search
main
0

Развенчание мифов

Сценарий урока обществознания для 11-го класса на тему «Итоги и уроки экономических реформ начала 1990-х годов в России».

Методический замысел и обоснование темы урокаТеоретические основы и практика проведения в России политико-экономических преобразований в 90-е годы ХХ века все еще вызывают в обществе неоднозначное отношение. Противоположные оценки реформ встречаются и в учебной литературе. Происходит мифологизация прошлого, в том числе и относительно недавнего, например, говорят, каким замечательным был СССР, который развалили злые люди; или что реформаторы – это агенты влияния Запада и т. д. Но если жить только мифами, то исчезает чувство реальности, возможность принимать правильные решения. Поэтому отделение мифов от реальности – одна из задач современного педагога-обществоведа.В курсе обществознания для 11-го класса данный урок включен в раздел «Экономика». Этот раздел позволяет значительно углубиться в проблематику современного экономического развития России, для ориентации в которой очень важен критический анализ событий 1990-х годов. Урок проводится за счет отведенного в программе резерва учебного времени и работает на формирование у школьников социально-экономической, коммуникативной, информационной компетенций, на формирование умений извлекать пользу из опыта, решать проблемы, видеть и понимать взаимосвязь прошлых и настоящих событий, находить новые решения.Цель урока: ознакомить учащихся с содержанием и сущностью экономических реформ в России в начале 1990-х годов.Задачи:- формирование объективного представления о событиях, происходивших в 90-е годы XX века;- подведение итогов реформ 90-х годов;- извлечение уроков из реформ 90-х годов.Ключевые идеи для усвоения:- рыночные реформы стали неизбежными из-за кризиса социалистической системы, поставившего страну перед угрозой гибели;- проведенные реформы носят революционный характер, так как ведут к коренным изменениям во всех сферах общественной жизни.Оснащение: мультимедиа.Ход урока1. Актуализация знаний (5 мин.).Вопросы к учащимся:- Что такое экономическая система (модель экономики)?- Сравните основные черты командной и рыночной моделей экономики.Двое учащихся с помощью класса заполняют на доске таблицу «Сравнительный анализ экономических систем».- Изменилась ли экономическая модель нашей страны в результате политики М.С.Горбачева во второй половине 80-х гг.?- Зная основные черты командной и рыночной экономики, скажите, какие экономические реформы необходимо было осуществить в России, чтобы перейти от плановой экономической системы к рыночной?2. Изучение нового материала (17 мин.).Первый этап экономических реформ: становление рыночной модели экономического развития страны    Презентация «Россия в начале 90-х: переход к рыночной экономике».    Работа с текстом по материалам диспута в МГУ 16.12.2010 г. «Итоги и уроки реформ 1990-х годов».(Работа с текстом и обсуждение в парах, половина учащихся получают текст №1(см. приложение 1), другая половина – текст №2 (см. приложение 2.)Задание: прочитать текст и ответить на вопросы.    Как участник диспута в целом оценивает проведенные реформы – положительно или отрицательно?    Какие ошибки, по его мнению, были допущены в ходе реформ?    Что можно считать позитивными результатами реформ?    Какие уроки можно извлечь из экономических реформ?3. Рефлексия (20 мин).Мини-дебаты. Тема «Реформы начала 90-х годов были успешными».Две команды по 5 человек (развернуть парты, команды напротив друг друга).Жюри – 3 человека.Рефери – учитель или хорошо подготовленный ученик.Остальные ученики – зрители.Первый этап: после двухминутной подготовки каждая команда в течение одной минуты выступает со своими аргументами:1-я команда – 3 аргумента «за»,2-я команда – 3 аргумента «против».Второй этап: обсуждение (2 минуты) и высказывание контраргументов (по одной минуте каждая команда).Третий этап: вопросы зрителей (два вопроса каждой команде по очереди, на каждый вопрос подготовка вместе с ответом в течение минуты). Если команда, которой адресован вопрос, затрудняется с ответом, то на заданный вопрос может ответить команда соперников.Четвертый этап: каждая команда в течение одной минуты высказывает решающий аргумент.Жюри оценивает выступления команд после каждого этапа по трехбалльной системе: показывает карточки с баллами (карточки нужно приготовить к уроку заранее).4. Подведение итогов урока (3 мин.).Вопросы к учащимся:- Каковы основные итоги реформ 1990-х годов?- Какие уроки можно извлечь из этих событий?Учитель формулирует выводы.Прим. ред. Полностью текст сценария, а также презентация к нему публикуются на сайте www.ug.ru в разделе «Методика».Приложение 1Текст №1. Ошибки и урокиВ.М.Полтерович, президент Новой экономической ассоциации, академик РАН:- Мы пережили социально-экономическую катастрофу и построили весьма неэффективный капитализм – с ресурсоизбыточной экономикой, высоким уровнем неравенства, слабой защитой прав собственности, без особых перспектив на успех догоняющего развития. Некоторые ошибки реформ 1990-х:- предполагалось, что политика сдерживания денежной массы после проведенной либерализации цен позволит избежать гиперинфляции. Но индекс потребительских цен за 1992 год вырос в 26 раз. К тому, что не были учтены инфляционные ожидания, добавилась и нестандартная реакция на сжатие денежной массы – рост бартера и неплатежей;- ошибкой была убежденность реформаторов в том, что «частная собственность всегда или почти всегда лучше государственной». Мы сумели убедиться и в обратном, когда новые владельцы перепрофилировали либо закрывали предприятия, составлявшие конкуренцию западным производителям, или когда купленные усадьбы и музеи переделывались под нужды компаний вместо обещанной реставрации и сохранения культурного наследия;- ошибка считать, что «планировать не нужно – рынок все решит сам»;- мы слышали много раз от разного ранга руководителей: «Надо продолжать реформы независимо от издержек». За этим лозунгом стояло пренебрежение к издержкам реформ, оказавшимся очень большими;- одновременная либерализация внутренних цен и внешней торговли привела к огромным возможностям извлечения прибыли и рентных доходов, которыми тут же воспользовались в ущерб развитию производства;- те, кто проводил реформы, не думали о том, чтобы компенсировать населению и фирмам их потери. Отсюда и события 1993 года;- ошибкой была уверенность в том, что «шоковая терапия – лучшая из стратегий», правы оказались сторонники постепенного перехода.Главные итоги – это уроки, которые мы извлекли. Теперь мы лучше знаем, что не надо делать и как искать решения, – это основной результат реформ. Но сбылись худшие прогнозы: в итоге мы получили экономику, совмещающую недостатки социализма и капитализма.По материалам диспута в МГУ 16.12.2010 г. «Итоги и уроки реформ 1990-х годов»Приложение 2Текст №2. Ошибки и урокиЕ.Г.Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики, доктор экономических наук, бывший министр экономики (1994-1996):- Проведение рыночных реформ – это не экономическая, а политико-экономическая задача. Поэтому надо учитывать те обстоятельства, которые предшествовали реформам. Именно тогда стране угрожала катастрофа, и времени на глубокую проработку реформ экономистами не оставалось. Уже в начале сентября 1990 года средств на закупку зерна не было. Экономика накачивалась пустыми деньгами.Дискуссии о том, что и как делать, в то время, конечно, были. Григорий Явлинский и его соратники говорили в 1992 году о необходимости смягчения денежной политики. И это вскоре было сделано главой Центробанка Виктором Геращенко, который провел взаимозачет обязательств. Но затем последовала гиперинфляция.Дискутировали и о плане проведения реформ, в том числе об умеренном, эволюционном варианте. Еще осенью 1989 года я был сторонником такого подхода, но в январе-феврале 1990-го пришел к выводу, что правительство не сможет осуществить умеренный вариант. Управляемость (с точки зрения планового механизма) была потеряна, деньги не работали, потому что товаров не было.Главной была задача – заставить работать закон спроса и предложения, а потом ввести достаточно жесткие бюджетные ограничения для сдерживания роста цен. Предполагалось, что тогда заработает рубль и можно будет завозить из-за границы те товары, которые не производятся в России. Вся проблема заключалась в том, что нельзя было сначала освободить внутренние цены, а потом уже «открыть экономику», поскольку не было товарного наполнения рынка.Неправильно считать, будто все беды в России произошли из-за того, что рыночные реформы были реализованы с крупными ошибками, поскольку нельзя не учитывать советского наследия.Что все-таки удалось сделать? К позитивным результатам реформ можно отнести либерализацию цен, открытие экономики, финансовую стабилизацию и приватизацию.По материалам диспута в МГУ 16.12.2010 г. «Итоги и уроки реформ 1990-х годов»​Ольга ПАШИЕВА, учитель обществознания и права средней школы №18 города Полевского Свердловской области, победитель конкурса «История 90-х» в номинации «Сценарий урока истории, обществознания, граждановедения»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте