search
main
+2

Разговоры о важном: темы, содержание, как построена программа уроков

Минпросвещения России опубликовало методические материалы для проведения занятий «Разговоры о важном». Со школьниками и студентами колледжей будут говорить о ценностях российского общества, обсуждать важные события, произошедшие в мире, поднимать волнующие темы. Рассказываем, какие беседы ждут ребят уже в сентябре.

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Занятия цикла «Разговоры о важном» в первый месяц учебы пройдут в российских школах 5, 12, 19 и 26 сентября. Для учеников каждого возраста эксперты разработали отдельный сценарий урока – с методическими материалами, дополнительной информацией, видеороликами, плакатами, презентацией, а также анкетой для обратной связи.

Урок на тему «День знаний» пройдет 5 сентября

У младших школьников 1–2 классов занятие пройдет по теме «Зачем я учусь?». Их познакомят с государственным праздником – «Днем знаний», чтобы создать благоприятную образовательную среду для развития познавательного интереса. Урок призван сформировать такие ценности, как развитие, самореализация, дружба, а также – способствовать развитию уважительного отношения к знаниям, желанию учиться, познавать новое, получению положительного настроя на общение, на совместную деятельность. Ребятам расскажут о роли знаний в жизни человека, дадут первичные представления о научно-техническом прогрессе. Занятие пройдет в форме эвристической беседы, рассчитанной на 30 минут.

Дети узнают, что раньше учебный год в городских и сельских школах начинался в разное время. Городские ребята начинали учиться в августе, а сельские – осенью, после сбора урожая, поскольку дети помогали родителям в этом важном деле. Единого дня начала учебного года не было до 1935 года. Только в 1935 году единой датой начала учебного года было установлено 1 сентября. С 1984 года в нашей стране отмечается государственный праздник – «День знаний». Методические материалы предлагают к использованию видеофрагменты, презентацию, игру, групповую работу с текстом.

Ученики 3–4 классов на первом уроке цикла узнают, зачем человеку нужны знания. Занятие нацелено на развитие интереса к новым знаниям, воспитание гордости за свою страну, формирование понимания значимости знаний для достижений в науке, культуре, для развития общества и повышения качества жизни. Ожидается, что у ребят повысится желание расширять свою эрудицию и общую культуру, проявится эмоциональный интерес к знаниям и научным открытиям.

Во вводной части занятия детям представят для сравнения две картины о жизни в первобытном обществе и современном городе – это станет мотивом для обсуждения научных достижений, которые обогатили знания человечества и открыли ему дорогу к прогрессу.

С ребятами побеседуют о важнейших открытиях на протяжении истории – укрощение огня, создание первых гвоздей, первого колеса, первого русского паровоза, последующие открытия радио, воздушного транспорта, освоение космического пространства. В итоге совместного обсуждения школьники сделают вывод о ценности человеческого знания, напишут в процессе групповой работы слова для плаката на эту тему.

Фото: razgovor-cdn.edsoo.ru

В 5–11 классах, а также у студентов СПО урок посвятят теме «Мы – Россия. Возможности – будущее». Ожидается, что урок сформирует у ребят представление о потенциале и пользе самореализации и самоопределения. Им расскажут о платформе «Россия – страна возможностей». Дети увидят видеоприветствие лидеров и амбассадоров проектов этой платформы. Занятие также нацелено на воспитание деятельностного патриотизма как ценностно-смыслового отношения к Родине, выраженного в гражданской идентичности, социальном созидании, несении социальной ответственности через осмысленную самореализацию и самоопределение.

Кроме того, учеников познакомят с наиболее значимыми мероприятиями для них: всероссийской олимпиадой школьников и международными олимпиадами, мотивируют ребят участвовать в них.

Урок на тему «Наша страна – Россия» пройдет 12 сентября

У школьников 1–2 классов занятие посвятят теме «Где мы живем?» Ребят научат понимать, что родная природа – часть Родины, а любовь к природе есть проявление любви к своему Отечеству. Урок нацелен на воспитание гражданственности, любви к своей стране, гордости за свое Отечество. Детям расскажут, как описывается природа в поэзии, изобразительном искусстве, музыке и видеофильмах. Они выполнят задания на воображение, фантазию, выразительное чтение поэзии.

Школьники научатся участвовать в диалоге, сравнивать произведения разных видов искусства по теме, назначению, выразительным средствам; оценивать настроение, которое рождается у слушателя (зрителя) при восприятии музыки, художественного слова, произведения живописи. Они будут работать с интерактивными заданиями: отгадывать виды, звуки и краски природы. Это поможет развитию слухового и зрительного восприятия, умения воображать картинки природы, наполненные этими звуками и красками. Рассмотрение воображаемой ситуации – «идем в гости к якутскому охотнику Туйгуну» способствует развитию фантазии, воображения школьников.

Фото: razgovor-cdn.edsoo.ru

Учащиеся 3–4 классов будут присутствовать на занятии на тему «От поколения к поколению: любовь россиян к Родине». Оно нацелено на ценностное отношение к России, принятие идеи о действенной любви к Родине, которая проявляется в добрых делах в отношении близких, малой и большой Родины; формирование гражданской идентичности и воспитания гордости за Отчизну. Дети будут работать с тремя текстами, написанными в разные эпохи, но объединенными идеей любви к Родине и личной ответственности за ее судьбу. Они обсудят идеи о том, что любовь к Родине передается от поколения к поколению.

Детей научат показывать на физической карте крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озера, моря, омывающие территорию России); определять тему и основную мысль текста; искать информацию; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанных (услышанных) сведений; интерпретировать и обобщать информацию. В ходе занятия учитель использует видеофрагменты, мультимедийную презентацию, групповую работу с текстом и игру.

Занятие для учеников 5–7 классов названо «Что мы Родиной зовем?» Оно призвано пробудить интерес к изучению отечественной истории и культуры, к гражданственности и патриотизму, конкретизировать понятие «Родина», сформировать представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Интерактивные задания посвятят символам и географии России, известным личностям, истории страны.

Тема занятия для учеников 8–9 классов называется «Мы – жители большой страны». Оно нацелено на формирование целостного представления об исторических событиях, культурных и научных достижениях в России, воспитание патриотизма и ощущения причастности к судьбе родины, формирование гражданской идентичности. Ребятам предложат выполнить творческое задание – написать небольшое эссе или стихотворение о своей родине. Результатом может стать оформление классного уголка творческих работ «Разговоры о важном» или чаепитие с чтением эссе и стихотворений в продолжение разговора.

Для учащихся 10–11 классов и СПО темой занятия станет «Мы сами создаем свою Родину». Оно призвано пробудить интерес к изучению отечественной истории и культуры, способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма, конкретизации понятия «Родина», осознанию собственного отношения к ней; формированию представления о культурном и историческом единстве российского народа и важности его сохранения. Занятие начнется с определения Николая Карамзина «Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения — и потому не все люди имеют его». Ребятам предстоит в беседе и работе со словарем выяснить определение понятия «патриотизм».

Интерактивное задание посвятят историческим событиям. Ребята презентуют результаты групповой работы. Им также расскажут о специальной военной операции Российской армии.

Урок на тему «165-летие со дня рождения К. Э. Циолковского» пройдет 19 сентября

Для учеников 1–2 классов занятие назовут «Мечтаю летать». Оно познакомит ребят с жизнью и деятельностью изобретателя и ученого К.Э. Циолковского. Урок поспособствует развитию у детей целеустремленности, умения мечтать и трудиться, желания творчески подходить к делу. Занятие построено как воображаемое путешествие по «космическим остановкам» (используется интерактивная карта). В ходе занятия учитель отмечает, на какой остановке сейчас находятся участники занятия. Они совершат путешествие по интерактивной карте, узнают о достижениях нашей страны в освоении космоса, о вкладе великого ученого Циолковского в разработки, связанные с космическими полетами.

Фото: razgovor-cdn.edsoo.ru

На эту же тему проведут занятия и для учеников 3–4 классов. Они узнают о детских годах Циолковского, его учительской деятельности и вкладе в развитие космической отрасли нашей страны. Большая часть информации видеоролика будет представлена в вопросах игры-соревнования. Константин Циолковский преподавал в училище более 40 лет. Быть учителем ему нравилось. Всем классом ребята вместе с Циолковским ставили опыты и эксперименты, размышляли, как получен ответ, почему не получилось решить задачу сразу. Плохие отметки Константин Эдуардович ставил очень редко. Объяснял это так: «… дурные баллы уменьшают силы учащихся и вредны во всех отношениях». Кроме преподавания, Константин Эдуардович занимался физическими опытами, астрономией, писал научные статьи. Он построил и запустил в небо воздушный шар, сконструировал дирижабль. Циолковскому принадлежит идея постройки аэроплана, батискафа. Он создал ракету, изобрел реактивный двигатель. Идеи Константина Эдуардовича использованы при создании современных орбитальных станций. Его называют отцом космонавтики.

Урок для учащихся 5–7 классов посвятят теме ««Невозможное сегодня станет возможным завтра». Он нацелен на развитие ценностного отношения школьников к достижениям человечества, к людям, внесшим неоценимый вклад в развитие науки и техники, через знакомство с фрагментами биографий исторических личностей; на воспитание гражданской идентичности и гордости за свою страну через осознание вклада российских деятелей в развитие мировой науки и техники.

Интерактивное задание ребята выполнят, участвуя в викторине, посвященной космонавтике. Кроме того, им предстоит поработать в группах. Каждая из  групп получит карточку с краткой историей одного из известных людей: К.Э. Циолковский, С.П. Королев, Ю.А. Гагарин, В.В. Терешкова, Г.И. Падалка, К.П. Феоктистов, Д.В. Матвеев. Ребятам предлагается прочесть свою историю и постараться ответить на вопросы к ней, а также выбрать спикера, который представит ответы группы всему классу.

Ту же тему занятия предложат и ученикам 8–9 классов. Им покажут видео об астрономии, предложат выполнить интерактивные задания. Основную часть занятия посвятят фактам из жизни Константина Циолковского, его разносторонней деятельности. На их основе проведут игру «Что? Где? Когда?».

По данной теме учащимся 10–11 классов и СПО расскажут о российских ученых, изобретателях разного времени. С помощью викторины ребята вспомнят о различных фактах о космосе и космонавтике. Кроме того, им расскажут о выдающихся открытиях Циолковского, о его роли в освоении космоса, о его плане многоракетного космического «поезда». В интерактивном задании детям предстоит показать знания в области астрономии.

Занятие на тему «День пожилых людей» пройдет 26 сентября

С учениками 1–2 классов проведут урок на тему «Традиции моей семьи», которое расширит первоначальные представления о семье и ее ценностях, укрепляя связи между поколениями, пробудит интерес к творческой активности и желание использовать самостоятельное чтение для своего развития и самообразования.

Учитель расскажет о традициях семьи, уважении к старшему поколению, о празднике – Международном дне пожилых людей. Праздник обращает внимание на проблемы и трудности, с которыми сталкиваются люди пожилого возраста. Для бабушек и дедушек очень важно, чтобы молодое поколение с уважением относилось к этому празднику. Именно добрые и мудрые советы пожилых люди помнят всю жизнь. Ребята узнают, что наравне с другими праздниками, у Международного дня пожилых людей в нашей стране есть свой символ. Он представляет собой раскрытую ладонь – символ доброты, уважения и помощи, а сердце человека на протянутой ладони олицетворяет доверие, готовность прийти на помощь и уважение к старшему поколению.

Фото: razgovor-cdn.edsoo.ru

Тема урока для учеников 3–4 классов – «Как создаются традиции?». Он призван воспитать у них осознание того, что пожилые люди, чьи-то мамы и папы, бабушки и дедушки, так много сделавшие за свою жизнь для молодого поколения, нуждаются во внимании и заботе. Эта позиция формирует у школьника такие нравственные качества, как человеколюбие, уважение к семье и роду, укрепляет общечеловеческие ценности.

Детям напомнят, что образы пожилых людей всегда вдохновляли писателей и поэтов, художников, фотографов. У каждого есть значимый пожилой человек, с которым можно делиться своими мыслями. Ребятам предложат вспомнить знаменитую Арину Родионовну, няню Александра Сергеевича Пушкина. Поэт особенно сблизился с няней в ссылке в Михайловском, когда уже был взрослым человеком, а няня – пожилой женщиной. В долгие зимние вечера Пушкин слушал сказки Арины Родионовны, записывал с ее слов народные песни. Знакомясь с художественными текстами, рассматривая картины и фотографии. Читатели и зрители узнают о жизни пожилых людей в разные времена. Интерактивное задание посвящено совместным делам членов семьи, семейным ценностям.

Для учащихся 5–7 классов темой занятия станет «Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?» В форме беседы-обсуждения с детьми поговорят о том, как можно выражать любовь к близким, как помогать пожилым, что им приносит радость. Интерактивное задание будет посвящено народной мудрости по поводу добра и отношений с близкими. Дети узнают, что возрастные изменения не означают, что человек исключается из жизни семьи и общества. Чтобы современные бабушки и дедушки долго оставались активными, в нашей стране проводится большое количество проектов и программ, где пожилые люди могут принять участие. Это и оздоровительные программы, и различные варианты обучения, и культурные программы в музеях, библиотеках, социальных центрах. Но главное – это отношения в семье, любовь и забота младшего поколения о старшем.

Урок в 8–9 классах пройдет под названием «Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?». Школьники узнают празднике, его истории, символах и традициях. Им расскажут о социальной поддержке людей почтенного возраста, улучшении условий их жизни, укреплении здоровья. Интерактивное задание пройдет в форме игры «Поле чудес». Она поможет узнать, каким образом оказывают поддержку пожилым людям в нашей стране, а также о достижениях людей в почтенном возрасте из разных стран. Игра проходит в три раунда, затем разыгрывается финальный вопрос.

Эту же тему для школьников 10–11 классов и СПО раскроют в беседе-обсуждении, с помощью видеоролика и игры, а также интерактивного задания. Ребята узнают о национальном проекте «Демография», мерах соцподдержки пожилых россиян. Также интерактивное задание поможет раскрыть ребятам смысл понятия «добро» – в частности, на примере высказываний известных писателей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте