search
Топ 10

Ребенок – праздник, который пока с тобой

Как уберечь подрастающее поколение от вредных привычек и возможно ли это вообще? Об этом размышляет заместитель директора школы №1095 Валентина АТРОХОВА.

Причина большинства проблем молодежи (наркомания, токсикомания, ранний алкоголизм, детская преступность и так далее) кроется в существующем дефиците общения подростков и старшеклассников со значимыми для них взрослыми: старшими братьями и сестрами, родителями и учителями. Мы, взрослые, навсегда должны понять, что главное в жизни – не оценка, не предметы, не институт, а чудесный климат, обстановка поддержки, привлекательные отношения, уважение и терпимость, страсть и тяга каждого идти по дороге успеха самому и вместе с друзьями, умение чувствовать красоту природы, искусства, культуры.

Для учащихся старших классов психологически естественно стремление к объединению со старшими. Если такими старшими не становятся учителя и педагогический коллектив, то школьники обязательно входят в самые разнообразные антисоциальные объединения. На мой взгляд, участие детей зависит в большей мере от взрослых, которые должны прислушиваться к мнению детей, ценить его, ведь жить в построенном мире именно им. Участие детей может осуществляться в любых формах и любых видах деятельности. Главное, чтобы, участвуя, ребенок проявлял свою активность, самостоятельность. А для этого любое дело должно быть организовано на принципах доверия к ребенку, признания за ним права на свое мнение и даже на ошибку.

Одна из эффективных форм участия детей в жизни общества, школы, семьи – самоуправление как участие всех членов коллектива в общем деле. Сегодня особенно распространены школьные советы самоуправления.

Самоуправление зародилось в нашей стране в 1997 году. Именно тогда начала осуществляться программа «Лидер». Главной целью проекта стала разработка системы самоуправления, а также создание оптимальных условий для взаимодействия ученика и педагога, помощь школьникам в общественном самоопределении. Это относилось к истории нашего школьного самоуправления. Во главе системы самоуправления в нашей школе стоят президент и вице-президент. Они присутствуют на планерках учителей, взаимодействуют с администрацией, координируют работу органов самоуправления. Президент и вице-президент в работе опираются на координационный совет, который состоит из министров. Совет выполняет большую часть лидерской работы. Кроме координационного совета, существует и совет лидеров – орган из выбранных представителей классов (с 5-го по 11-й) – по 1-2 человека от класса. Члены совета лидеров распространяют информацию по своим классам и организуют их работу. Координационный совет и совет лидеров традиционно проводят свои заседания каждую неделю по четвергам – подводят итоги прошедшей недели и строят планы на следующую.

С 1998 года президента выбирал совет лидеров, а с 2000 года его стали выбирать все учащиеся и преподаватели школы. К этому мероприятию ребята относятся очень серьезно. Кандидаты в президенты готовят свои программы, защищают их перед комиссией, предварительно собрав 100 подписей в свою поддержку. Если кандидат успешно проходит комиссию, он может обнародовать свою программу и начать прямую агитацию. Избирательная кампания длится весь день, поэтому учащиеся могут проголосовать в любое время. На следующий день после подсчета голосов оглашаются результаты выборов и имя нового президента школы.

Самое интересное – работа школьного министерства доверия и права. Это министерство занимается профилактикой таких вредных привычек, как табакокурение, алкоголизм, токсикомания и наркомания, а также работает с детьми «группы риска», вовлекая их в интересные творческие дела, проводимые самим министерством. Это конкурсы газет по программе «Скажи «нет» наркотикам, алкоголю, табаку!», «Что такое хорошо, что такое плохо?», «круглые столы» для старшеклассников «Наркомания – болезнь ХХI века», для ребят 10-11-х классов – «Наркотики и СПИД». В нашей школе очень развита такая форма работы, как дебаты. Особенно интересно прошли дебаты на темы: «Музыка для ума, музыка для души, музыка для тела», «Почему мы такие разные в школе, дома и на улице?», «Роскошь человеческого общения», «Как остаться непобежденным?», «Главное – не как, а зачем бросить курить?», «Для чего я пришел на эту землю?». Очень часто мы используем в работе игровые формы: правовую игру «Суд идет», ролевые игры «Суд над наркоманией» и «Меняем сигарету на конфету», ток-шоу «Карманные деньги», «Отцы и дети», «Мы и культура», «Бизнес и мораль», а также видео- и кинопросмотры «Горькая правда о наркотиках». Вместе с органами УВД мы проводим акцию «Спорт вместо наркотиков». Сотрудники милиции – частые гости в школе, они читают лекции об уголовной ответственности. Сегодня «выплывает» проблема детского пивного алкоголизма, который быстро распространяется среди детей разного возраста. Проводя опрос наших детей, мы выявили, что подростки не считают пиво сильным алкогольным напитком, приносящим вред организму и вызывающим привыкание. Многие ребята не знают законов, например, что распитие спиртных напитков ведет к уголовному наказанию, оказываясь в такой ситуации, они не знают, как правильно вести себя при общении с представителями органов правопорядка. Поэтому нам хочется, чтобы работники правоохранительных органов были в нашей школе более частыми гостями, так как слова о правах и обязанностях подростков в плане поведения на улице и об уголовной ответственности перед обществом из уст работников милиции более эффективны и значимы, чем из уст педагогов. Но часто оказывается так, что сотрудники милиции появляются в школе только тогда, когда уже совершено правонарушение или даже преступление. У нас в школе есть стенд «Каждый ребенок имеет право», на котором указаны номера телефонов доверия, экстренной медико-психологической службы и «горячей линии». Мы составили совместную программу работы с организацией «Дети улиц», которая тоже проводит курс лекций и семинаров для педагогов и учащихся на такие темы, как: «Игромания – болезнь ХХI века», «Сквернословие», «Предотвращение зависимости от табакокурения и алкоголя», «Я выбираю жизнь» (против наркотиков и СПИДа).

Каждый президент нашей школы включает в свою программу профилактику наркомании. Совет лидеров разработал проект «Спасибо, нет!», цель которой – сделать так, чтобы каждый ребенок в школе мог вовремя осознать опасность любой зависимости и отказаться от нее, пока не поздно.

Ребята хотят признания и успеха, но они добиваются его не в школе, а за ее пределами – в подъезде, на улице, в подвале. Их можно отогреть, но только не жалостью, не вербальными ухищрениями, а индивидуальным подходом, умением ждать, прощать, поддерживать и верить. Например, мы осуществляем проект «Московский дворик», в котором принимают участие дети и родители, а ответственными мы назначили именно проблемных ребят, оказали им доверие, поручив организацию, дали им почувствовать, что они не хуже других, что должны не замыкаться в своих проблемах, а находить выход из алкоголизма или курения. Многие считают, что проблема с нарушением закона наступает у подростка, и тем самым упускают профилактическую работу с учениками первой ступени. Часто родители проблемных детей не становятся опорой в профилактической работе, а, наоборот, занимают агрессивную позицию по отношению к школе, хотя именно школа видит негативные предпосылки в поведении детей.

Задача школы – занять детей конкурсами, конференциями, участием в кружках и акциях. Наиболее яркие из них – «Доброе сердце», «Спасибо тебе, ветеран!», «Золотые свадьбы». Ребята стали выезжать в лагеря, что позволило еще больше их сплотить. Поездки дали веру в свои силы, повод задуматься о том, что жить можно весело и интересно.

Главное для нас – создать благоприятную психологическую среду для ребят. Ведь подросток – уже не ребенок, но еще и не взрослый. Эта промежуточная позиция доставляет массу неприятностей. Ребенок отделяется от родителей и уходит в свой мир – мир сверстников. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей и сохранением детско-школьного статуса. Учебная деятельность и школа перестают быть главными и самыми важными задачами. Ведущей деятельностью становится именно интимно-личностное общение со сверстниками. Именно это общение и пытается дать наша школа. Желание участвовать в общественной жизни, баллотироваться на должность президента или министра движет детьми. Они бросают старый образ жизни, чтобы быть в школе с новыми друзьями. Они лидеры, они организуют уже успевшие стать традиционными школьные праздники (День знаний, «Московский дворик», «Осенние пиры», новогодние праздники, Масленицу, День святого Валентина, конкурс «Осенний букет», интеллектуальный марафон и другие). Они наставники младших ребят, они участвуют в экспериментальных площадках «Разработка технологий общественного самоопределения подростков» и «Организация и развитие системы самоуправления в современных условиях». В нашей школе у подростков есть своя комната, где они могут чувствовать себя комфортно, общаться, смотреть телевизор, заниматься музыкой, пить чай, разрабатывать и готовить интересные творческие дела.

Нам нужно любить своих детей любыми, общаясь, радоваться, потому что ребенок – праздник, который пока с тобой.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту