В ноябре Правительство Москвы вновь обратится к рассмотрению хода выполнения программы «Рабочие кадры», над которой трудятся московские колледжи. Как известно, предыдущее рассмотрение программы закончилось тем, что Юрий Лужков потребовал внести существенные изменения в проект решения Правительства Москвы, указав в нем ответственность работодателей за подготовку рабочих кадров для экономики города. Конечно, весьма интересно, какие позиции были у системы образования, от имени которой выступила Ольга ЛАРИОНОВА, у города, от имени которого держал речь Александр САМСОНОВ, и у работодателей, чьи интересы представляла Елена ПАНИНА.
Ольга ЛАРИОНОВА, руководитель Департамента образования:
– Ключевой вопрос реализации городской целевой программы «Рабочие кадры» – необходимость тесного межведомственного взаимодействия всех ее соисполнителей. Департамент образования в соответствии с постановлением Правительства Москвы, будучи координатором исполнения программы, вынужден констатировать, что мы не можем быть полностью удовлетворены ходом ее реализации.
Прошлый учебный год в системе профессионального образования был практически первым годом исполнения программы. Следует отметить, что продолжили свою работу государственные общественные советы по вопросам развития профессионального образования в префектурах, отраслевых департаментах и комитетах. Особо нужно отметить работу совета в сфере жилищно-коммунального хозяйства. По его инициативе был составлен прогноз кадровых потребностей комплекса, определены условия прохождения производственного обучения студентов непосредственно на предприятиях, за колледжами были закреплены профильные предприятия ЖКХ. На базе «Мосводоканала» для всех предприятий и организаций, входящих в комплекс, состоялся однодневный семинар, на котором обсуждались возможности скорейшего решения вопросов подготовки качественных специалистов для отрасли. Однако такие примеры пока еще остаются единичными. Сегодня мы вынуждены говорить о том, что программа «Рабочие кадры» не стала пока общегородской. В этой связи принципиальное значение имеет вопрос формирования городского заказа для системы профессионального образования, который учитывал бы такие факторы, как программа социально-экономического развития города, трудовая миграция, итоги социологических исследований востребованности среди московских выпускников школ тех или иных профессий.
В сложившейся демографической ситуации определилась устойчивая цифра приема в колледжи – около 30 тысяч человек. Примерно столько же ребят ежегодно их заканчивают. Безусловно, при наличии в городе более 160 тысяч вакансий. Наши выпускники востребованы на рынке труда, но, на наш взгляд, необходимо привести подготовку молодых людей за счет бюджетных средств в соответствие с действительно востребованными экономикой города профессиями и специальностями. По-видимому, возглавить эту работу, как и в целом создание единой городской системы подготовки квалифицированных кадров с участием предприятий и организаций, могло бы Управление государственной службы занятости населения. Создание такой системы подготовки кадров крайне необходимо, так как даже в советское время профессионально-техническое образование обеспечивало кадровые потребности города лишь на 20 процентов, остальные кадры готовили сами предприятия. Сегодня мы вынуждены отметить и то, что в большинстве принимаемых отраслевых программ отсутствуют разделы, предусматривающие подготовку кадров.
Безусловно, основное звено подготовки кадров для городского хозяйства – система профессионально-технического образования. Реализуя мероприятия программы «Рабочие кадры», Департамент образования основное внимание уделил укреплению материально-технической базы колледжей. Немаловажно, что бюджетные средства были значительно увеличены по сравнению с предыдущими годами. Так, на капитальный ремонт в этом году было выделено в два раза больше средств, чем в совокупности за три предыдущих года. А на приобретение оборудования сумма была увеличена в 4,5 раза.
К новому учебному году в соответствии с проведенными конкурсами было капитально отремонтировано 36 колледжей, 59 зданий на сумму 1,1 миллиарда рублей. Сегодня практически все выполненные работы профинансированы.
