search
main
0

Пять плюс робофишки. Новые инструменты в организации проектной деятельности

​Сегодня проектная деятельность прочно вошла в образовательную сферу, так как является одной из удачных методик обучения и обязательным компонентом ФГОС всех уровней. Внутри нее существуют различные пути организации и реализации учебного процесса, включая большое многообразие различных инструментов для решения педагогических проблем. Вовлечь детей в проектную деятельность мне позволила ее возможность формировать мотивацию ученика, поддерживать его интерес как к информатике, так и к смежным предметам (математика, физика), а также возможность получать ощутимый результат.

Однако до начала использования этого нового инструмента передо мной встали такие вопросы:Как отличить проектную работу от других?Проект по информатике и проект по истории должны иметь одинаковую (типизированную) структуру или же они никак не могут пересекаться?Какую документацию ученик должен составить к своему проекту, чтобы его презентовать?Эти и другие вопросы возникали и возникают в голове многих учителей не только в нашей школе. Прежде всего важно понять, что такое образовательный проект. Это работа, имеющая следующую структуру:1. Постановка вопроса (проблема) – почему этот проект важен для его исполнителя, его актуальность.2. Цели и задачи – целеполагание на будущее и определение того, что исполнитель должен пошагово сделать, какие вопросы рассмотреть и какую информацию отыскать для достижения поставленной цели.3. Методы и способы достижения цели – каким образом, за счет каких средств и ресурсов будет достигнуто решение задач, планирование будущей деятельности.4. Результат – что получится по окончании выполнения проекта, ожидаемый продукт.5. Презентация результата – представление продукта широкой аудитории как наиболее оптимальное решение рассмотренной проблемы.То есть проект подчиняется правилу пяти «п»: проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация.Для окончательной комплектации проекта, его сохранения на будущее для рефлексии или представления рождается шестое «п»: портфолио – папка (реальная или виртуальная), содержащая все материалы проекта.Таким образом, становится необходимо структурно типизировать содержание любого проекта.И вот настало время поиска оптимального инструментария для создания проектов. Современные дети должны всегда находиться в режиме движения в своем образовании. А для этого образование тоже должно постоянно находиться в движении. Время показало, что ребенок, занимавшийся конструированием и робототехникой, становится успешным в своей профессии и жизни.Почему это происходит? Дело в том, что образовательная робототехника способна быстро вовлечь ребенка в практическую деятельность, обеспечив два важных запроса: наглядность и быстрое получение результата.Таким образом, можно прийти к выводу, что и образовательный процесс для современных детей должен быть наглядным и динамичным.С помощью робототехнических наборов становится возможным создание практически любого наглядного пособия, исследовательского оборудования или проекта. Формирование абстрактного мышления у детей посредством практической деятельности в предметах естественно-научного цикла происходит много успешнее.В 2015 году я начал работать в издательстве «Пилот. Лаборатория знаний», где с командой методистов и экспертов мы приступили к разработке принципиально новой литературы по образовательной робототехнике для использования в школе и дома. В результате удалось запустить серию «Робофишки». В ней мы издаем самостоятельные межпредметные интегрирующие проекты, учебные и методические пособия на базе таких известных робототехнических платформ, как LEGO Mindstorms Education EV3, ScratchDuino, Arduino.Благодаря выполнению образовательных проектов прямо на уроках информатики моим ученикам удалось достигнуть качественно нового уровня знаний и понимания материала. Так, например, уже третий год в шестом классе мы успешно изучаем тему «Кодирование информации», выполняя проект «Тайный код Сэмюэля Морзе», в рамках которого ученики проходят исторический экскурс по информационным революциям, собирают модель телеграфа, самостоятельно программируют ее, обмениваются кодированной информацией на языке азбуки Морзе, приходя в итоге к пониманию протекания процессов кодирования и передачи информации, а также форм ее представления. Этот проект существовал еще до начала работы над «Робофишками» и послужил примерным ориентиром в создании этой серии. Красочное оформление, структурная и содержательная переработка сделали из «проекта энтузиаста» полноценное издание, которое может использовать любой ученик, учитель или родитель.Также мне удается успешно применять робототехнику для обучения старшеклассников навыкам проектной и исследовательской деятельности более высокого уровня – с ориентиром на их будущие научные, курсовые, дипломные работы и диссертации.Очень важны возросший интерес учеников к естественно-научному циклу предметов, инженерно-техническому направлению деятельности, творчеству, а также повышение успеваемости по целому ряду предметов, включая сугубо гуманитарные.В этом году еще больше учеников выбрали информатику в качестве экзамена. Все они планируют связать свою будущую деятельность с инженерией и IT-сферой.Давайте объединяться и делать образование еще лучше!Виктор ТАРАПАТА, учитель информатики школы №283

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте