Отвращение к домашним заданиям и нежелание идти в школу — не редкость для семей, где воспитывают школьников. Если заставлять ребенка учиться приходится постоянно, стоит прислушаться к рекомендациям специалистов.
Вполне поправимой такую ситуацию считает педагог-психолог БУ ВО «Областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (г. Вологда) Юлия Силинская. Необходимо найти нужную мотивацию. О том, как поддержать школьника и правильно замотивировать, сообщает портал Растимдетей.рф.
Почему ребенок не хочет учиться
Для начала необходимо выявить причины нежелания ребенка идти в школу. Обычно плохая успеваемость имеет объективные причины – продолжительная болезнь и отставание по программе, профессиональные занятия спортом, множество кружков, из-за которых мало времени остается на выполнение уроков. Другой причиной может быть равнодушие родителей к школьным делам сына или дочери, отсутствие помощи с их стороны или от учителей. Нередко взрослые лишь ограничиваются вопросами «Как дела?» или «Ты поел?».
Низкая мотивация может быть обусловлена также отсутствием у ребенка ограничений. При полной свободе дети не умеют преодолевать трудности и справляться с задачами. Довольно частой такая ситуация бывает у младших школьников, которых с дошкольного возраста не приучили к дисциплине.
Причиной нежелания учиться может стать протест. Тогда ребенок заявляет родителям: «Пока не купите мне игрушку (планшет, новый телефон), я в школу не пойду».
Одной из самых «незаметных», но важных причин низкой мотивации к учебе является простое неумение учиться. Зачастую взрослые убеждены, что научить этому детей должны в школе. Но это не совсем верно. Никакой учитель не может полностью контролировать усвоение знаний всех своих учеников. Таким контролем нужно заниматься родителям.
Какие способы повышения учебной мотивации существуют
Одним из наиболее действенных способов повысить учебную мотивацию является помощь ребенку в овладении учебной деятельностью. Родителям младших школьников нужно не только проверять результат работы, но и процесс ее выполнения.
Если они видят ошибку, не следует торопиться тут же ее исправлять. Стоит спросить у ребенка, как именно он получил такой результат. Если видно, что ребенок не усвоил материал, нужно вместе его изучить и исправить ошибку. На это требуются время и усилия. Однако при таком подходе дальше ребенок сможет учиться сам, следуя привычному алгоритму.
Другой способ повысить мотивацию к учебе — обеспечить ребенка рабочим местом для домашних заданий. Это дисциплинирует, ребенок привыкает к обязательности выполнения уроков. У него должны быть свой стол и полка для учебников и тетрадей. Не следует разрешать делать уроки на кухне или перед телевизором, на полу.
К тому же, уроки важно делать в определенное время – так школьник быстрее будет погружаться в работу. Лучше выполнять задания днем, не откладывая их на поздний вечер. Также полезно выработать привычку обязательно и систематически делать уроки. Школьнику важно понимать: что бы ни случилось, домашнее задание должно быть выполнено хорошо, что учеба по своей важности равнозначна самым серьезным взрослым делам.
Не стоит отвлекать ребенка от домашних заданий. Учеба должна представляться как ценность и большой труд, нужно постараться привить уважение к умственному труду.
Еще одним эффективным способом мотивации считают организацию совместной деятельности членов семьи. Это особенно важно подросткам, когда родителям предстоит завоевать доверие и отрегулировать общение. В процессе формирования доверия проявляются причины отрицательного отношения ребенка к учебе. Полезно вместе отдыхать, поддерживать семейные традиции (праздничный обед, посещение родственников, благотворительность и т. д.).
Обязательное условие мотивации — похвала
Хвалить важно даже за кажущиеся незначительными успехи. Стоит сравнивать сегодняшние результаты с предыдущими. Это значительно повышает самооценку ребенка, он становится уверенным в себе и собственных силах, понимает значимость учебы.
Иногда помогают смена класса или школы. Эффективность возможна лишь при наличии серьезных проблем с одноклассниками либо учителем, когда другие способы безнадежны. Повышает мотивацию к учебе и освобождение ребенка от дополнительных занятий и кружков. Этот способ действует, когда главной причиной нежелания учиться выступает физическая усталость.
Не менее действенно заинтересовать ребенка в учебе на личном примере. Он эффективен, если родители своими действиями демонстрируют положительный пример (учатся новому, посещают выставки и театры, читают), а не просто рассказывают о том, что «в твоем возрасте я отлично учился и много читал». Если вы помогаете ребенку в учебе, важно не делать задания за него, нужно помочь ему разобраться в материале.
Еще один способ повысить мотивацию — обратиться к специалисту (психологу или профильному врачу). Это необходимо сделать, если у ребенка есть какое-то заболевание либо он пережил стресс.
Способы мотивации, которые не работают
Бесполезно убеждать ребенка в необходимости и важности учения («Много будешь зарабатывать», «В хороший вуз поступишь» и т.п.). Отложенный результат, которого можно ждать даже через несколько дней, а уж тем более лет, совсем не привлекает. Поведение школьника определяется короткой мотивацией и близким результатом.
Вознаграждать материально за успехи – не слишком эффективно. В таком случае ситуация может оказаться перевернутой: «Нет поощрения — не буду учиться». Также не нужно лишать ребенка удовольствий за промахи в учебе. Если после наказания двойка и будет исправлена, то исключительно от страха. Неуспех в учебе – не повод к наказанию, он сигнализирует о необходимости помочь ребенку усвоить какую-то тему.
Просить учителя заинтересовать ребенка учебой — также бесполезно. Педагог не в состоянии одновременно сделать отличниками 25 ребят. Он лишь контролирует результат выполнения определенных заданий, а не то, каким образом школьник их выполняет.
Учеба в школе — это нелегкий труд. Задача взрослых — сделать ее увлекательной и познавательной, создать условия, при которых ребенок сам стремится узнать что-то новое потому, что ему интересно, а не за подарок или из страха.
Комментарии