Административно-бумажная работа российского учителя остается одной из самых высоких, а рабочее время – одним из самых продолжительных среди 48 стран мира, принявших участие в Международном исследовании учительского корпуса TALIS-2018.
\”Реализуемая политика в области образования имеет положительный эффект для учительского корпуса России, подавляющее большинство учителей в целом довольны своей работой, однако существует ряд насущных проблем, некоторые из которых сохраняются на протяжении последних пяти лет\”, – прокомментировали в пресс-службе Рособрнадзора данные первой части отчета по результатам исследования, обнародованные сегодня ОЭСР.
TALIS представляет собой компьютеризированный опрос школьных учителей и директоров, в ходе которого собираются данные о педагогических, методических и социальных процессах, происходящих внутри школ. Исследование дает возможность увидеть образовательную систему глазами представителей школьного сообщества.
Как рассказали в Рособрнадзоре, исследование 2018 года – это третий цикл исследования TALIS, первый цикл состоялся в 2008 году, второй – в 2013 году. Россия принимает участие в исследовании с самого начала. Участниками TALIS-2018 стали 48 стран. В выборку исследования вошли более 4 тысяч учителей из 230 школ 14 регионов РФ и директора этих школ.
Пол и возраст
По сравнению с результатами цикла TALIS-2013, профессия учителя по-прежнему остается преимущественно женской в большинстве стран-участниц. В России доля женщин среди учителей составляет 85%. Больше педагогов женского пола только в Латвии (89%). Меньше всего в процентном отношении учителей-женщин в Японии (42%), Саудовской Аравии (52%) и Нидерландах (53%).
Согласно данным опроса, в нашей стране учитель работает в среднем 21 год – это на четыре года больше среднего по странам-участницам исследования. Средний возраст российского учителя остается на уровне 45-46 лет. В отчете указано процентное распределение учителем по возрастным группам. Так, в России 11% учителей до 30 лет, в целом по странам – 12%.В категории от 30 до 49 лет это соотношение составляет 47% и 57%. Наконец, педагогов в возрасте 50+ в РФ больше, чем в среднем по странам-участницам: 42% против 31%.
Большинство директоров российских школ находится в возрасте от 40 до 59 лет (73%), что соответствует среднему распределению по всем странам-участницам исследования.
Удовлетворенность работой
Российские учителя в опросе TALIS показали высокую удовлетворенность профессией: 91% из них в целом довольны своей работой, 90% нравится работать в их школе, и они довольны результатами своей работы в школе, 86% готовы рекомендовать свою школу как хорошее место для работы.
Главными побудительными мотивами к выбору профессии учителя, по данным опроса, стали возможность сделать свой вклад в развитие общества (91%) и возможность влияния на развитие детей и молодежи (88%). При этом престиж профессии не является мотивацией для молодых педагогов. 57% респондентов в РФ не уверены, что их профессия ценится в обществе.
Нагрузка
Отдельный раздел отчета посвящен характеристикам и вызовам российской школы. Так, при возможности дополнительного финансирования наши учителя считают наиболее важным повышение зарплат (82% против 69% в целом по участникам TALIS), снижение бумажно-административной нагрузки за счет найма вспомогательных сотрудников (66% против 55%), а также инвестиции в школьные здания и инфраструктуру (59% против 52%).
\”Административная нагрузка на учителя стала несколько ниже, чем в предыдущем цикле исследования, однако административно-бумажная работа для учителей в России все равно остается одной из самых высоких среди стран-участниц TALIS, а рабочее время российского учителя по-прежнему одно из самых продолжительных\”, – отметили в Рособрнадзоре.
Так, согласно данным отчета, сумма затраченного времени на отдельные рабочие задачи, в том числе преподавание, в России составляет 60 часов в неделю, больше – только в Китае (63), чуть меньше – в Сингапуре и Японии (по 57) и Канаде (55).
\”График показывает, что общее рабочее время, о котором сообщают учителя в опросе, существенно меньше времени, затраченного ими в
сумме на решение различных частных рабочих задач (подготовку к урокам, проверку работ, консультирование учащихся и пр.), – говорится в отчете.
Административная нагрузка на директора также высока и растет по сравнению с предыдущим циклом исследования. В то же время, российский директор меньше занимается непосредственно управлением школой: стратегией развития, разработкой учебного плана, взаимодействием с педагогами и учащимися и наймом сотрудников, чем в странах-лидерах PISA.
Повышение квалификации
Российские учителя в основном уверены в своей способности управлять происходящим на уроке. Заметно чаще для выполнения заданий обучающиеся стали применять информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), однако в то же время, методы активного обучения по-прежнему применяются сравнительно нечасто. Учителя также редко прибегают к формирующим методам оценивания, редко дают учащимся индивидуальную обратную связь, недостаточно часто создают условия для самостоятельного мышления учащихся в предметной сфере.
Учителям и директорам сегодня доступны разнообразные инструменты повышения квалификации.
\”Однако, признаваемая российскими учителями проблема нехватки компетентностей по вопросам инклюзивного образования и способов индивидуализации образования, а также неуверенность в своих способностях управлять мотивацией учащихся могут свидетельствовать о том, что существующие программы дополнительного профессионального образования не в полной мере справляются со своими задачами, то же самое можно сказать и о процедуре аттестации учителя\”, – констатировали в ведомстве.
Российские директора школ, в свою очередь, довольно остро ощущают необходимость своего профессионального развития в вопросах управления финансами и человеческими ресурсами, в вопросах предоставления обратной связи, установления профессионального взаимодействия в коллективе. Аналогично исследованию 2013 года, директора по-прежнему, в основном, проходят подготовку на должность директора после вступления в должность и лишь в 19% случаев до него, в то время как в среднем по исследованию заранее к посту директора готовится каждый третий кандидат. В среднем, директор российской школы работает на своей должности 11 лет, при этом предшествующая занятость директора школы включала в среднем 22-летний стаж работы учителем.
Наставничество
Несмотря на высокую оценку института наставничества самими учителями и директорами школ и выраженный запрос с их стороны на развитие такого института, его распространение пока не носит системный характер. Только 28% школ, по заявлению директоров, используют официальную, формальную программу введения молодого педагога в профессию. В среднем по странам-участницам исследования TALIS этот показатель составляет 56%. Две трети всех российских учителей заявляют, что они не проходили никаких программ по введению в профессию ни при первом трудоустройстве в качестве учителя, ни в школе, в которой работают на момент опроса.
Полная версия национального отчета по результатам TALIS-2018 опубликована на сайте Федерального института оценки качества образования. В пресс-службе Рособрнадзора сообщили, что вторая часть международного отчета будет опубликована в марте.
Фото Вадима Мелешко
Комментарии