Иначе складывается ситуация с освоением средств по приобретению оборудования. В связи с тем что аукционы и торги проведены лишь в августе, средства пока не освоены. Однако на сумму в 2,5 миллиарда рублей заключены контракты, началась поставка оборудования в колледжи. В течение ближайших трех месяцев все оборудование будет поставлено, средства на эти цели будут израсходованы. Прежде всего оборудование будет направлено в ресурсные центры, создаваемые в колледжах. В этом учебном году мы планируем открыть 32 таких центра, их создание будет способствовать дальнейшему формированию профильной направленности учреждений. Оснащение колледжей современным оборудованием даст также возможность увеличить прием на обучение взрослого населения по заявкам предприятий и организаций по программам переподготовки и повышения квалификации. Если в прошлом учебном году было организовано обучение 1,5 тысячи взрослых, то в нынешнем году мы планируем удовлетворить запросы 8 тысяч человек.
В этом учебном году колледж №55 получил новое здание, построенное по инвестиционному контракту. Однако в 2008 году программа предусматривала строительство еще двух колледжей, но документация на них, к сожалению, не разработана до сих пор. Уже утвержденной трехлетней инвестиционной программой города запланировано строительство 17 зданий колледжей и 4 общежитий, планы очень напряженные, и мы просим строительный комплекс взять этот вопрос под такой же особый контроль, как и контроль, который осуществляется за строительством детских садов и школ.
Несомненно, важнейший аспект качественной подготовки высококвалифицированных кадров – кадровое обеспечение самих колледжей. Колледжам, оснащаемым самым современным учебно-производственным оборудованием, требуются мастера производственного обучения соответствующего уровня квалификации. В противном случае модернизация материально-технической базы не приведет к существенному повышению качества профессионального образования. От нас ждут качества подготовки выпускников, соответствующего требованиям работодателей. Но кто будет обеспечивать это качество? Только 20 процентов мастеров производственного обучения имеют высшее образование, у многих из них квалификационные разряды не выше разрядов выпускников. Преподаватели специальных дисциплин зачастую не владеют в достаточной мере знаниями о современных технологических процессах. Департамент образования со своей стороны ведет системное повышение квалификации и переподготовку кадров. По отраслевому принципу работают школа мастеров и советы мастеров, проводятся мастер-классы по профессиям и специальностям. В каждом колледже в соответствии с выполнением программы «Рабочие кадры» для молодых мастеров начали работать школы наставничества. Вместе с тем этого явно недостаточно. Как одно из важных направлений кадрового обеспечения колледжей мы рассматриваем привлечение высококвалифицированных специалистов предприятий и организаций Москвы в учебные заведения на работу в качестве мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин.
Правительство Москвы создает условия по социальной поддержке инженерно-педагогических кадров. В частности, с 1 сентября 2008 года заработная плата мастеров производственного обучения существенно повышена и составляет в среднем 30 тысяч рублей, что делает ее вполне конкурентоспособной по отношению к оплате труда на предприятиях.
Определив потребности колледжей, мы направили в государственные общественные советы при отраслевых департаментах свои предложения о привлечении в учебные заведения специалистов-производственников. Вместе с тем только Государственный общественный совет при Комплексе городского хозяйства принял соответствующие решения и планирует направить в наши колледжи специалистов.
Совершенствованию учебно-воспитательного процесса в колледжах в прошлом году было уделено особое внимание. С этой целью мы активно изучаем опыт работы по подготовке кадров в развитых странах, в частности в Германии. Речь идет, конечно, прежде всего о дуальной системе подготовки кадров. Изучение этого опыта путем прямых контактов наших немецких коллег и директоров московских колледжей позволило значительно расширить понимание того, по каким направлениям должно развиваться профессиональное образование столицы.
Первая составляющая дуальной системы реализуется в системе профессионального образования Москвы. Теоретическое обучение учащихся проводится на базе колледжей, активно внедряются образовательные модули, организована первичная профессиональная подготовка на той материально-технической базе, которой обладает учебное заведение.
Вторая составляющая этой системы – производственное обучение непосредственно на рабочих местах для адаптации будущего рабочего к условиям современного производства. Здесь свое более активное слово должны сказать работодатели, но сегодня мы, к сожалению, можем привести лишь те примеры, которые звучали и год назад, – «Мосводоканал», «Мослифт», «Мосгортранс», ОАО «Станкоагрегат». Это организации и предприятия, которые обеспечивают на базе своих ресурсных центров как подготовку взрослого населения, так и производственную практику студентов колледжей. Основная же часть работодателей по-прежнему стоит в стороне от процесса подготовки кадров. Поэтому мы просим Конфедерацию промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленную палату более активно включиться в реализацию в Москве дуальной системы подготовки кадров.
Есть над чем совместно поработать и в развитии содержания профессионального образования. Современное производство и сфера услуг стремительно обновляются, меняется содержание труда. В этой связи важное значение приобретает разработка профессиональных стандартов и квалификационных характеристик. Первые шаги в этом направлении уже делаются. Департамент потребительского рынка и услуг, Федерация рестораторов и отельеров разработали современные профессиональные стандарты в сфере ресторанного бизнеса. Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы совместно с немецкой фирмой «Тиги-Кнауф» разработал профессиональный стандарт по профессии «мастер сухой штукатурки». Колледж предпринимательства №11 в тесном взаимодействии с работодателями формирует содержание профессиональной подготовки по специальности «медицинская оптика». На наш взгляд, организацию системной работы в этом направлении должны взять на себя общественные объединения работодателей.
Важное звено в работе системы профессионального образования – осуществление набора. В ближайшие четыре года в связи со складывающейся демографической ситуацией, а именно уменьшением числа выпускников школ, вопросы профессиональной ориентации выходят на первый план. Мы открыли первый городской центр профориентации в Восточном округе, в этом учебном году еще в пяти округах – Центральном, Западном, Южном, Северо-Восточном, Зеленоградском – совместно с префектурами будут созданы окружные центры. К работе в таких центрах необходимо активнее привлекать работодателей. Еще со школьной скамьи надо развивать у ребят навыки исследовательской работы, вовлекать их в научно-техническое творчество, как это делают Конструкторское бюро имени Сухого, Институт водородной энергетики «Курчатовский институт», Центр подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина.
Одной из проблем, препятствующих повышению эффективности взаимодействия учебных заведений и работодателей в развитии профессионального образования, на сегодняшний день остается, безусловно, несовершенство нормативно-правовой базы. В соответствии с программой «Рабочие кадры» разрабатывается проект закона города Москвы о подготовке квалифицированных рабочих кадров. В соответствии с программой в четвертом квартале 2008 года проект закона будет внесен на рассмотрение.
Важный источник увеличения числа специалистов, востребованных экономикой города, – учреждения профессионального образования федерального подчинения, расположенные на территории столицы. Но уже три года мы ведем переписку с Министерством образования и науки РФ о передаче их в ведение Правительства Москвы, и пока что практически безрезультатно, под разными предлогами нам отказывают. В то же время идет активный процесс ликвидации этих учебных заведений путем присоединения их к высшим учебным заведениям. Такое положение дел ведет к сокращению количества обучающихся по профессиям начального и среднего профессионального образования в федеральных колледжах в пользу высшего гуманитарного образования. Уже сейчас из 34 федеральных колледжей и техникумов осталось 17, в которых обучаются свыше 20 тысяч учащихся и которые в ближайшее время могут быть присоединены к вузам. В то же время Минобрнауки РФ предлагает Москве только 4 федеральных колледжа, причем один из них не имеет даже собственных помещений.
Александр САМСОНОВ, член Совета старейшин при мэре Москвы:
– Все высокоразвитые экономические страны перешли к экономике, опирающейся на интеллектуальный потенциал исполнителя в процессе трудовой деятельности. Ранее имела значение собственность на средства производства, сегодня же большое значение имеет собственность на интеллектуальный потенциал. Это меняет всю картину производственных отношений. В середине 70-х годов экономически развитые страны избавлялись от своих производств с низкоквалифицированным рабочим трудом, сегодня процесс пошел в обратном направлении. Если в 60-е годы прошлого столетия в той же самой Америке каждый третий американец работал в промышленности, то сегодня в промышленности работает только каждый шестой. По прогнозам ученых, к середине этого столетия только 5 процентов трудоспособного населения будут способны обеспечить товарами и услугами практически все потребности планеты. Это соответствующим образом предъявляет совершенно другие требования к подготовке квалифицированных рабочих кадров.
В системе образования произошли сдвиги в вопросах подготовки кадров, я бы отметил существенное значение того, что стали изменяться подходы в вопросах подготовки рабочих кадров, и это очень важно. Но это еще только самое начало.
Программа «Рабочие кадры» предусматривает создание в этом году 32 ресурсных центров. На наш взгляд, эти ресурсные центры не будут иметь перспективы в дальнейшем. Сегодня нужно подходить совершенно с других позиций к обеспечению определенных учебных заведений новейшими технологическими процессами и оборудованием. Мы считаем, что вместо ресурсных центров в Москве нужно создать не более десяти учебно-производственных центров, которые должны быть оснащены цепочкой передового технологического оборудования. Если сегодня 32 ресурсных центра обеспечивать подобным оборудованием, то это практически не создаст той картины, которую можно увидеть в едином центре. Самое главное, что установка этого оборудования потребует значительных затрат на приведение площадей в сегодняшних колледжах, а может быть, и пристроек к ним, в состояние, необходимое для того, чтобы установить современное оборудование.
Надо сказать, что сегодня практически каждые пять лет уже меняются технологии, в дальнейшем это будет еще быстрее – в течение двух-трех лет. Менять в такие сроки в 32 ресурсных центрах оборудование на новейшее практически нереально. Если сказать, то можно все сделать, но так сказать можно, только не считая затрат. Важнейшее условие этого – то, что эти ресурсные центры дадут возможность школьникам при профориентации ознакомиться конкретно с тем набором оборудования в одном месте, совершенно по-другому они будут смотреть на свою дальнейшую судьбу в области производства.
Сегодня никоим образом нельзя списывать со счетов вопрос производительности труда. Нынче соотношение роста производительности труда к росту средней заработной платы уже подбирается к соотношению 6:1. Вот эти центры будут практически постоянно действующими выставочными площадками Москвы, что в свою очередь значительным образом повлияет на все состояние промышленности и промышленных предприятий города. Немаловажен тот факт, что при обслуживании этих центров потребуется значительно меньше технического персонала, легче будет подготовить мастерский состав и преподавателей производственной практики. Для этого сегодня в России достаточно дилерских компаний, которые способны и продать оборудование, и установить оборудование, и обучить персонал. Есть возможность обратиться к этим компаниям, которые непосредственно производят само оборудование. Вот эти моменты мы считаем все же очень важными в деле формирования таких центров.
Точно таким же образом, с нашей точки зрения, надо подходить и к центрам, которые будут создаваться непосредственно для школ, но их надо комплектовать совершенно другим образом. Сегодняшние колледжи должны, в принципе, превратиться в техникумы, которые будут давать среднее специальное образование по определенной теоретической подготовке и максимум практики. Практику учащиеся будут проходить в этих центрах, это будет полная практика, где можно будет выполнять и производственные заказы от тех же малых предприятий, которые не способны купить по стоимости новейшее оборудование и технологию, тем самым будет происходить процесс самоокупаемости при смене оборудования.
При подготовке к заседанию Правительства Москвы Совет старейшин запросил все департаменты столицы, которым требуются рабочие кадры, и получил необходимую информацию о состоянии дел по выполнению программы «Рабочие кадры». Мы убедились, что вопрос на правительстве слушается своевременно. Ответы департаментов показали, что в городе нет необходимой координации в обеспечении выполнения принятой программы. Совет старейшин считал и считает, что без создания в Департаменте образования хотя бы специального управления по подготовке рабочих кадров в Москве, наделенного всеми правами и функциями для управления реализацией программы «Рабочие кадры», желаемого результата добиться будет очень сложно. Тем более что это рассчитано не на три года, а практически на постоянную работу.
Одна из основных задач программы «Рабочие кадры» – формирование единой общегородской системы подготовки и обеспечения экономики Москвы квалифицированными рабочими кадрами – возложена на Департамент образования, но системы пока не просматривается. Департамент образования в год выпускает около 41 тысячи рабочих, строительный комплекс готовит для себя 64 тысячи человек, Департамент потребительского рынка и услуг – 12 тысяч человек, «Мосводоканал» обеспечивает себя рабочими кадрами полностью, в том числе и финансирует всю необходимую подготовку.
К иногородним иностранным рабочим кадрам, привлекаемым в Москву на работу, Департамент образования вообще не имеет отношения. Такой подход, по-нашему, недопустим. Если департамент отвечает за обеспечение рабочими кадрами всего города, то все должно быть согласовано с Департаментом образования. Кстати, допуск к работе должен быть после того, как будет проведена аттестация специалистов, привлекаемых на работу в Москву. Сегодня такой практики нет.
Надо сказать, что как воздух необходим закон, который бы дал возможность облагать промышленные предприятия налогом на подготовку кадров. Сегодня в этом вопросе творится просто безобразие, отдельные промышленные предприятия вообще ликвидируют существующие базы по подготовке кадров. Департаменты вынуждены создавать свои группы, которые самостоятельно решают проблемы обеспечения кадрами своих отраслей.
Программа «Рабочие кадры», к сожалению, не стала городской программой, она стала, по сути дела, ведомственным делом одного департамента – Департамента образования. Мы считаем, что в четвертом квартале 2008 года префектам и Департаменту образования необходимо совместно со своими государственными общественными советами по подготовке рабочих кадров, привлекая для этого директоров колледжей, школ, предприятий, провести обсуждение перспектив в подготовке рабочих кадров для нужд каждой префектуры, составить сводный план и принять меры по его реализации.
Подготовку рабочих кадров необходимо производить только на основании городского заказа. Без анализа потребностей рынка труда невозможно оформить городской заказ и определить перечень профессий, необходимых городу. Это должно идти впереди всех задач по проблеме подготовки кадров, а у нас же получилось наоборот. Не имея данных хотя бы по остродефицитным профессиям, колледжи будут работать бесцельно, только для того чтобы существовать, не будет должной ориентации молодежи, начиная со школы, в выборе требуемых рынку профессий, не будет стимуляции колледжей на перестройку своей работы. Нам нужно перейти преимущественно на контрактную систему подготовки рабочих кадров и их трудоустройства.
Елена ПАНИНА, председатель Московской конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей):
– В разработке программы «Рабочие кадры» Конфедерация промышленников и предпринимателей, другие объединения работодателей принимали активное участие. Часть проблем удалось решить, но я должна констатировать тот факт, что далеко не все то, что было намечено, было реализовано и реализуется. В частности, я не могу снимать ответственности и с нас, но то, что мы из 29 пунктов программы, где должны принимать участие сегодня, участвуем только в трех, по-видимому, свидетельствует и о недостатках в организации реализации этой программы, в которой, на мой взгляд, многие пункты, многие положения имеют межотраслевой характер на стыке различных департаментов, объединений работодателей, саморегулируемых организаций и Департамента образования. Эти недостатки в координации работы над программой сказываются в том, что наша роль как работодателей и объединений работодателей пока еще очень несущественна, это положение, конечно, должно быть исправлено. Мы очень тесно в этом направлении работаем с Департаментом науки и промышленной политики, даже проводили специальную коллегию по этому вопросу, создаем ресурсные центры.
Несколько слов о ресурсных центрах: все новое – это хорошо забытое старое. Концепцию ресурсных центров несколько лет назад разработала и предложила наша Конфедерация. Однако она базировалась несколько на иных принципах, нежели те, что нам нынче предлагают. Ресурсный центр – это, в первую очередь, та система, которую еще называют дуальной (она была взята из советского опыта и привнесена позже в Германию, где ее именно так и назвали), которая предусматривает образование непосредственно на базе предприятия. Мы и начали создавать ресурсные центры, может быть, даже часть – на базе колледжей, часть – на базе предприятий, обязательно с участием колледжей, но не только на базе колледжей. Тогда решаются многие проблемы: ребята, которые учатся в этих ресурсных центрах, могут сразу работать на предприятии, то есть это для них не производственная практика, они непосредственно участвуют в производственном процессе. При этом не возникает проблемы с мастерами производственного обучения, поскольку это те же самые люди, те же самые мастера. Высококвалифицированные рабочие этих же предприятий могут и преподавать в ресурсных центрах. Вот такой была концепция, которую мы начали реализовывать. К сожалению, я теперь услышала о 32 ресурсных центрах, которые базируются в колледжах. Мне кажется, без участия работодателей, предприятий ресурсные центры не смогут работать в той концепции, как они были задуманы. То есть задачу обеспечения сразу же и процесса подготовки рабочих кадров, и их участия в производстве, и закрепления их на этом производстве в дальнейшем мы не решим.
Есть еще несколько важнейших вопросов. Например, серьезное отсутствие информации по поводу того, какие профессии, какие рабочие кадры есть, в каких кадрах нуждаются сегодня городское хозяйство, промышленность и другие отрасли. Поэтому мы сегодня с Управлением государственной службы занятости населения города Москвы ведем работу по созданию единого кадрового информационного центра, мы хотим создать такой центр, который бы имел отделения во всех префектурах. Надо больше практиковать также встречи на предприятиях или приход руководителей предприятий в школы. К сожалению, и эта работа ведется недостаточно, мы видим тут и свои ошибки.
Единый тарифно-квалификационный справочник устарел до невозможности, об этом, кстати, может свидетельствовать перечень рабочих профессий, необходимых городу. Кто больше всего нужен? Станочники, наладчики станков с программным обеспечением, системотехники, наладчики, системотехники. Это тоже рабочие специальности, но высокой квалификации, однако в перечне их нет. Я считаю, что его нужно переработать и выходить с предложениями по внесению новых профессий в Единый тарифно-квалификационный справочник России, убрав те профессии, которых уже, по-моему, давным-давно не существует в природе.
Очень важный момент – разработка профессиональных стандартов. Здесь участие работодателей просто необходимо, это задача двух форм – объединений работодателей и саморегулируемых организаций. Но, к сожалению, почему-то разработка стандарта и больше поручается каким-то совершенно другим структурам, например, каким-то институтам.
Ныне потеряна важнейшая составляющая – подготовка среднего звена среднего профессионального образования, как мне кажется, колледжи нацелены в основном на начальное профессиональное образование, поэтому надо ставить вопрос о возрождении техников, без них сложно работать на предприятии, где нехватка мастеров, нехватка высококвалифицированных рабочих.
Мы говорим о формировании резервных знаний, то есть о выстраивании программ, которые тоже невозможно сделать без участия работодателей. Я имею в виду предприятия всех форм собственности, их объединений и так далее. Нам нужно определиться, что же в будущем нас ждет, какие новые технологии будут, как пойдет научно-технический прогресс, какое образование нужно давать с учетом резервных знаний. Когда-то Япония готовила в прошлом веке инженеров ХХI века, так и нам нужно поступать. Без этого у нас всегда наша система образования будет отставать от тех быстрых темпов, которыми движется нынче реальный сектор экономики.
Комментарии