Последние годы педагогической общественностью обсуждается проблема перенасыщенности школьных учебников на книжном рынке. Одни специалисты стоят горой за вариативность, другие за то, чтобы учебников по одному предмету было как можно меньше. По этой проблеме мы попросили высказаться начальника отдела учебного книгоиздания библиотек и медиатек Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования и науки РФ Елену ЗИНИНУ.
– Елена Андреевна, не считаете ли вы, что возможный переход на один или два учебника по каждому предмету – это отказ от вариативности, о которой так много говорилось в 90-е годы?
– Идея свести все многообразие учебников к двум-трем или вообще к одному не нова, к ней периодически возвращаются. Учителя часто жалуются, что рынок слишком пестр, выбрать нужную книгу чрезвычайно сложно. Впрочем, число книг по разным предметам разное: от одного-двух до восьми-одиннадцати. Например, изданий по русскому языку для старших классов всего два, а по алгебре для 8-го класса – семь. Возможно, нужно провести исследование, которое выявит разницу между учебниками, вычленит то лучшее, что наработано в этой области. Действительно, иной раз смена преподавателя в классе приводит к тому, что родителям приходится менять целый учебный комплект, и, как правило, не за счет бюджетных средств, а за счет своего кошелька. Насколько часто возникают подобные ситуации, никто не исследовал.
В последнее время перечень учебных изданий стабилизировался. Он пополняется, но не так бурно, чтобы запутать учителя при осуществлении выбора. Существует система подачи учебной литературы, и те педагоги, которые работают профессионально, в состоянии разобраться с учебниками. Помимо федеральных перечней есть электронный каталог учебных изданий с аннотациями, каталоги издательств. Если говорить о вариативности, то она дала нам достаточно много добротных учебных пособий, за счет которых обогащается методическая наука. Надо сказать спасибо авторским коллективам, внесшим большой вклад в формирование представлений о том, каким должен быть идеальный учебник. Я, конечно, за разумную вариативность, за то, чтобы у педагога был выбор. Есть еще и психологическая проблема для учителя, который привык к той или иной книге. Человек свой педагогический опыт преломил через учебник, как говорится, прикипел к нему душой. Замена старой книги на новую для некоторых учителей – это профессиональный стресс. Мы не можем не учитывать этот фактор.
– Сколько, по-вашему, учебников нужно оставить педагогам и школьникам?
– Я бы не стала упираться в цифры. Если по какому-то предмету существует определенное количество изданий, которые действительно разные, добротные и интересные, то пусть они останутся в школьной практике. Вопросов здесь немало. Например, что является принципиальным отличием одного учебника от другого: иной методический аппарат, своеобразная структура или стилистика?
Хочу отметить, что для меня принципиально важно не количество учебников, а то, какими они должны быть. Если же заострять внимание на проблеме числа книг, то сначала следует четко ответить – почему их нужно сокращать, каковы будут принципы отбора этого минимума и что при этом выиграет и проиграет отечественное образование?
– Каким, по-вашему, должен быть федеральный комплект учебников и кто должен его формировать?
– В настоящее время существуют федеральные перечни учебников, которые формирует Министерство образования и науки. Будет ли что-то иное – определят новые руководители. Сейчас идет серьезная переработка учебников в связи с утверждением нового государственного стандарта общего образования. Возможно, некоторые книги, которые находятся в федеральном перечне, окажутся неконкурентоспособными и либо не будут переработаны, либо после переработки не получат одобрения Федерального экспертного совета. Впрочем, уверена, что большая часть книг сохранит свои позиции в федеральном перечне и станет лучше. Все процессы, связанные с учебным книгоизданием, необходимо регулировать на правовой основе. Дело в том, что в действующем Законе РФ «Об образовании» учителю дано право выбирать любую книгу из федеральных перечней рекомендованных (допущенных) учебников. Искусственное сокращение этого уже утвержденного перечня нарушит права образовательного учреждения. Было бы хорошо, если бы переход на новую политику в области учебного книгоиздания не разрушил то хорошее, что уже было сделано.
– В связи с возможным сокращением числа учебников не потеряет ли своего значения Федеральный экспертный совет?
– ФЭС – необходимое звено в принятии подобных решений. Когда-то экспертный совет рассматривал 200 учебников и учебных пособий в год, сейчас их число перевалило за тысячу. Это говорит о том, что наша страна богата людьми, способными создавать учебную литературу, которая востребована. Потому что книга не удержится на рынке, если на нее нет спроса. Сейчас проблему обеспечения школ учебниками должен решать регион. Но не надо забывать, что ситуация в субъектах РФ разная: есть регионы дотационные, где можно надеяться лишь на родительские средства, и регионы-доноры, которые обеспечивают свои школы сполна. Для значительной части семей закупка учебных изданий – серьезный удар по их скромному бюджету.
– Если останется два-три учебника, будут ли они доступными в бедных регионах?
– Сложный вопрос. Если государство найдет средства, то это вполне возможно. Но не стоит забывать, что у учебников не очень долгий срок жизни (4-5 лет) и государство должно думать, как обновлять учебный фонд школьных библиотек. Обнадеживает то, что Государственная Дума, Совет Федерации глубоко и заинтересованно обсуждают эту проблему. Госдума создает рабочую группу для решения вопросов доступности учебной литературы, принципов формирования федеральных перечней и подходов к экспертизе, цены на учебную литературу, порядка комплектования школьных библиотек. Сегодня совершенно очевидно, что решить проблемы учебного книгоиздания без мудрой государственной политики невозможно.
Комментарии