search
main
0

Развитие территориальной системы образования. Что и как нужно делать

УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ №4. Разработка стратегических задач и определение приоритетов территориального органа управления образованием

Опыт составления среднесрочных стратегий в сфере образования свидетельствует, что наиболее практичным подходом к измеримости результатов является формулировка ожидаемых результатов и индикаторов их достижения на уровне более конкретных задач (детализирующих стратегические).Использование нормативного метода для измерения результатов заключается в обосновании плановых заданий с помощью норм и нормативов.

Продолжение.Начало в №№5-7, 9, 11-12, 14-16, 18-20, 21.

Грамотный чиновник образования: кто он?

Продолжим разговор о грамотном чиновнике от образования. Мы уже договорились о том, что это человек, умеющий управлять своей территориальной системой образования стратегически, а значит – осуществлять стратегический анализ: видеть возможности и угрозы внешней среды, сильные и слабые стороны своей системы образования, определять проблемы – причины слабостей, разделять проблемы по уровням компетенции. Но этого мало. Стратегически мыслящий чиновник должен уметь поставить стратегические задачи, выделить приоритетные направления деятельности своего органа управления.

Листая многочисленные «программы развития» региональных и муниципальных систем образования, подготовленные чиновниками соответствующих органов управления, авторы неоднократно сталкивались с задачами, формулировки которых начинаются со слов «создать условия для…». Продолжение у этих задач бывают разные: «создать условия для использования здоровьесберегающих технологий», «создать условия для притока квалифицированных кадров в систему образования», «создать условия для функционирования и поступательного развития системы образования» и т.д. Но вот как создать эти условия и кто их будет создавать, из многих программ совершенно не ясно.

Можно сказать, что, написав данное пособие, авторы решили задачу «создания условий для функционирования и поступательного развития системы образования» вашего, читатель, региона. А что, разве нет? Мы написали про стратегическое управление территориальной системой образования, тем самым создали некоторые условия, а дальше… – не наше дело.

Так что «создать условия для…» – типичный пример некорректной постановки задачи; задачи, которую никто не будет выполнять. За исключением, естественно, ситуаций, когда в тексте программы есть детальная проработка того, что подразумевает «создание условий», когда это словосочетание означает не задачу, а некоторый стратегический приоритет, «вбирающий в себя» целый ряд задач.

Так как же нужно чиновникам образования ставить стратегические задачи и определять стратегические приоритеты территориального органа управления образованием? Для того чтобы решить данную проблему, нужно найти ответы на некоторые вопросы:

Что такое управленческая задача, каким критериям она должна соответствовать?

Как переводятся в стратегические задачи внутренние и внешние проблемы территориального органа управления?

Что такое «задача влияния»?

Каким образом стратегические задачи группируются и структурируются в стратегические приоритеты?

4.1. Стратегические задачи

Мы говорили ранее, что цель – это намеченный результат деятельности, своеобразный указатель направления, на котором следует сконцентрировать усилия в конкретный период времени. Стратегические или долгосрочные цели – это те ключевые результаты, к которым государственные, муниципальные органы управления, образовательные учреждения должны стремиться на протяжении длительного времени.

Но как выяснилось, на пути к достижению конечной цели приходится решать целый ряд проблем. Предполагается, что на стадии определения стратегии эти проблемы должны быть выявлены и сформулированы в виде задач. Таким образом, задача, которую мы ставим, – это действие по преодолению выявленной проблемы (преодоление препятствия для достижения цели и для перехода организации в новое состояние).

В качестве примера подобного подхода на уровне постановки стратегических целей и стратегических задач можно привести упоминавшуюся выше «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года». Опережающее развитие профессионального образования при достижении им нового уровня качества было выдвинуто как одна из приоритетных целей. Осуществление данной цели, как видно из приводимой ниже выдержки, обуславливается решением целого ряда стратегических задач.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (выдержка)

Для достижения нового качества профессионального образования будут осуществляться:

прогнозирование потребностей рынка труда и создание кооперации сети профессиональных образовательных учреждений, рекрутинговых и информационных агентств, служб занятости;

меры, направленные на повышение эффективности рынка профессионального образования, устранение его сегментации, неоправданного монополизма и слабой информированности потребителей, диспропорций и излишнего дублирования в подготовке кадров, оптимизацию перечней профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров;

структурная и институциональная перестройка профессионального образования, оптимизация сети его учреждений, отработка различных моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования, обеспечение реальной многоуровневости высшего образования, создание университетских комплексов;

радикальное улучшение материально-технической базы профессиональных учебных заведений;

информатизация образования и оптимизация методов обучения, расширение веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации и самообучения, увеличение роли самостоятельной работы студентов; активное использование технологий «открытого образования»;

сосредоточение переподготовки высвобождающегося и незанятого населения в основном в учреждениях начального и среднего профессионального образования с учетом конкурсного отбора и наличия центров службы занятости;

нормативно-правовое обеспечение активного участия работодателей и других социальных партнеров в решении проблем профессионального образования, в том числе: в выработке его образовательных стандартов, согласующихся с современными квалификационными требованиями (профессиональными стандартами), в формировании заказа учреждениям профессионального образования, в контрактной подготовке кадров и проведении кадровой политики на уровне субъектов Федерации.

Количественный набор задач и их содержание зависят от сложности и временных рамок поставленной цели. Однако постановка любой задачи должна отвечать определенным критериям, сформулированным в сжатом виде в менеджменте под названием SMART от аббревиатуры следующих английских слов (см. таблицу).

По аналогии со SWOT-анализом, использующимся для прогностического анализа и получившим у русскоговорящих менеджеров название «анализ четырех полей», назовем SMART- анализ, предназначенный для анализа соответствия постановки задач определенным критериям, «анализом пяти критериев».

Формулировки долгосрочных и среднесрочных стратегических задач делаются обычно в обобщенном виде. Например – «оптимизировать структуру сети образовательных учреждений».

Анализируя эту формулировку в рамках пяти критериев, мы можем предположить, что она является «реалистичной». Что касается «приемлемости» – это большой вопрос: опыт ряда регионов по реализации реструктуризации городских и сельских сетей образовательных учреждений показывает, что «оптимизация сетей образовательных учреждений» может встречать серьезное сопротивление (впрочем, как и большинство радикальных мер по модернизации образования). По этой же причине могут возникнуть трудности в «сроках реализации». Что же касается критериев «конкретности» и «измеримости», то по ним задача требует уточнения.

Дело в том, что данная стратегическая задача (а быть может, стратегический приоритет?) многопланова. Оптимизация структуры сети образовательных учреждений включает в себя реструктуризацию подсетей учреждений общего образования, дошкольного, дополнительного, начального и среднего профессионального. Само понятие «оптимизация» предполагает выбор критериев «оптимальности», которые для разных подсетей могут отличаться.

А вот постановка более конкретных задач для решения данной стратегической задачи позволит устранить ее неизбежную «расплывчатость». Дело в том, что постановка любой задачи предполагает и определение средств ее решения. Однако выбранные средства могут служить задачами для следующих средств и так далее вплоть до конкретных действий. И наоборот: каждая решенная задача является средством решения другой.

При разработке такого дерева задач менеджер восходит от абстрактного к конкретному, а при их последовательном решении – от конкретного к абстрактному. Поэтому формулировки обобщенных (долгосрочных) стратегических задач не всегда удается сделать соответствующими всем SMART- критериям. С другой стороны, на уровне постановки более конкретных задач (на определенное время) для решения данной стратегической задачи и при планировании конкретных действий должен обязательно учитываться каждый из пяти критериев.

4.1.1. Показатели решения задач

Показатель – краткая характеристика планируемого результата, поэтому именно в показателях проявляется целенаправленный характер стратегического планирования. Выбирая те или иные показатели и давая им количественное или иное выражение, мы конкретно фиксируем поставленные задачи.

В практике стратегического планирования в сфере образования применяются самые разные показатели. Количественные показатели характеризуют объемную сторону деятельности органов, организаций и учреждений образования. Такие показатели могут квалифицировать деятельность (контингент обучаемых, набор программ, педагогические кадры, материальные ресурсы) и развитие сети образовательных учреждений.

Качественные показатели определяют эффективность работы, ее соответствие предъявляемым требованиям. Это могут быть показатели результатов обучения (например, по ЕГЭ), трудоустройства выпускников учреждений НПО по полученной специальности, использования современных методов и методик обучения, профессионального уровня управленческих и преподавательских кадров.

По оценке различаются положительные и отрицательные показатели. Первые предполагают систематическое увеличение и наращивание работы (например, обеспечение доступности получения первой профессии для молодежи из социально уязвимых групп населения). Отрицательные – характеризуют те явления и процессы, которые подлежат уменьшению, снижению и, возможно, устранению (например, отсев учащихся, задолженность по коммунальным и иным платежам).

По характеру выражения плановые показатели разделяются на абсолютные и относительные. Абсолютные показатели в зависимости от их экономической природы могут быть натуральными (выражаться в количестве образовательных учреждений, цифрах набора и выпуска обучаемых и т.п.) и стоимостными (выражаться в рублях – сумма внебюджетных доходов). Относительные показатели выражаются в простых, относительных и динамичных процентах, долях, индексах (например, удельный вес выпускников школ, продолжающих образование).

По виду планируемой деятельности показатели разделяются на показатели производства образовательных услуг для молодежи и взрослых, показатели оснащенности (например, компьютерами), финансирования, хозяйственного содержания, кадрового обеспечения и т.д.

4.1.2. Измеримость результатов

Одной из главных трудностей в постановке задач является обеспечение измерения конечных результатов. Чем менее расплывчаты показатели ожидаемых результатов, тем яснее для исполнителей, что им нужно делать, и тем легче проверить, решена ли и в какой степени решена задача.

Определение измеряемых значений планируемых показателей может быть достигнуто двумя путями: с помощью аналитических или нормативных методов.

Каждый из этих методов позволяет сделать измеримыми определенную группу показателей и не имеет универсального характера. Полноценное планирование предполагает использование обоих методов в зависимости от задач, стоящих перед разработчиками планов.

Аналитический метод на базе прогностического анализа, процесс которого мы рассмотрели в предыдущем учебном элементе, дает некоторое предположительное знание об ожидаемых результатах решения поставленной задачи. Тот же метод предоставляет возможность для определения индикатора, который позволит судить о достижении результата.

Опыт составления среднесрочных стратегий в сфере образования свидетельствует, что наиболее практичным подходом к измеримости результатов решения задач является формулировка ожидаемых результатов и индикаторов их достижения на уровне более конкретных задач (детализирующих стратегические).

Использование нормативного метода для измерения результатов решения задач заключается в обосновании плановых заданий с помощью норм и нормативов.

Под нормой понимается показатель расхода ресурсов (финансовых, материальных, трудовых и т.д.) на единицу работы. Под нормативом – совокупность производимых или потребляемых услуг и товаров на единицу потребителя, финансирования, площади, оборудования и т.д.

Нормы и нормативы выражаются в абсолютных и относительных показателях, коэффициентах, процентах, удельных весах и прочих единицах.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте