дружина была известна не только в районе, но и в городе многими интересными и полезными делами.Так, зимой 1957 года у нас в дружине по инициативе старшей вожатой началась познавательно-деятельностная игра «Освоение космоса». С помощью родителей-инженеров, мужа Ольги Кондратьевны – электромеханика, учителей школы, старшеклассников почти на всю стену школьного зала была сделана электро- и радиофицированная карта звездного неба с изображением планет и звезд. На противоположной стене был укреплен глобус Земли, с которой стартовали космические ракеты к различным планетам (они передвигались по натянутым тросам). Каждый пионерский отряд стал экипажем космической ракеты, имевшим свое название (наш назывался «Отважный»). У членов экипажа были конкретные обязанности: командир экипажа ракеты, штурманы, астрономы, инженеры, астрофизики, биологи, медики, навигаторы, радисты, бортпроводники, культорги, летописцы, фотографы. В процессе игры проводились специальные практические занятия для различных групп экипажей.Это была игра-соревнование, игра-конкурс. Она захватила и пионеров, и комсомольцев, и учителей, и родителей. Сколько специальной литературы было прочитано (а ее не так-то просто было тогда найти), какие викторины проводили, как «подтягивали» по всем предметам двоечников, какую космическую форму шил себе каждый отряд, как стремились обогнать другие ракеты и побыстрее достичь свою мечту!.. Игра преобразила не только нашу школьную и пионерскую жизнь, она преобразила каждого из нас в стремлении стать лучше, добиться коллективных и личных достижений.Когда 4 октября 1957 года весь мир был ошеломлен сенсационным сообщением о запуске Советским Союзом первого искусственного спутника Земли, для нашей дружины это тоже был необычный праздник: ведь мы уже давно «осваивали» космос и чувствовали свою принадлежность к этому знаменательному для всех событию!На следующий день в школе появилось много корреспондентов газет и журналов, в том числе и зарубежных изданий. Один из журналистов спросил у старшей вожатой:- Ольга Кондратьевна, как вам удалось так своевременно организовать игру об освоении космоса, разве вы могли знать о предстоящем запуске спутника?И наша мудрая и остроумная вожатая спокойно ответила:- Надо внимательно читать газеты между строк.А через некоторое время в первом номере журнала «Вожатый» за 1960 год его редакция открыла на своих страницах заочный клуб юных астрономов, поместила различные материалы на тему освоения космоса. На обложке журнала фотографии – фрагменты нашей космической игры во главе с ее главным «командующим» – старшей вожатой О.К.Поповой.Благодаря влиянию моих родителей, учителей, любимой вожатой Ольги Кондратьевны после окончания школы я осталась в ней работать старшей пионервожатой. Старалась не уронить авторитет нашей пионерской дружины. Мы участвовали в движении «Отряды – спутники семилетки», в акции «Абакан – Тайшет» (собирали металлолом на строительство железной дороги), встречались с интересными людьми (турецким поэтом Назымом Хикметом, строителями МГУ имени М.В.Ломоносова, известными спортсменами), много внимания уделяли работе с октябрятами.Еженедельно я занималась в Доме пионеров Ленинского района, где нас, вожатых, обучали работе с пионерами и делали это творчески, интересно. В феврале 1961 года мне поручили выступить на городской конференции старших пионервожатых Москвы в городском Доме пионеров с сообщением о делах дружины и рассказом об игре «Освоение космоса».В сентябре 1961 года по рекомендации Ленинского РК ВЛКСМ и МГК ВЛКСМ решением Центрального комитета комсомола меня направили во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек» имени В.И.Ленина, где в течение шести лет я работала отрядной и старшей пионерской вожатой.После возвращения из «Артека» меня направили в методический отдел Московского городского Дворца пионеров и школьников вести участок работы со старшими вожатыми города.3анятия в школе организовывались для трех групп вожатых с учетом их образования и стажа работы. Для каждой группы заранее (в мае-июне) составляется учебный план на год, в основе которого лежит программа курса теории и методики пионерской работы, утвержденная ЦК ВЛКСМ для пионерфаков педагогических институтов. Кроме того, в учебный план вносятся новейшие документы и материалы комсомола о пионерской организации.Первая группа – вожатые-новички. В содержании курса главное внимание уделяется истории Всесоюзной пионерской организации, основам теории и методики пионерской работы. Прививаются навыки по строевой подготовке и массово-затейной работе. Вторая группа вожатых наряду с дальнейшим изучением истории, теории и методики пионерской работы начинает более углубленно анализировать отдельные вопросы пионерской деятельности. Например, работу звена, отряда, совета дружины. Для них проводятся лекционные и практические занятия. Багаж вожатого пополняется знаниями по психологии. В конце года вожатые сдают зачет. Вожатые третьей группы продолжают изучение теории и методики пионерской работы, но теперь уже каждый из них выбирает определенную тему, по которой ведет самостоятельное исследование. Таким образом, вожатый получает возможность осмыслить полученные теоретические знания. Итогом исследования является реферат, который автор защищает перед своими коллегами.Ступенчатость обусловливает не только изменения в программе, но также и разнообразие форм обучения. В первой группе наиболее оправданны лекции, беседы, практические занятия. У более опытных вожатых преобладают семинары, диспуты, методические дни.Почти на каждом занятии вожатые получают домашнее задание. К примеру, прочитать определенную статью, раздел в книге, спланировать предстоящее дело, провести опрос пионеров, специальное наблюдение, исследование. Это открывает простор для творчества, поиска, прививает вкус к педагогической профессии. Два раза в год в школе проходит итоговый зачет.Очень важна, на наш взгляд, атмосфера, в которой проходят занятия в школе старшего вожатого при Куйбышевском Доме пионеров. Начало занятий ровно в 10.00. По команде дежурного старшие вожатые (обязательно в пионерской форме) выстраиваются на линейку, сдается рапорт председателю районного совета вожатых, объявляется план занятий. Затем идет строевая подготовка. Это не только организует и настраивает вожатых, но и оказывает им помощь в овладении пионерскими ритуалами.Большинство семинарских занятий проходит на базе пионерских дружин.Куйбышевский Дом пионеров заботится о развитии инициативы и самодеятельности самих вожатых, привлекает их к решению вопросов, связанных с их жизнью и работой. Немалую роль в этом играют районный отряд вожатых и его совет. Совет состоит из девяти человек. Как правило, это вожатые, пользующиеся большим авторитетом, хорошо подготовленные, знающие и любящие свою работу. Одно из главных направлений в деятельности совета – пропаганда и популяризация профессии вожатого, а одна из находок – вечер защиты профессии вожатого, на который приглашаются пионеры-штабисты, учащиеся десятых классов, вожатые-производственники.Готовятся защищать свою профессию все вожатые, но право выступить на вечере дано лишь самым «одержимым». Гости и участники вечера с первых шагов попадают в мир вожатской жизни. Комнаты Дома пионеров превращаются в мастерскую художника, ателье Умелкина, выставку поделок, комнату почемучек, педагогических головоломок. Каждый должен пройти все «препятствия» и получить в свою «зачетную книжку» оценки по заслугам. В шутливо-серьезной игре гости узнают, как много должен знать и уметь вожатый, какими разносторонними и глубокими должны быть его интересы. И далее они убеждаются в этом, когда слушают вожатых, влюбленных в свою профессию, или тех, кто прошел вожатский путь, а теперь с благодарностью вспоминает об этом. Выступают комсомольские работники, учителя, директора школ, журналисты, ученые. Гости задают вожатым вопросы о трудностях и радостях их профессии, о перспективах роста. Им даются исчерпывающие ответы.В конце учебного года проводится переаттестация в течение трех-четырех дней в РК ВЛКСМ. В приемной комиссии – секретарь райкома комсомола, директор Дома пионеров, методисты, председатель и члены совета вожатых. Вместе со старшими вожатыми приглашаются директор школы, организатор внеклассной и внешкольной работы, секретарь партийной организации.Идет совместный разговор о работе старшего вожатого, его профессиональной подготовке и педагогическом мастерстве. Высказываются добрые пожелания, советы по дальнейшей деятельности вожатого в школе. Здесь же решаются вопросы о его педагогической нагрузке, условиях жизни и учебы, о перспективах роста.Руководили работой школы вожатых Куйбышевского района в те годы талантливые пионерские методисты-мастера Ефим Штейнберг и Александр Тубельский (ныне известные всей стране педагоги).На базе Московского городского Дворца пионеров и школьников ежемесячно работал Университет старших пионервожатых с различными факультетами. Научными руководителями университета, его лекторами были известные ученые – сотрудники НИИ общих проблем воспитания Академии педагогических наук СССР: Б.Е.Ширвиндт, доктор педагогических наук, профессор, З.А.Ходоровская, кандидат педагогических наук (позднее она работала в ВКШ при ЦК ВЛКСМ), кандидаты педагогических наук М.Б.Коваль, А.Я.Журкина, Л.П.Иванова, В.В.Лебединский, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и пионерской работы Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ.На семинарах и практических занятиях, которые проводились на базе ведущих отделов дворца, свой опыт вожатым передавали «пионерские корифеи» В.Я.Игошкин, В.С.Мягкова, Е.М.Минскин, М.И.Крайман, Т.Л.Марголина, М.М.Солдатова, И.И.Гольдберг, Д.Д.Гунин, Б.Г.Пшеничнер, З.П.Кабачек, А.А.Баранов, В.А.Стоянова, Г.И.Левинсон, А.С.Ильин, О.И.Грекова и многие другие «внешкольники», влюбленные в свое дело.К каждому занятию готовились выставки о работе лучших пионерских дружин города, лучших старших и отрядных пионервожатых. Как правило, на каждом занятии слушатели получали методические разработки, приобретали литературу о работе с пионерами. Вожатые могли во дворце увидеть новые документальные, художественные, мультипликационные фильмы, встретиться с любимыми артистами, разучить новые игры, песни, танцы.В городе действовали районные и городской советы старших пионерских вожатых – своеобразные органы самоуправления вожатской жизни. Активно работали в городском совете Люба Гаврилова, Муза Петрова, Иван Малюта, Виктор Голованов, Лариса Бехтина и многие другие вожатые – настоящие энтузиасты и верные товарищи. Вожатские отряды участвовали в смотрах строя и песни, художественной самодеятельности, инсценированной песни, туристских смотрах, выездной учебе на базе горкома комсомола «Восход», трудовых субботниках.Яркими событиями были научно-практические конференции, собрания, слеты вожатых, приуроченные к важнейшим событиям страны и города. Так, незабываемое впечатление оставил городской слет пионерских вожаков, посвященный движению «Сделаем Москву образцовым коммунистическим городом!». Слет состоялся в только что открытом тогда концертном зале «Россия».Запомнился и слет пионерских вожатых в 1976 году, на котором лучшим были вручены правительственные награды: орден «Знак Почета» – Нине Николаевне Маркеловой, старшей вожатой школы-интерната №5, участнице Великой Отечественной войны, более тридцати лет к тому времени проработавшей с детьми. Медалью «За трудовую доблесть» была награждена Лариса Бехтина, старшая пионервожатая школы №607, медалью «За трудовое отличие» – Анна Смирнова, отрядная вожатая-производственница, монтажница завода «Эмитрон».В памяти остались и сотни других пионерских комиссаров Москвы – ярких, инициативных руководителей, ведущих за собой юных москвичей, организующих интересные и полезные дела для ребят, для столицы, для Родины. На всех пионерских парадах на Красной площади московские вожатые шли внушительной, сплоченной, стройной колонной. Шли, печатая шаг, красивые девушки и юноши, которые свои молодые годы посвятили работе с пионерами, чем и гордятся до сих пор. А гордиться есть чем: с какой другой работой сравнится – ребячьи сердца зажигать!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте