– Наш колледж был создан в результате реорганизации четырех образовательных учреждений профессионального образования: одного колледжа и трех профессиональных училищ машиностроительного профиля. В колледже обучаются более 1700 студентов по шестнадцати образовательным программам: пяти программам среднего профессионального образования; девяти программам начального профессионального образования (станочник, слесарь, электромонтажник, оператор ЭВМ и другие) и одной программе основного общего образования. В этом году мы планируем выпустить и трудоустроить на предприятия и организации города 565 выпускников, зачислить на первый курс на бюджетной основе 625 абитуриентов.
Колледж работает стабильно на рынке столичного профессионального образования и, несмотря на сложную демографическую ситуацию, выполняет контрольные цифры приема и выпуска квалифицированных кадров. Такая устойчивая позиция колледжа стала возможной только в результате проведенной в 2005 году реорганизации системы профтехобразования.
Мы внимательно следим за выступлением Юрия Михайловича Лужкова на телевидении, в прессе, конструктивно воспринимаем критику в адрес системы профтехобразования, но считаю, нельзя не отметить, что решение Правительства Москвы о реорганизации системы профтехобразования было очень своевременным, эффективным и в целом абсолютно правильным. Мои коллеги, директора колледжей, поддерживают это решение.
Что дала реорганизация нашему колледжу? Создано многоуровневое учебное заведение, в котором реализуются принципы непрерывного профессионального образования, сконцентрированы педагогические, образовательные, материальные, информационные и другие ресурсы, что позволяет маневрировать и оперативно решать проблемы в быстро меняющейся обстановке современного мегаполиса, более полно удовлетворять запросы наших специальных партнеров (а это крупнейшие предприятия города – Российская самолетостроительная корпорация «МиГ», ОАО «Лианозовские радары», ОАО «Дукс», НПО «Наука») в подготовке кадровя как по количеству, так и по качеству выпускников.
Проведенная реорганизация сохранила систему профтехобразования, однако предстоит сделать еще очень много, чтобы уровень подготовки наших выпускников соответствовал требованию всех работодателей. Сегодня у нас существуют острейшие проблемы. Во-первых, мы находимся в жесточайшей конкуренции с вузами за привлечение абитуриентов. Понятно, что высшее образование более привлекательно для школьников, чем наше, к тому же в городе работает 450 вузов и всего лишь 116 колледжей и техникумов различного подчинения, в том числе 86 Департамента образования. В связи с этим необходимо предпринимать серьезные шаги для сбалансированности конкурентных условий на рынке столичного профессионального образования.
Первым шагом в решении этой проблемы стало бы распространение системы ЕГЭ на учащихся не только 11-х классов, но и 9-х классов школ для того, чтобы повысить мотивацию к обучению, образовательную мобильность, создать большую вариативность в выборе профессиональной траектории.
Система профтехобразования не сможет дальше развиваться и отвечать современным требованиям без полной комплексной модернизации материально-технической базы. Хотя руководство Департамента образования в последние два года существенно увеличило финансирование колледжей (так, нашему колледжу в этом году выделено на текущий и капитальный ремонт более 20 млн. рублей, а на учебное оборудование – более 10 млн. рублей), пока финансирование ведется из текущего бюджета Департамента образования, решать проблему модернизации материально-технической базы в целом не удастся, тут нужна целевая программа.
Мы приняли участие в подготовке городской целевой программы «Рабочие кадры» – городской целевой программы развития учреждений среднего профессионального образования Москвы на 2008-2010 годы, которая, как мы считаем, позволит в указанные сроки реально улучшить ситуацию в профтехобразовании, перейти от режима функционирования колледжей к режиму их реального развития и инновационной деятельности. Мы очень рассчитываем, что эта программа будет принята с учетом запрашиваемого финансирования.
Кроме того, нам нужно создать реальный механизм заинтересованности работодателей в сотрудничестве с колледжами, участии их в подготовке высококвалифицированных кадров. Сегодня предприятие, если захочет помочь колледжу, должно заплатить за все, начиная от аренды площадей, на которых размещено оборудование предприятия, и заканчивая налогами. Любая материальная помощь может быть оказана только из прибыли.
Считаю, что необходимо создать реальные преференции для таких предприятий, которые хотят помогать колледжу в подготовке кадров. Например, разрешить безвозмездную аренду производственных площадей для размещения оборудования предприятий в помещениях колледжа для его совместного использования как колледжем в учебно-производственных целях, так и предприятием в производственных целях. Такое решение правительства могло бы реально помочь не только нашему колледжу, но и системе профтехобразования в целом.
Комментарии