search
main
0

Работа над ошибками

Совмещаем полезное с приятным

Почетное «звание» «Мисс словарь» я получила, еще учась в школе, благодаря способности не только запоминать новую лексику, но и воспроизводить целые словарные статьи. Добавить к этому привитое в семье с ранних лет понимание народной мудрости «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» и прекрасную учительницу, среди прочего научившую правильно читать книги на иностранном языке, и становится ясно, почему по сей день ко мне часто обращаются за помощью и консультацией люди самых разных профессий. Таковы преимущества и недостатки жизни в небольшом городке, где тебя все знают. Отвечая на звонки, давно не спрашиваю, почему сами не воспользуются словарями и справочниками.

«Чтение – вот лучшее учение» (Александр Пушкин)
Фото с сайта fotki.yandex.ru

А что такое правильно читать? Берешь книгу, общую тетрадь, словарь. Каждую страницу тетради делишь на три колонки. Выписываешь незнакомое слово, транскрипцию и его перевод в данном контексте. Если на следующей странице встретилось то же слово или выражение, но пока что его значение не всплывает или мы столкнулись с омонимией, выписываем еще раз. Возможно, первая страница книги заставит выписать все, кроме артиклей. На десятой начнут местами мелькать целиком понятные предложения. На пятидесятой обнаруживаем, что читаем и в основном понимаем! К концу произведения, может быть, попадется одно незнакомое выражение. Отец посоветовал мне посчитать, сколько раз приходится записать слово, прежде чем оно отпечаталось в голове. Выяснила – от двух до девяти раз. Наизусть никогда не зубрила. В педагогике известно, какую роль играет запись в усвоении нового материала.

Как долго должен длиться урок для себя? Мы же все «кондиционированы» на 40-45 минут, их и берем за основу. Поначалу ставила рядом будильник, наручных часов у меня еще не было. Прошло 45 минут, а я в середине предложения. Что делать? Если могу, читаю до конца, даже если приходится выписать еще десяток слов. Если же устала, отмечаю карандашом нужное место и останавливаюсь. Так первые 10 страниц, потом проблема незаметно исчезает. Хорошо также установить некое постоянное время, если есть такая возможность. Например, вы точно знаете, что в воскресенье с 11.00 до 11.45 вы относительно свободны. Один раз в неделю нам достаточно, мы же профессионалы.

Кандидат наук в школе, как я поняла на своем примере, априори воспринимается как человек, который знает больше других и может поделиться опытом, знанием предмета. Завуч по иностранным языкам приняла меня поначалу в штыки, вплоть до того что подошла 1 сентября с пожеланием: «Зачем вы пришли? Хочу, чтобы вы уволились!» Я на тот момент не знала, кто она, и не сочла нужным объяснять насчет своих трех могучих стимулов. Директора учебного заведения я хорошо помнила со своих школьных лет, он был постарше, и мы все знали его как звезду школьных праздников. Он ясно сформулировал задачу: «Хочешь, чтобы у твоих трех детей были уроки английского – приходи сама». Увидев меня во время переклички на крыльце школы среди учителей, друзья, родственники, родственники знакомых и знакомые родственников кинулись выяснять, как их ребенка можно записать ко мне. А коллеги начали обращаться с вопросами с первого дня. Завуч вместе с директором пришли посетить мой урок в «началке» без предупреждения в конце первой четверти. Сели в последнем ряду, выражение лица у завуча было откровенно скептическим. Я начала занятие с объявления на английском языке: «У нас гости, давайте покажем им, что умеем». Дети выложились по полной. На лица взрослых интересно было смотреть, я было подумала, что делаю что-то не так. На перемене они подошли ко мне, и завуч выпалила: «Хочу к вам в третий класс!»

Сразу после осенних каникул меня вызвали на совет, предложили подготовить курс повышения квалификации. Сначала для школы. Я рассказала об этом в учительской, сообщение встретили с большим энтузиазмом. Помимо вопросов коллеги стали предлагать темы, просили продумать способы решения сложностей. Конечно, не все, были скептики, уверявшие, что и без меня все знают. Мол, вуз – это одно, а школа – совсем другое. Безусловно, но основы закладываются в средней школе. Постепенно сложился план, я сформулировала тематику – отчасти по заявкам трудящихся, отчасти по своим наблюдениям. Хотя ко мне постоянно обращались, ожидая, что я тут же выдам верные ответы, я-то понимала, какая на мне лежит ответственность. Пересматривала наработанное, проверяла себя.

Перед первым семинаром по просьбе завуча прочитала так называемые топики – устные тексты по темам, составленные учителями и предназначенные для заучивания учениками наизусть. С них и начала занятие, откровенно сознавшись, что мне еще предстоит увидеть составленный любым учителем текст без ошибок. Так как занятие шло по-английски, потребовалось несколько секунд, чтобы воспринять сказанное. Тишина. И потом гвалт не хуже, чем среди учащихся. Привела простые примеры, не называя имен. Выдала статистику: у кого-то всего одна ошибка, у кого-то они есть в каждом предложении. Будем работать? Возражений не было. Сказала, что могу поставить красные галочки в их текстах, но исправлять не буду. Работу над ошибками каждый должен был сделать самостоятельно, используя любые словари и пособия. Дело пошло.

Объяснила слушателям суть чтения книги со словарем, успокоила: достаточно так пристально прочесть одну книгу в год. Опять-таки привела статистику: из первого самостоятельно прочитанного мною летом романа Агаты Кристи (250 страниц) я в свое время выписала 2500 слов. Оттуда, как я считаю, и пошел резкий рост моего словарного запаса. Правда, не стала упоминать, что на тот момент мне было всего 11 лет. На второе занятие уже подтянулись педагоги из других школ района. Вопросы задавали самые разные. Что делать, если в словаре нет нужного слова? Смотрю, у женщины в руках карманный словарик на 5000 единиц. Советую приобрести словарь побольше. Женщина со стажем свыше 30 лет сознается, что всегда вела уроки по-русски. Как преодолеть языковой барьер, начать говорить? Очень помогает самозапись, то есть читаешь вслух что угодно и записываешь самого себя на любом гаджете, а потом прослушиваешь. С целью мотивировать к такому виду работы привожу пример из своего опыта, включаю запись себя, просто начитанный текст по теме из учебника. Останавливаю, меняю громкость, пока идет речь, хожу по кабинету, улыбаюсь. Большинство быстро понимают: так это же экономия сил, особенно если последний урок второй смены! Кто-то соображает: можно записать основные тексты летом, а потом пользоваться весь год. Мало ли, голос пропал, текст сложный… Или просто включать аудио как средство быстро прекратить шум и сфокусировать внимание школьников. Этому приему меня в студенчестве обучили прекрасные преподаватели в МГУ. Дети на уроках с удовольствием записывают себя, удивляются, насколько иначе голос звучит у них в голове и в аудиозаписи.

Проходим с коллегами многие бытовые темы, проверяем, каких слов, по нашему общему мнению, не хватает в учебниках, решаем, что с ними делать. Даю упражнение: нужно объяснить, как добраться от остановки транспорта до школы, найти кабинет. А сумеет ли кто-то рассказать на английском языке, как вымесить тесто и испечь хлеб? И так далее. На последнем занятии моя подруга, очень опытная учительница с прекрасным знанием языка, вносит предложение-просьбу от всей группы слушателей. Есть пласт лексики, который традиционно не проходят в вузе, тем более в школе. А именно нетрадиционная лексика и жаргон. А ведь полезно знать, отругали ли тебя, например, грозит ли тебе опасность. Из сериалов в основном знаем одно-два слова. Подумав, я делюсь опытом. В МГУ у нас был замечательный преподаватель-британец, который в конце учебного года обучил нас ненормативной лексике, дав примеры на все буквы алфавита, в обмен на то, чтобы мы научили его соответствующему разделу русской лексики. Мои слушатели приходят в восторг. Запирают дверь, и мы занимаемся. Нет, они не будут выражаться на уроках с детьми. Но при необходимости сделают именно то, что я посоветовала. Когда подросток при мне громко обругал приятеля по-английски, вызывающе, хотя и с дрожью поглядывая на меня, я спокойно заметила: «Ты неверно произносишь выражение». Такой реакции они не ожидали. А мои коллеги, когда я привела пример, взяли ее на вооружение. Многие конфликты можно ликвидировать в зародыше.

Лето, как мне недавно поведала коллега из Хабаровского края, – золотая пора. В том числе и для работы над ошибками, для самосовершенствования. Можно сочетать полезное с приятным, читая интересную книгу одного из любимых авторов. Нужно перебрать в голове положительные и отрицательные моменты и продумать, что делать дальше.

Нина КОПТЮГ, кандидат филологических наук, Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте