В практике планирования широко применяются нормы и нормативы использования бюджетных ресурсов, которые определены инструкциями и положениями государственных органов финансового контроля. К этой группе относятся и нормы оплаты труда (ставки, оклады, тарифы, разряды, категории по оплате и прочие нормативы, определяющие размеры фонда заработной платы), а также нормативы использования финансовых ресурсов.
Продолжение. Начало в №№5-7, 9, 11-12, 14-16, 18-21, 23-25, 28, 31, 33, 36, 38, 40, 41, 44-46, 48Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
7.3 Использование норм и нормативов
Следует, правда, отметить, что большинство из этих нормативов выполняют сегодня принципиально иные функции, чем десять – двадцать лет назад. Если тогда они являлись чрезвычайно «жесткими», не допускали никаких отступлений, то сегодня нормативы оплаты труда работников образования задают минимум, меньше которого работодатели в сфере образования не имеют права платить. Если же регион или муниципалитет имеет возможность финансировать образовательные учреждения выше указанных нормативов, то они могут увеличивать заработную плату работников образования так же, как не возбраняется руководителю образовательного учреждения повышать оплату труда педагогов за счет внебюджетных средств, полученных школой, профессионально-техническим училищем и т.д.
Существуют также нормы и нормативы использования основных фондов – зданий, сооружений, машин и оборудования, инструментов, учебников, книг и т.д. Важное значение в планировании деятельности учреждений образования имеют нормы расхода материалов, топлива, электроэнергии, инвентаря. Нормативным методом планируется размещение и развитие сети образовательных учреждений, наполняемость классов и групп.
И здесь заметим, что переход к нормативному подушевому финансированию существенно изменил характер последних нормативов. Руководитель сам, не согласовывая с органом управления, определяет наполняемость отдельных классов (правда, с учетом других, санитарно-гигиенических нормативов). Сами же эти нормативы нужны органам управления для планирования функционирования системы образования территории.
Использование нормативного метода предполагает наличие нормативной базы, в которую должны быть включены:
система показателей, выбранных в качестве нормативных;
методика расчета количественных значений этих показателей;
расчет (определение) конкретных нормативных количественных значений показателей;
утверждение конкретных норм и нормативов;
процедура пересмотра норм и нормативов.
Наличие нормативной базы существенно облегчает планирование, задавая конкретные показатели желаемых результатов. Значительно упрощается система контроля, очевидны отклонения в ту или иную сторону от нормативных показателей по итогам деятельности. Облегчается и организация оплаты труда и стимулирования, которые ставятся в зависимость от степени выполнения соответствующих норм.
Использование нормативов позволяет сделать планирование действительно целеустремленным. Фиксация определенных (количественных) норм во многом эквивалентна заданию «правил игры» в наиболее четкой форме.
7.4 Составление и утверждение планового документа
Не существует какой-либо универсальной формы планового документа, которая бы устраивала разработчиков любого плана. С другой стороны, плановый документ – это квинтэссенция всех усилий разработчиков стратегии. После утверждения компетентным органом или должностным лицом он становится сводом обязательств для исполнителей и документом для мониторинга и контроля. Чем четче составлен этот документ, тем легче осуществлять функции по его претворению в жизнь.
Выводы таковы:
составление планового документа, безусловно, необходимо;
документ должен отражать основные результаты разработки стратегии;
плановый документ должен служить основой для организации работы.
Этим требованиям в наибольшей степени отвечает структура планового документа, состоящая из двух частей: аналитической и графика исполнения плана в виде матричной таблицы.
7.4.1. Аналитическая часть
Аналитическая часть должна отражать результаты разработки стратегии (прогностического анализа и целеполагания – в случае, если план является отдельной составной частью реализации стратегии). Поскольку плановый документ предназначен для исполнения и контроля, то и аналитическая часть должна быть написана соответствующим образом.
Наличие аналитической части сделает работу исполнителей плана гораздо более осмысленной, и, следовательно, достижение плановых целей более реальным. Необходимо в то же время отметить, что аналитическая часть планового документа должна быть по возможности максимально краткой, а изложение материала в ней логичным и последовательным.
Можно предложить следующую структуру аналитической части планового документа:
Введение
Анализ деловой среды
Проблемы и предпосылки их решения
Приоритетные цели и задачи
Участники и партнеры осуществления плана
7.4.2. Разработка матричной таблицы
Второй составной частью планового документа должен быть график осуществления плана, который призван регулировать деятельность его исполнителей, координировать участие партнеров, обеспечивать мониторинг и контроль.
Наиболее практичным оказался график в виде матричной таблицы, в которой соотносятся перечень плановых действий (мероприятий), время (период) их осуществления, круг ответственных должностных лиц и подразделений. Видно, что должны делать конкретные исполнители и подразделения на соответствующем этапе реализации программ.
В зависимости от предназначения и содержания разрабатываемых планов наполнение матрицы может быть различным. В качестве примера можно рекомендовать форму матричной таблицы (см. кейс №4), использовавшуюся для разработки региональных планов развития начального профессионального образования на Северо-Западе Российской Федерации.
В такой таблице:
отражены результаты целеполагания и представлены формулировки всех составных его частей (приоритетной цели, плановых задач и действий);
для каждого планового действия сформулированы ожидаемые результаты и индикаторы (показатели), свидетельствующие об их достижении;
названы конкретные участники (партнеры), задействованные в исполнении плановых мероприятий;
определены ответственные лица;
указаны объемы и источники финансирования мероприятий;
намечены сроки исполнения для каждого мероприятия.
При составлении подобных матричных таблиц могут быть полезными следующие советы.
Для каждой приоритетной цели (стратегического приоритета) предлагается составлять отдельный график. Дело в том, что любая плановая цель предполагает решение нескольких задач, каждая из которых в свою очередь требует осуществления ряда действий. Объединение всех плановых целей, задач и мероприятий в одном матричном графике технически возможно. Однако практическое использование такой объёмной таблицы для исполнения плановых действий, их мониторинга и контроля будет затруднительным.
Разбивка графы «Сроки осуществления» на количество колонок зависит от общей протяженности планового периода и характера запланированных мероприятий. Пересечения вертикальных и горизонтальных колонок формируют календарную матрицу плана. Календарная матрица отражает сроки начала и окончания исполнения планируемых действий, их протяженность во времени, параллельное одновременное осуществление нескольких задач и мероприятий. Иногда целесообразно указывать точную дату проведения мероприятия.
Графа «Ожидаемый результат» предназначается для формулировки тех количественных и качественных изменений, которые должны произойти в результате исполнения плановых действий. Здесь следует избегать расплывчатых формулировок типа «повышение качества учебного процесса» или «улучшение взаимоотношений с социальными партнерами». Четкая формулировка ожидаемого результата, во-первых, помогает разработчикам и исполнителям плана ясно представлять себе, каким должен быть результат, если планируемое мероприятие будет выполнено, и во-вторых, облегчает оценку проделанной работы по завершении планового периода.
Графа «Индикатор достижения результата» должна содержать формулировку конкретных показателей, которые наглядно продемонстрируют, что обязательства, зафиксированные в графе «Ожидаемый результат», осуществлены в действительности.
В графе «Партнеры» следует перечислить организации и учреждения, которые примут участие в реализации плановых заданий. По возможности неплохо бы назвать и конкретное должностное лицо партнерской организации, которое будет работать на осуществление плана. Подразумевается, что на этапе разработки плана с этими организациями были проведены консультации и получено их согласие на участие. В графе полезно указать, на основе каких договоренностей (нормативных актов) каждый партнер вовлечен в осуществление плана и в чем будет заключаться его конкретный вклад.
В графе «Ответственный исполнитель» указываются государственный орган, организация, подразделение или конкретный исполнитель (в зависимости от типа плана), непосредственно несущие ответственность за реализацию данного мероприятия. Следует стремиться, чтобы и здесь было определено конкретное должностное лицо и его (ее) фамилия была занесена в этот раздел матричного графика.
Информация в графе «Финансирование» представляет собой стоимостное выражение результатов планирования материального и трудового обеспечения плановых мероприятий (см. предыдущий раздел данного учебного элемента), а также источники поступления финансовых ресурсов.
Предлагаемый образец матричной таблицы может рассматриваться как базовый. В зависимости от масштабов и видов разрабатываемых плановых документов матричные таблицы могут иметь большее количество вертикальных колонок или меньшее количество горизонтальных линий. Главное – матричная таблица должна обеспечивать оперативное планирование конкретных действий, предусмотренных в плане, и делать возможным контроль за ходом их осуществления.
Комментарии