search
main
0

Работа школы требует общественной и профессиональной оценки ее результатов

​В Восточном округе состоялась шестнадцатая Панорама воспитательных систем. Организаторы панорамы – окружное управление образования и Объединение учреждений дополнительного образования.

Определение темы, целей и задач панорамы по формированию социального опыта школьников вызвано динамикой демографических, социально-экономических и культурных процессов, происходящих в столице: развитие Москвы как многонационального города с неизбежно высокими социальными и информационными рисками требует от системы образования новых подходов к социализации детей. Особую актуальность эта тема приобретает в Восточном округе – одном из самых многонаселенных округов столицы, лидере по притоку мигрантов.Перед организаторами стояла непростая задача – доступно и убедительно показать варианты и технологии интересной организации воспитывающей деятельности, соответствующей требованиям и задачам новой школьной реальности, в которой и вопросы дополнительного образования занимают значительное место.Экспозиция панорамы «Формирование социального опыта в школе» наглядно продемонстрировала различные варианты использования насыщенной среды города, индустрии досуга детей и молодежи, организации деятельности органов ученического самоуправления, что вызвало большой общественный интерес, ведь в работе панорамы принимали участие не только организаторы воспитывающей деятельности, но и сами ребята, их родители, представители исполнительной власти, ученые.За два дня работы панорамы более 500 специалистов, занимающихся вопросами социализации детей, смогли ознакомиться с интересным опытом работы образовательных учреждений и обменяться своими мыслями с коллегами, а может быть, с будущими партнерами, обсудить последние новости и тенденции развития школы по формированию у обучающихся социальных компетенций, определить, насколько они соответствуют вызовам современности.Выступая на церемонии открытия, начальник Восточного окружного управления образования Татьяна Банчукова отметила, что на систему образования многомиллионного мегаполиса возложена особая миссия. Смысл ее в том, что образовательные учреждения округа должны стать средством воспроизводства культуры города, консолидации общества, соответствовать запросам населения, а самое главное, что в вопросах социализации личности нет места холодному формализму, так как речь идет о личности каждого ребенка, поэтому действовать надо в высшей степени деликатно.Формат двухдневного общения предлагал разнообразные формы работы: демонстрацию практики, отражающей яркие тенденции вовлечения школьников в современный поток жизни, и работу дискуссионных площадок.Участники экспозиции отметили, что, хотя свобода выбора школы в определении собственных траекторий развития носит креативный характер, нельзя забывать, насколько ответственна эта деятельность, а значит, требует общественной и профессиональной оценки ее результатов.Любовь БАЛЯСНАЯ, инициатор проведения панорам воспитательных систем образовательных учреждений Восточного округа:- Прошедшие панорамы убедительно подтверждают необходимость их проведения: год от года растет количество образовательных учреждений – участников панорамы. Хочу отметить также ее особую роль в решении стратегических задач управления школой. Постоянные участники утверждают, что именно панорама помогает оценивать состояние воспитывающей деятельности школы, искать новые подходы в решении проблем и находить их. Этому во многом способствует выбор темы, основной критерий отбора – ее актуальность. Пример тому и состоявшаяся панорама. Важнейшая задача школы – расширять сферу участия детей в жизни города. Решение этой задачи невозможно без включения в зону особого педагогического внимания особенностей городской среды и максимального использования в деятельности педагогов ее элементов, имеющих воспитательный потенциал.Обзор экспозиции этого года раскрыл многообразную и очень интересную практику образовательных учреждений по формированию социального опыта детей. Это и организация деятельности в микрорайоне, и включение детей не только в организацию своей жизни, но и жизни коллектива, новые подходы к организации благотворительной помощи с участием детей, вопросы их безопасности.Хочу особо отметить, что претерпели изменения привычные методы и формы включения детей в социально значимую деятельность. Поражает их многообразие. Воспитание милосердия, традиционной составляющей этой деятельности, сегодня в ряду педагогических задач по формированию социальных компетенций, позволяющих оказывать действенную помощь людям. Теперь в зоне внимания школьников ветераны-педагоги, одинокие люди, участники всех войн, инвалиды, сверстники, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.По-особому звучала тема противодействия таким социальным угрозам, как наркомания, табакокурение, алкоголизм. Важно, что для решения этой проблемы школы ищут новые пути. Профилактика осуществляется не пассивными методами, а путем вовлечения детей в просветительскую, пропагандистскую и законотворческую деятельности. Этот опыт позволяет формировать у школьников активную гражданскую позицию, учит взаимодействию с представителями различных ведомств. Отмечу также расширение сферы социализации в учреждениях дополнительного образования.Многообразно на выставке была представлена деятельность ученического самоуправления и детских общественных организаций. Среди них опыт взаимодействия 9 школ по созданию единого пространства деятельности детей в рамках работы районного ученического совета «Измайлово». Ярко были представлены на панораме школьные СМИ. Скажу лишь, что участникам была предоставлена возможность увидеть репортаж школьного телевидения, сделанный, что называется, по горячим следам. В небольшом ролике взрослые, а это и начальник округа, и рядовой педагог, давали ответ юным журналистам, для чего проводится панорама и что такое социализация.Панорама всегда не только расставляла акценты в демонстрируемой практике, но и выявляла ее прорехи, причины их появления. В этой связи хочу еще раз отметить важнейшую для Москвы как многонационального мегаполиса тему социальной и культурной адаптации детей мигрантов, необходимости формирования поликультурного мышления у детей. Несмотря на то что эта тема освещалась на предыдущей панораме, думаю, ее значимость требует постоянной актуализации, развития технологий и вариантов решения этой проблемы. Волнует также организация детского досуга. Это прежде всего формирование культуры общения, потребности использования свободного времени для всестороннего саморазвития. Еще одна важная, на мой взгляд, проблема, слабо прозвучавшая на панораме, – это формирование принципов межличностных отношений. Жестокость в отношении между детьми, детьми и взрослыми – следствие существующих в обществе различных проблем, в том числе и низкий уровень духовности и нравственности, поэтому требуются более эффективные и многообразные формы приобщения детей к общечеловеческим ценностям, а также расширения поля деятельности для их проявления.Успешное решение проблем в области социализации детей возможно лишь при условии повышения ответственности каждого ведомства, ответственного за их решение, координации и интеграции этой деятельности. Представляется важным также повышение роли науки, от которой практика ждет определения ключевых направлений развития деятельности по успешной социализации детей как главной задачи, поставленной перед современной школой. Наши дети находятся в разных социальных условиях, но все они проходят через школу. Поэтому миссия школы будет реализована лишь в том случае, если она сумеет дать каждому ребенку положительный социальный опыт.Виктор ГОЛОВАНОВ, главный научный сотрудник ИППД РАО:- Известно, что достаточно длительное время наша отечественная педагогика изучала главным образом нормативный аспект социализации, что в свою очередь привело к тому, что практика воспитания по существу игнорировала социальный опыт ребенка как источник самодвижения личности в процессе воспитания и обучения. Сегодня приходится констатировать, что сам термин «социальный опыт» до последнего времени редко использовался педагогикой, употребляясь прежде всего в значении «жизненный опыт», то есть стихийный, в отличие от опыта, полученного в специально организованном образовательном (воспитательном) процессе. Личностное становление современного ребенка требует включения его в процесс самостоятельного приобретения социального опыта и освоения социальных отношений. Механизмами формирования социального опыта выступают культурные, субкультурные и социальные практики, социальное взаимодействие.Адекватны возрастным особенностям такие формы и методы формирования социального опыта детей, как деловая и позиционно-ролевая игра, метод «творческая группа», работа в группах смешанного состава, дискуссии, круглый стол, социальное проектирование, волонтерство, благотворительная деятельность. Критериями сформированности социального опыта детей и подростков выступают содержательный, позиционно-оценочный и функциональный критерии. Основные подходы и механизмы формирования социального опыта воспитанников в образовательных учреждениях Восточного округа были представлены на заседаниях секций панорамы, по итогам работы которых были приняты резолюции.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте