search
main
0

Ради счастливых глаз . Использование современных образовательных технологий в преподавании обществоведческих дисциплин

Предметы гуманитарного цикла формируют у школьников умение разбираться в ситуации, оценивать сущность проблемы, видеть перспективы ее решения. Одна из задач предметов гуманитарного цикла – научить думать, анализировать, добывать знания, уметь ими пользоваться, сформировать сильную конкурентоспособную личность, не ждущую подачек от государства, а ищущую новые пути для реализации собственных идей. Другая задача – способствовать формированию активной жизненной и гражданской позиции. И, конечно, невозможно достичь желаемых результатов без эмоционально-ценностного отношения учащихся к предмету.

Светлана БУДЬКО, учитель истории и обществознания средней школы №11 с углубленным изучением отдельных предметов Зеленодольского муниципального района, победитель XII конкурса «Сто друзей», Республика Татарстан

Мне оказалась близка по духу технология личностно ориентированного обучения И.Я.Якиманской, потому что в ней особое значение придается такому фактору развития, как субъектный опыт жизнедеятельности, приобретенный ребенком до школы в конкретных условиях семьи, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей. Содержание, методы, приемы этой технологии направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать опыт каждого ученика. Составить образовательную программу индивидуального характера для каждого ученика, конечно, невозможно, но для некоторых, кому она действительно необходима, можно. Очень хорошо использовать эту технологию при работе с одаренными детьми, которые, как правило, идут на несколько шагов впереди всех остальных. Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий. Необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса обучения. Это трудно, учитывая большую наполняемость наших учебных классов, но результат оправдывает все затраты сил и времени – счастливые глаза ребенка.

Ценна и технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф.Шаталова. Особенности этой методики общеизвестны: материал вводится крупными дозами, происходит поблочная компоновка материала, учебный материал оформляется в виде опорных схем-конспектов. Сейчас выпускается много книг и брошюр, в которых эти схемы и представлены, но лучше, если дети составляют их сами или с помощью учителя. Поблочная компоновка материала удобна тем, что дает возможность представить изучаемый материал целостным образом и, что немаловажно, за один урок, оставляя последующие часы на отработку и закрепление ЗУН. У педагога появляется возможность уделить более пристальное внимание каждому ученику, подготовить для индивидуальной или групповой работы карточки-задания, тесты, проверочные материалы. Отсюда неплохие воспитательные результаты: каждый приобщается к ежедневному трудовому напряжению, воспитываются воля, трудолюбие; возникают познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах и способностях; формируются ответственность, честность, товарищество (особенно при работе в группах).

Целевая ориентация технологии дифференцированного обучения – каждый ребенок работает на уровне своих возможностей и способностей. Учитель организует уровневую дифференцированную работу на всех этапах урока: при предъявлении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН. Покажу элементы технологии дифференцированного обучения на уроке-практикуме по теме «Нормы конституционного права» (обществознание, 11-й класс). Урок носил практическую направленность, главная цель – проверка и закрепление знаний конституционного права. На столах у учащихся лежали тестовые задания с ответами учащихся других классов. Ученикам необходимо было проверить и сказать, все ли сделано правильно, если неправильно – исправить допущенные ошибки. Задания были распределены в зависимости от уровня сложности: часть А, часть В, часть С. Такая работа способствовала развитию речевых и мыслительных навыков и направляла ученика на подготовку к ЕГЭ по обществознанию.

Социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые позволили бы им быть активными созидателями демократического общества и реализовать себя в нем. Учитель решает эти задачи с помощью технологии «Дебаты» на уроках истории и обществознания в 10-11-х классах. Она предполагает включение ученика в самостоятельную поисковую учебно-познавательную деятельность, партнерские отношения между учителем и учениками, а также между школьниками в процессе поиска знаний.

Почему я использую дебаты?

1. Добиваюсь устойчивого интереса к истории. Ребята, которые к обычному уроку едва осиливали параграф, готовясь к дебатам, не только осваивают учебный материал, но и прорабатывают массу дополнительной литературы. Личностная значимость учебного материала для учащихся достигается путем имитации на уроке реальных жизненных ситуаций.

2. Пытаюсь научить своих учеников навыкам исследования, приемам научной организации труда, эффективной работе с источниками. С помощью дебатов формируется научное мышление, они учат навыкам исследования: формировать проблему, анализировать ее с различных точек зрения, аргументированно, четко излагать точку зрения и, наконец, видеть разные подходы к решению проблемы и пытаться решить ее. По существу дебаты могут стать аналогом семинаров в высшей школе. Я создала электронный банк данных и электронную библиотеку, которой учащиеся и учителя школы пользуются при подготовке как к урокам истории и обществознания, так и к педагогическим советам.

3. Использование дебатов на уроках истории в 10-11-х классах позволяет решить задачи второго концентра обучения, где качество проработки материала связано с самостоятельным изложением, развитием и защитой чужих теорий. Ученики учатся различать оттенки теорий, отличать в чужой мысли доказанное от недоказанного, избегать преувеличений.

4. Добиваюсь, чтобы ученики давали четкие, краткие, грамотные ответы. Дебаты помогают научить детей грамотному построению ответа на вопрос, регламентации выступлений по времени.

5. Даю детям навыки публичного выступления, нередко именно эта форма позволяет преодолеть многие барьеры, освободиться от комплексов, самоутвердиться, реализовать себя.

6. Помогаю ученикам сформулировать свою точку зрения, свою позицию. Вместе с тем дебаты учат уважительному отношению к оппоненту, т. е. толерантному отношению к окружающим.

7. В ходе игры воспроизводится поведение людей в реальной жизни, что способствует формированию важнейших умений и навыков, глубокому осознанию социальных ролей, способствует овладению учащимися социальным опытом, что очень важно для выпускника школы.

Приведу пример дебатов по теме «Роль политических партий в механизме политической власти» (обществознание, 10-й класс). На первом, подготовительном этапе класс был разделен на различные политические партии (ЛДПР, «Единая Россия», «Родина», КПРФ). Каждая группа должна была провести исследование – найти программу партии, выяснить стратегию и тактику ее деятельности. На втором этапе партии должны были разработать систему вопросов своим политическим оппонентам. На третьем этапе – соотнести теоретическую идеологию и практическую работу в современном обществе. Чтобы проанализировать работу политических партий и движений, ребята должны были поработать с партийными документами практически всего политическоого спектра, чтобы аргументированно и правильно задать вопросы своим оппонентам. Каждая политическая партия выбрала своего лидера, который защищал ее интересы перед оппонентами. Урок получился ярким, запоминающимся, содержательным.

Успех в современном мире во многом определяется способностью организовать свою деятельность как проект: определить дальнюю и ближнюю перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить результат. Диалоговое общение, исследовательские и проектные методы, активизирующие творческое начало, рефлексия – необходимые составляющие технологии. На стадии рефлексии уместна дискуссия. Данный метод позволяет выразить свое мнение практически каждому ученику, выработать толерантность при столкновении противоположных мнений. Прием «перекрестная дискуссия» включает в себя формулировку проблемного вопроса и неоднозначного ответа, составление схемы: аргумент «за» (да), аргумент «против» (нет). Вывод: дискуссия создает условия для предупреждения однозначного толкования событий, формирует демократический стиль взаимоотношений. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным типом мышления. И именно эту образовательную технологию я использую на уроках. Например, в 8-м классе ребята выполняют творческие проекты в форме рисунков. В 9-11-х классах реализуют исследовательские проекты. Например, в течение 2003-2005 гг. был реализован проект по истории России «Вклад моей семьи в дело Победы». Цель проекта – культивация ценностей семьи как основа нравственного и патриотического воспитания младшего поколения на основе боевого и трудового подвига старших. Перед учащимися и педагогами школы были поставлены следующие задачи: 1) найти участников Великой Отечественной войны, работников тыла и просто людей, живших в то тяжелое время; 2) оформить интервью (написать сочинение с фактами автобиографии); 3) собрать фотографии военных лет, письма с фронта, правительственные награды, почетные грамоты. Весь представленный материал был систематизирован и оформлен в «Книгу памяти». Итогом проекта явилось открытие Зала боевой славы, где были представлены следующие экспозиции: «Семейные летописи. Фотографии из семейных альбомов», «Пионеры – Герои Советского Союза», «Герои Советского Союза – наши земляки». В роли экскурсоводов выступали учащиеся.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте