search
main
0

Развитие территориальной системы образования. Что и как нужно делать

В случае территориальной дивизиональной структуры аналогичные деловые операции осуществляются в различных географических (территориально-административных) регионах. И все виды деятельности организации в этом регионе группируются и подчиняются региональному руководителю. Тем самым стимулируется участие локальных звеньев организации (находящихся в непосредственной близости от потребителей ее продукции) в процессе принятия решений и достигается экономия средств за счет локализации оперативной деятельности. При этом вопросы общей стратегии организации и контроль за результатами деятельности ее локальных звеньев остаются за центром.

Продолжение. Начало в №№5-7, 9, 11-12, 14-16, 18-20, 21, 23-25, 28, 31, 33, 36, 38, 40, 41

В основе дивизиональной структуры отрасли образования находятся операционные дивизионы – образовательные организации, непосредственные производители образовательных услуг. При всей автономности образовательных учреждений региональные органы управления осуществляют в отношении них довольно серьезные контрольные функции, главными из которых являются лицензирование, аттестация и аккредитация. Интересно, что муниципальные органы управления, не имея законных прав влияния на содержательные стороны деятельности подведомственных образовательных учреждений (а большинство учреждений в стране именно муниципальные), обладают такими полномочиями, как:

открытие и ликвидация образовательных учреждений;

утверждение их уставов;

назначение и увольнение директоров,

и другими.

Заметим, что при этом собственная структура территориальных органов управления образованием имеет линейно-функциональную форму. Основными механизмами координации внутри территориальных органов управления являются прямой контроль и нормативное регулирование.

При всей незавершенности становления дивизиональной структуры управления в отрасли образования она уже демонстрирует свои преимущества:

внимание и деятельность территориальных органов управления и образовательных учреждений стали в большей степени направленными на изучение и удовлетворение образовательных потребностей жителей территорий;

появилась реальная возможность для принятия самостоятельных решений в пределах своей компетенции менеджерами территориального и операционного уровней;

руководители образовательных учреждений получили свободу оперативной деятельности, а штаб-квартиры имеют возможность сосредоточиться на стратегических вопросах;

созданы предпосылки для более эффективной мобилизации и использования финансовых и других ресурсов.

Использование понятия «дивизиональная структура» применительно к отрасли образования вызывает у многих сомнения, поскольку обычно этот термин используется для описания организационной структуры крупной компании.

Однако вся отрасль образования в масштабе страны в условиях рыночной экономики может рассматриваться как крупная деловая организация, производящая образовательные услуги. Исходя из этого, применение понятия «дивизиональная структура» для характеристики организационно-управленческой структуры отрасли образования Российской Федерации начала ХХI века представляется вполне корректным.

В этой общенациональной организационно-управленческой структуре федеральный орган управления образованием является штаб-квартирой, органы управления образованием субъектов Федерации (муниципалитетов) – территориальными дивизиональными структурами с широкими управленческими полномочиями на своих территориях, а образовательные учреждения – «операционными дивизионами», находящимися в государственной (муниципальной) собственности и обладающими хозяйственной автономией в непосредственном производстве образовательных услуг.

Становление дивизиональной структуры в отрасли образования России связано с переходом от командно-административной к рыночной экономике, появлением рынков труда и образовательных услуг. При успешном завершении этого перехода можно ожидать трансформации дивизиональной организационно-управленческой структуры отрасли образования в сетевую.

К основным характеристикам сетевой организации в сфере образования можно отнести следующие:

последовательную децентрализацию управления, сопровождаемую созданием неправительственных агентств, на которые возлагаются некоторые функции, реализуемые сегодня государственными и муниципальными органами власти;

полную автономность учебных заведений;

использование договорных (контрактных) отношений на всех уровнях и между самими уровнями управления;

широкое использование механизмов бизнес-менеджмента.

При сетевой организационно-управленческой структуре вокруг государственного исполнительного органа, ответственного за образование, создается сеть независимых организаций, способных достаточно эффективно реагировать на потребности рынка образовательных услуг. Такие структурные построения дают реальную возможность выделять самостоятельные хозяйственные субъекты, ориентируемые на исполнение определенных функций, и сохранять при этом целостность сферы образования.

Выделение из структуры управления функциональных блоков, формирование на их базе независимых организаций, взаимодействующих между собой на договорной основе, обеспечивает координацию деятельности вновь создаваемых организаций в условиях динамичной и неопределенной внешней деловой среды. Сохранение же за государством и муниципалитетами права собственности на инфраструктуру (земельные участки, учебные корпуса и мастерские, общежития и т.п.) основной массы юридически независимых производителей образовательных услуг, а также подавляющая зависимость этих производителей от бюджетных ассигнований гарантируют производственную базу сферы образования и делают возможным ее использование для целей, определяемых государством и органами местного самоуправления.

Тенденцию к переходу на сетевую организационную форму должны учитывать и территориальные органы управления. Необходимо, однако, еще раз отметить, что ни дивизиональная, ни сетевая структура той или иной системы образования (общегосударственной, региональной, субрегиональной, муниципальной) не отменяют бюрократический характер (только организационный термин) структуры самих органов управления. Они могут лишь дрейфовать в направлении матричных организационных форм.

6.2.4. Программно-целевая структура

Итак, структура территориального органа управления образованием неизбежно несет на себе бюрократическую печать линейно-функциональной структуры управления. Однако в условиях быстрых изменений зачастую приходится концентрировать усилия на определенных направлениях деятельности, не связанных напрямую с функциями отдельных сотрудников или подразделений органа управления. Подобные ситуации возникают и при осуществлении конкретных программ и проектов (международных, национальных, региональных). В некоторых из них вам, очевидно, приходилось участвовать.

В этих случаях создаются программно-целевые организационные структуры, которые чаще всего именуются «матричными». Такие структуры формируются при разработке организацией проектов для реализации любых целенаправленных изменений в системе. В подобных матричных подструктурах органа управления может возникнуть необходимость, например, при создании сети ресурсных центров в регионе, введении нормативного финансирования, разработке программ реструктуризации сетей образовательных учреждений – в тех случаях, когда требуется временная концентрация усилий и ресурсов.

Схема программно-целевой структуры предусматривает создание двух связей подчинения: линейную – от непосредственного общего руководителя проекта и функциональную – от специалистов, которые могут и не находиться в прямом подчинении у того же руководителя, но временно делегируются в состав исполнителей проекта (см. рис. 6.3).

Лев ФИШМАН, Валерий ДУДНИКОВ

Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте