Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза
Учителя просят Минтруд разъяснить ситуацию с вакцинацией работников образования от коронавируса
"Учитель года" Михаил Гуров получил от губернатора сертификат на квартиру
Учителю русского языка выплатили денежные средства после судебного разбирательства
Школьники смогут изменить выбранные для сдачи ЕГЭ предметы
Открыт конкурс на получение именных стипендий в 2021/22 учебном году
24 февраля 1973 года на телеэкраны страны вышла программа «Очевидное – невероятное»
Конкурс «Письмо солдату. Победа без границ!» вышел на международную орбиту
Школьники из Красноармейска по ошибке съели таблетки для дезинфекции помещений
В Роскачестве предупредили о новом виде телефонного мошенничества
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза Учителя просят Минтруд разъяснить ситуацию с вакцинацией работников образования от коронавируса "Учитель года" Михаил Гуров получил от губернатора сертификат на квартиру Учителю русского языка выплатили денежные средства после судебного разбирательства Школьники смогут изменить выбранные для сдачи ЕГЭ предметы Открыт конкурс на получение именных стипендий в 2021/22 учебном году 24 февраля 1973 года на телеэкраны страны вышла программа «Очевидное – невероятное» Конкурс «Письмо солдату. Победа без границ!» вышел на международную орбиту Школьники из Красноармейска по ошибке съели таблетки для дезинфекции помещений В Роскачестве предупредили о новом виде телефонного мошенничества
Опыт

Расширяем горизонты

Воспитание в период дистанционного обучения: что, как и зачем?
УГ - Москва, №42 от 20 октября 2020. Читать номер
Автор:

Основными категориями педагогики всегда были и сейчас остаются развитие, воспитание, образование и обучение. Невозможно представить развитие гармоничной личности в школе без идеального соотношения всех четырех понятий. Но период дистанционной работы внес свои коррективы в организацию работы педагога и ученика. И если процесс обучения благодаря электронным ресурсам, в том числе МЭШ, РЭШ, удалось организовать в кратчайшие сроки, то вопрос воспитания во многих школах оставался открытым. Какие же пути решения были найдены?

 

Начнем с того, что ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Классный руководитель всегда был организатором детской жизни, корректором межличностных отношений и защитником учащихся своего класса в трудных условиях и психологических коллизиях школьной жизни, именно он проводил работу по предупреждению несчастных случаев и травмирования среди учащихся своего класса. С какими проблемами пришлось столкнуться классному руководителю в период дистанционной работы?

Во-первых, классному руководителю предстояло наладить весь процесс организации дистанционного обучения своего класса: ознакомить родителей (законных представителей) с разработанным и утвержденным локальным актом (приказом, положением) об организации дистанционного обучения, провести мониторинг технического обеспечения в семьях (у всех ли есть Интернет, гаджеты, необходимые для обучения, онлайн-приложения), выявить круг проблем и наметить пути их решения.

Во-вторых, классный руководитель ежедневно должен был отслеживать посещение учениками своего класса онлайн-уроков, выполнение ими классных и домашних заданий, осуществлять контроль за санитарными нормами при работе ребят с компьютерами и гаджетами.

Для всего этого требовалась четкая выстроенная система работы со школьниками и родителями. Если классный руководитель изначально сумел правильно изначально организовать свое общение с классом, то на этапе дистанционного образования ему требовалось лишь освоить различные образовательные платформы, которые были открыты для каждого ученика, учителя и родителя бесплатно. Например, в школе №1694 «Ясенево» широко используется система обмена сообщениями, благодаря которой любой родитель, ученик, педагог может задать интересующий его вопрос. Но живое общение невозможно заменить письмом.

Педагоги понимали, в какую сложную с психологической точки зрения ситуацию попали родители школьников: им предстояло организовать не только свою работу удаленно, но и помочь детям включиться в образовательный процесс дистанционно. Классные руководители и здесь смогли оказать поддержку родителям. Например, проводились родительские тренинги – это активная форма работы с родителями с использованием программ Zoom, Skype и других. При необходимости классный руководитель выступал и координатором между узкопрофильным специалистом (педагогом-психологом, социальным педагогом), детьми и родителями (законными представителями).

Когда дистанционная работа была организована, перед классным руководителем встала новая задача – организовать реализацию выполнения воспитательных мероприятий, предусмотренных планом школы. Здесь на помощь классному руководителю пришли различные электронные ресурсы города. Так, например, посещение театров, музеев и других культурных центров возможно было организовать в рамках онлайн-экскурсий. В школе №1694 «Ясенево» классные руководители творчески подошли к выбору мероприятий. При реализации образовательных программ каждому ученику подбирается индивидуальная образовательная траектория.

А можно ли организовать воспитательные мероприятия подобным же образом? Конечно, да. К примеру, празднование 75‑летия Победы нашей страны в Великой Отечественной войне предстояло организовать именно в дистанционном формате. Педагоги школы совместно создали банк информационных ресурсов, с которыми каждый ученик мог бы ознакомиться либо индивидуально, либо группами. Виртуальные экскурсии, классика советского и российского кинематографа, электронные классные часы, викторины – например, на платформе Kahoot! – все это было предложено ребятам и их родителям на выбор. Задачей же классного руководителя стало направить последующий за данным видом работы творческий подъем ребенка в рамках его интересов. И здесь ребятам тоже было из чего выбрать: флешмоб «Читаем о войне», конкурс рисунков, конкурс сочинений, письма ветерану, виртуальное участие в Бессмертном полку и многое другое.

Ребята смогли выбрать то, что интересно прежде всего им. На онлайн-классном часе школьники со своим классным руководителем смогли подвести итоги работы, обсудить результаты, поделиться удачами и задать интересующие вопросы. Подобная форма работы позволила включить в общую совместную работу всех учеников класса.

В завершение хочется отметить, что период дистанционного обучения стоит расценивать как возможность не только сберечь свое здоровье и здоровье своих близких, но и как способ открыть для себя новые возможности по работе с детьми и их родителями (законными представителями). Что еще вчера было непостижимо, сегодня становится реальностью! Все сложности, с которыми мы сталкиваемся, призваны расширить горизонты преподавательской деятельности.

Екатерина ПАНФИЛОВА, учитель русского языка и литературы школы №1694 «Ясенево»


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt