Как достойно пройти итоговое собеседование: заочная консультация для очной подготовки
Итоговое собеседование в рамках ОГЭ – сравнительно недавно появившееся испытание. Причиной его введения стала необходимость проверить не только знания норм письменной речи и компетенции, связанные с информационной обработкой текста, но и коммуникативные навыки – чтение, пересказ, монологическую речь, ведение диалога.
Как же готовиться к итоговому собеседованию? Ведь в отличие от письменного экзамена ОГЭ здесь нет четко прописанных норм, и даже типовые задания выглядят нетипично: каждый вариант особенный, с текстом, не похожим на текст из предыдущего варианта, с изображениями и вопросами, которые довольно трудно вместить в заранее заданные рамки.
Однако подготовиться к собеседованию можно, причем как самостоятельно, так и в режиме работы с классом. Типовые варианты представлены на сайте ФИПИ, свои варианты заданий предлагают многие электронные образовательные ресурсы, но подавляющее большинство учителей, школьников и родителей предпочитают пользоваться классическими бумажными изданиями. Одним из наиболее полных и интересных можно назвать только что вышедшее пособие издательства «Экзамен», прекрасно зарекомендовавшего себя в работе с учебной литературой. Приказом №699 Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных организациях.
Сборник издательства «Экзамен» «ОГЭ 2021. Итоговое собеседование по русскому языку. 50 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий / Г.Т.Егораева. Серия «ОГЭ. 50 типовых вариантов экзаменационных заданий» содержит не только 50 комплектов заданий, но и справочный материал: критерии оценивания выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку и небольшой список литературы по теории коммуникации и обучению речи в школе.
Каждый вариант состоит из двух частей и включает в себя четыре задания. Первые два выполняются на основе предложенного текста объемом 160-190 слов. Затем экзаменуемый должен выбрать одну тему для монолога и диалога, а также один из трех предложенных вариантов беседы – описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем – и построить монологическое высказывание. В последнем задании учащийся принимает участие в беседе по теме предыдущего задания.
Все 50 текстов, представленных в сборнике для заданий 1 и 2, посвящены ярким личностям, оставившим след не только в истории нашей страны, но и в истории человечества. Важно, что в рамках подготовки к итоговому собеседованию учащиеся узнают больше о людях, чьи героизм и отвага навсегда сохранились в памяти народа. Отметим, что тексты адаптированы для чтения вслух без подготовки и последующего пересказа, это заметно и по упрощенному синтаксису, и по работе с лексикой.
Во втором задании учащимся нужно не только подробно пересказать прочитанный текст, но и использовать при пересказе предложенную цитату: либо высказывание самого героя текста, либо высказывание о нем. Подобное задание проверяет коммуникативный навык пересказа и умение встраивать разные части и логические фрагменты в единое пространство текста.
Цитаты позволяют глубже понять героя текста, обратить внимание на главные черты его характера, моральные установки и принципы. Например: «Я солдат и остаюсь верен своему долгу, а он запрещает мне работать на ту страну, которая находится в состоянии войны с моей Родиной» (текст о Карбышеве, вариант 26); «Этот человек обогнал всех мультипликаторов мира на несколько десятилетий» (Уолт Дисней о русском аниматоре Владиславе Старевиче, вариант 4).
Затем учащимся предлагается выбрать карточку, на основании которой будут построены монологическая речь (задание 3) и диалог (задание 4). Фотография предполагает, что монолог будет построен в виде описания, истории из жизненного опыта – повествования и ответа на проблемный вопрос в виде рассуждения. С одной стороны, авторы заданий предлагают довольно простые и близкие каждому учащемуся темы: семья, праздник, спортивные события, бытовые истории, знакомство с другом, дискуссии, интересные люди (в повествовании на основе жизненного опыта). Одновременно с этим перед учащимися ставятся важнейшие морально-этические вопросы («Бывает ли зависть белой?», «Может ли равнодушие быть опасным?», «Нужна ли человеку мечта?»), то есть в ходе экзамена авторы-составители предлагают подросткам сформировать позицию по отношению к базовым нравственным категориям, таким как дружба, храбрость, доброта, любовь, жестокость. Подобные вопросы о морали и этике помогут подготовить банк аргументов «за» и «против» и для сочинения 9.3 ОГЭ, и для итогового сочинения, и для сочинения на ЕГЭ.
Наряду с вечными вопросами, которые ставят авторы перед экзаменуемыми, встречаются и самые актуальные, например: «Какая форма обучения – очная или дистанционная – нравится вам больше?», «Какой мир лучше – реальный или виртуальный?», «Сайты-помощники в моей учебе». Эти вопросы особенно остро обсуждаются в последнее время. Каждая нестандартная ситуация раскрывает в каждом из нас и в системе в целом сильные и слабые стороны. «Экзамен» делает все, чтобы учитель, ученик, родитель не оказались один на один с трудностями, связанными с подготовкой ко всем видам проверочных работ вообще и к итоговому собеседованию в частности. Главными же всегда остаются качество материала для подготовки и труд, который обязательно принесет результат.
Андрей БАРАШЕВ, директор Информационно-методического центра образования Ростова-на-Дону, учитель русского языка и литературы, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2016
Комментарии