Еще три года назад Татьяна КРЫМОВА руководила московской школой, сейчас возглавляет Департамент образования Орловской области. И та и другая деятельность предполагает почти круглосуточную пахоту, поэтому короткий летний отпуск – время для нее весьма значимое. Другой возможности отдохнуть, расслабиться, отвлечься нет и не предвидится. Только лето, только июль – маленькая лазейка в отдых и беззаботность.
Логично думать, что хороший отдых для человека, живущего на пределе, предполагает расслабление. Перед глазами невидимый художник рисует шезлонг, пляж, морские волны и изысканный коктейль, но уж никак не весло, котелок с черным днищем и тьму комаров в воздухе. Встать, принести воды с реки, развести костер (дрова рубили накануне), приготовить завтрак, затолкать вещи в термомешок, собрать палатку, нагрузить катамаран – это утро. Далее гребля, ветер в лицо, дождь, солнце, ноги затекают в стременах – это день. Вечер – то же утро, только в обратном порядке.
– Ночью залезаешь в спальный мешок, вытягиваешь натруженные мышцы и… думаешь: «Сдались мне эти приключения?!» – смеется Татьяна Владленовна. Она в этом году выбрала именно такой отдых и отправилась с дочкой в семейное путешествие на катамаранах в знаменитые карельские туры «Большое Приключение» Дмитрия и Матвея Шпаро.
– У меня на это было пять причин, как в песне Николаева, – рассказывает Татьяна. – Первая причина – это дочь. Очень хотела провести отпуск с дочкой вместе, чтобы общение было максимально близким и полезным для нас. Вторая причина – это ее желание отправиться в водный поход на 21 день, и я хотела понять, насколько дочь готова к таким серьезным испытаниям. Третья причина – это необходимость активного отдыха от работы и перезагрузки сознания. Четвертая причина – это красота Карелии, порожистые реки, озерная гладь, стройные сосны, каменные утесы, ягоды… давняя мечта. И пятая причина – это еще одна возможность встретиться с друзьями и внести вклад в популяризацию активного детского туризма.
Конечно, эта история началась не летом 2021 года. Татьяну Владленовну втянул в туризм Матвей Шпаро, который в настоящее время руководит центром дополнительного образования «Лаборатория путешествий». Тогда, в 2018 году, состоялся уникальный проект #директорВпоход. На тот момент московские школы уже были преобразованы в огромные образовательные комплексы и директора практически утратили связь с теми, ради кого они работают, – с детьми. Шпаро задался целью эту связь восстановить и предложил директорам отобрать в своих школах 10 детей и отправиться с ними в поход – настоящий, с рюкзаками, палатками, – по красивейшим предгорьям Краснодарского края. Проект вышел не просто удачным – резонансным. Везде и всюду стали требовать продолжения, появились «дочки» и «сыночки» – #школаВпоход, #классныйВпоход, #учительВпоход. Это был своеобразный прорыв – вывести современную московскую школу в поход довольно сложно. Татьяна Владленовна попала в самый первый, пилотный выпуск проекта, и именно тогда туризм протоптал дорожку к ее сердцу.
– Пришло осознанное понимание значения активного детского туризма и необходимости его развития. Туризм – это не игра, это настоящая школа жизни, – говорит Татьяна Владленовна. – В путешествии формируются, отрабатываются все тонкости юношеских взаимоотношений с миром и самим собой. Например, я очень советую всем родителям подростков испытать свои взаимоотношения походом. Когда вы рядом 24/7, гребете против течения, разводите костер и готовите еду, моете посуду песком, собираете голубику, ставите палатку под проливным дождем, паритесь в походной бане, провожаете закаты и встречаете рассветы, вы узнаете все сильные и слабые стороны друг друга и становитесь настоящими друзьями. В походе дети учатся работать в команде и ценить дружбу, они совершенствуют свои лучшие качества и приобретают ценные знания. Помимо этого для каждого человека (не только ребенка, но и взрослого) поход – это колоссальная перезагрузка, пересборка, переосмысление. Все происходящее помогает мне собраться, появляются внутренние силы, ты нацеливаешь себя на большее. Это работа внутри себя с самим собой. Когда мне совсем плохо, тяжело, я понимаю, что нельзя сломаться, но нужна какая-то точка опоры, что-то, что не позволит опустить руки и разрушить все, что создается, я всегда вспоминаю своего дедушку и вообще думаю о тех, кто в 18, 19, 20 лет пошел на войну. Это то, что не позволяет мне развалиться, распуститься, мой якорь. Когда кажется, что сил нет ни на что, я думаю: «Вот у тебя это путешествие на 3 дня, 10 дней… Люди четыре года в жутких, совершенно нечеловеческих условиях, не видя ни края, ни света, боролись, боролись и боролись за Победу». Я понимаю, что человеческий организм в экстремальных условиях может работать, может жить, главное – чтобы у него была цель.
Крымова настоящий профессионал, человек достаточно жесткий. И когда она говорит о необходимости масштабного распространения туризма в школах, в ее речи отсутствуют аргументы вроде: «Ах, гитары, ах, костры, как это, в общем-то, мило!» Зато есть железная логика: «Вы мне дайте профессионалов, которые обеспечат безопасность детей, дайте проработанную программу, качественное снаряжение, а потом уже будем петь у костра песни». Только в такой последовательности, потому что обратная последовательность приводит к неразберихе, ЧП и, как следствие, череде запретов.
– Если бы ко мне, директору московской школы, пришел Матвей Шпаро и сказал: «Тань, давай возьмем десять человек из твоей школы и отправим их в поход», – делится впечатлениями Татьяна Владленовна. – Я бы ответила: «Ты что, это безумная авантюра!» Но он приходит и говорит, что есть грамотные и надежные инструкторы, есть качественное снаряжение, проверенный маршрут, что еще очень важно – есть программа подготовки и проект путешествия. Я понимаю, зачем это нужно и детям, и педагогам. Тогда я на это пойду – этим занимаются профессионалы, и они предлагают школе продуманную с точностью до миллиметра «услугу».
В августе в Орле проводилась традиционная педагогическая конференция, и тема воспитания проходила через эту конференцию красной нитью. Один из образовательных треков Татьяна Владленовна посвятила теме развития активного туризма в регионе.
– Ключевая секция была по воспитанию. Меня все спрашивали накануне, кто ее будет модерировать. Да я ее буду модерировать! Мы должны не просто посидеть и поразговаривать. Воспитание – если его нет, то ничего нет, – делится опытом Татьяна Владленовна. – Все расползется по швам! Не получится никакой системы, если мы не будем воспитанием заниматься! А здесь, в Орловской области, среда самая благодатная. Здесь всегда были пионеры, и они никуда не делись, пионерская организация – самая большая в Российской Федерации. С РДШ мы взаимодействуем по полной программе. Юнармия здесь идет на ура. Движение поисковиков – одно из сильнейших, ведь здесь после Орловско-Курской битвы живого места просто нет. Литературное творчество – Тургенев, Тютчев, Бунин, Фет… У нас в плане воспитания куда ни пойдешь, в любом направлении конфета получается. А тема походов на все это ложится самым естественным образом. Это же не только спорт. Хочешь – отправляйся в путешествие по местам боевой славы, хочешь – по литературным. Можно экологическую работу проводить. Миллион возможностей. Как всегда: если горишь этим заниматься, ты найдешь массу возможностей. Профессионалы должны прийти в школу (в Москве профессионалы – это «Лаборатория путешествий», да и других немало, в Орле – Центр детского технического творчества, туризма и экскурсий) с предложением: «Уважаемые коллеги, у вас с первого сентября должна быть в обязательном порядке разработана рабочая программа воспитания. Ее следует опубликовать на сайте». И эта программа не просто какая-то абстракция, это система совершенно конкретных мероприятий, заточенных под конкретную школу, направленных на развитие вот именно этого детско-взрослого коллектива. В модуле «Экскурсии, путешествия, экспедиции и турпоходы» предлагаю спроектированные путешествия по утвержденным маршрутам и с гарантией безопасности. Таким образом мы помогаем директору школы наполнить программу воспитания конкретными мероприятиями, которые в течение года он будет проводить с детьми разного возраста. Вот таким, на мой взгляд, должен быть подход.
Екатерина БОГДАНОВА
Комментарии