Тип урока: урок комплексного применения ЗУН учащихся. Цели: обобщение основных документов по защите прав детства, выработка практических рекомендаций «твои права и как ты сможешь их защитить», продолжить формирование умений работать с документами, умение работать в парах, высказывать свое мнение, генерировать свои идеи, принимать решение, анализировать, обобщать, воспитывать правовую культуру учащихся, уважение к законам РФ.
Оборудование: компьютерный класс, 12 ПК, ЛВС, ПО: OS Windows Microsoft Office, проектор, экран, электронная рабочая тетрадь (ЭРТ).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний.
Вступительная беседа учителя: В России проживает более 40 миллионов детей. Все вы разные, неповторимые, оригинальные и каждый из вас имеет на это право. Потому, что вы наше будущее. И каждый из вас имеет право на счастливое детство.
Деловой практикум «Мое мнение»
– Как вы считаете, что означает фраза «счастливое детство»?
Ответы учащихся.
– На экран вынесены понятия. Выберите, те, которые на ваш взгляд характеризуют «счастливое детство». Свой выбор обоснуйте.
– Но ребята, в нашем государстве есть дети, которые не знают, что такое счастливое детство. (Работа по слайду)
– в России ежегодно несколько миллионов детей подвергаются домашнему насилию 734 тысяч детей-сирот
– около 60 тысяч подвергаются сексуальному насилию
– 50 тысяч сбегают из дома
– 2 тысячи кончают жизнь самоубийством
– в стране около 1,5 млн. беспризорников
Микроитог: Я хочу привести слова писателя-гуманиста Ф.М.Достоевского «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка».
– Как вы считаете, что означает это выражение? (Ответы учащихся)
Цели урока:
– Обобщение основных документов по защите прав детства.
– Выработка практических рекомендаций «твои права и как ты сможешь их защитить».
Постановка проблемного вопроса:
«Нужна ли особая необходимость в правовой защите несовершеннолетних?»
III. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности
– Назовите Международные документы по защите прав ребенка.
Декларация о правах ребенка 20 ноября 1959 года
«…человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет».
«Цель: обеспечить детям счастливое детство….».
Конвенция о правах ребенка 20 ноября 1989 года«… важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране…»
«…дети нуждаются в особом внимании…»
Основные положения Декларации и Конвенции легли в основу Конституции Российской Федерации.
– Кто в нашем государстве считается ребенком?
Семейный кодекс Российской Федерации от 29 сентября 1995 года.
Глава II. Права несовершеннолетних.
Статья 54 п.1 «Ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет».
Решение логической задачи
«У Человека есть права»
«Ребенок – Человек»
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года
Глава II.«Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации»
Конституция Российской Федерации
Глава II. Права и свободы человека и гражданина
Статья 17 п.2 «Права человека неотчуждаемы и принадлежат от рождения»
Микроитог: Таким образом с момента вашего рождения возникает ваша правоспособность (работа с терминами в электронной рабочей тетради).
Вы пользуетесь всеми правами и свободами человека и гражданина в РФ.
IV. Усвоение образца комплексного применения ЗУН
– Назовите, пожалуйста, права, которыми вы пользуетесь на основании Конвенции прав защиты ребенка и конституции Российской Федерации?
ЭРТ. Самостоятельная работа в парах
Задание: Соотнесите понятие права с признаками права.
Микроитог. Проверка выполнения работы
Смена позы учащихся во время урока
– В каких еще законодательных документах РФ определены ваши права помимо Конституции РФ?
Ответы учащихся:
1. Семейный кодекс РФ
Глава II Права несовершеннолетних детей
2. Гражданский кодекс РФ. Дееспособность, ст. № 26, 27, 28
ЭРТ. Лабораторная работа (работа с документами, в парах)
Документ: Извлечения из Семейного кодекса РФ.
Глава II. Права несовершеннолетних детей.
Задание: Определите личные и имущественные права несовершеннолетних.
Документ: Извлечения из Гражданского кодекса РФ.
Задание: Определить изменения в правовом статусе (права, обязанности, ответственность) ребенка с 6 до 14 лет и с 14 до 18 лет.
Микроитог. Проверка выполнения работы.
– Мы видим, что в процессе жизни ребенка меняется и правовой статус ребенка, идет увеличение его прав и обязанностей.
Все ваши права записаны в законах.
Так зачем нужна правовая защита?
Как можно защитить свои права?
Деловой практикум «Прошу слова»
Учащиеся берут слово, высказывают свое мнение, вносят предложения.
VI. Применение обобщенных ЗУН в новых условиях.
«Правовой практикум».
– Я предлагаю просмотреть видео сюжет из к/ф «Ранетки».
Были ли в данном сюжете нарушены права ребенка, а если да, то какие?
(Обсуждение сюжета).
– Можно ли сказать, что девочка попала в трудную жизненную ситуацию?
Микроитог: Да, в данном сюжете мама была не права, потому что поставила дочь перед выбором, кого любить больше, папу или маму, запретив девочке видится с отцом. Ребенок имеет право воспитываться с обоими родителями. Мама также нарушила право несовершеннолетней дочери на свое мнение.
Ребята, что бы ни произошло в вашей будущей жизни, вы всегда должны в первую очередь думать о ребенке, потому, что он одинаково любит и маму и папу и нельзя заставлять ребенка делать жестокий выбор.
А вы знаете, куда можно обратиться, если вы попали в трудную жизненную ситуацию и защитить свои права?
Телефон доверия в г. Ессентуки 8(87934) 6 -75 -66.
Психологическая служба школы, в которой ты учишься.
Организация по правам человека г. Ессентуки, ул. Кисловодская 16.
http://www.medicnews.ru/ детская линия доверия
http://www.gubernator.stavkray.ru/ Гаевский Валерий Вениаминович. Интернет-приемная. Задать вопрос губернатору.
VI. Контроль и самоконтроль знаний, умений, навыков.
«Подросток подростку»
– Ребята, а какие вы можете дать советы своим ровесникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию? (Ответы учащихся).
Микроитог: Я предлагаю все ваши советы оформить в буклет памятку «Защити свои права», работая в программе Microsoft Office Publisher. Обобщение ответов учащихся.
Практическая работа в парах
1. Не замыкайся в себе!
2. Не отчаивайся!
3. Не теряй веру в себя и людей!
4. Не доверяй советам случайных прохожих!
5. Не бойся обратиться за помощью к…
Пятый совет остался открытым. Подумайте и впишите, куда бы вы обратились за помощью, в случае трудной жизненной ситуации. (Обсуждение вариантов ответов).
Оформление буклета-памятки.
– А теперь давайте еще раз проверим, как хорошо вы усвоили свои права.
В колонке «Твои права» записано право, которое не соответствует действительности. Определите его и удалите из общего перечня прав.
VII. Поведение итогов.
– Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами провели классификацию прав несовершеннолетних, закрепленных в Конвенции прав защиты ребенка, в Конституции РФ, вы дали советы подросткам, которые могут оказаться в трудной жизненной ситуации, указали адреса, куда можно обратиться за помощью, оформив буклет-памятку. Таким образом, на уроке совместными усилиями был оставлен проект «Защити свои права».
VIII. Домашнее задание.
Подготовить сообщение на тему: «Какие мероприятия проводятся в Ставропольском крае для защиты прав и интересов несовершеннолетних».
Светлана Галушко, учитель истории и обществознания лицея №6 города Ессентуки Ставропольского края, участница XV Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей».
В прикрепленных файлах:
презентация к уроку,
буклет «Права несовершеннолетних»,
Комментарии