Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Раз ступенька, два ступенька. ​Записки Виктора Болотова

Учительская газета, №37 от 15 сентября 2015. Читать номер
Автор:

Новость о том, что Министерство образования и науки РФ всерьез задумалось о введении в школах различных учительских должностей – помощник учителя, учитель, старший учитель, учитель-наставник, учитель-эксперт, учитель-методист, – на деле новостью вовсе и не является. Вопрос о том, что трех существующих аттестационных категорий недостаточно для карьерного роста педагога, впервые прозвучал еще лет 20 назад, но потом сам собой сошел на нет, уступив место проблемам, как тогда казалось, более насущным.

При этом мы всегда завидовали международной практике, доказывавшей, как важно учителю, особенно молодому, видеть перспективы карьерного роста,  сколь это серьезный стимул для повышения квалификации, приобретения новых компетенций. К слову о молодых: обратите внимание, мы ведь сегодня не различаем выпускников педколледжей, бакалавриата и магистратуры – все они одинаково считаются учителями. А как поощрять опытных педагогов? Да, зарплата растет вместе со стажем, но ведь не секрет, что обязанностей у таких специалистов куда больше – они и методисты, и наставники, и консультанты. Эта нагрузка если и оплачивается, то лишь из стимулирующего фонда, да и то не всегда и не везде. Вот почему в скорейшем решении вопроса учительских должностей больше всего заинтересованы сами педагоги. Для начала предстоит создать подробный классификатор, в котором были бы описаны все возможные ступени этой карьерной лестницы, «схемы роста». Учителю необходимо знать, какие компетенции, когда и кому ему нужно продемонстрировать для перехода на более высокий уровень. Все должно быть предельно ясно и прозрачно, в том числе и для того, чтобы избежать любых возможных несправедливостей и «кумовства». Естественно, эту инициативу, как, впрочем, и любую другую, стоит обсуждать широко и публично. Надеюсь, и «УГ», и ее читатели не останутся в стороне от дискуссии. Нельзя учителю занимать выжидательную позицию, чтобы потом не сетовать, что «без него его женили». Какие риски я бы предусмотрел на месте авторов будущего документа? Во-первых, нужно сделать все, чтобы введение новых должностей не увеличило документооборот – педагоги и без того перегружены бумажной работой. Второе и, наверное, главное опасение заключается в том, что фонд оплаты труда останется прежним, а значит, чтобы поднять зарплату одним, другим придется ее срезать. Следовательно, работу над проектом надо начинать с решения ключевого вопроса: как и за счет чего увеличить фонд оплаты труда. Только тогда введение должностей принесет реальную пользу, в противном случае затея эта с самого начала будет бессмысленной, более того – вредной. N.B. Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту