search
main
0

Путевка к звездам. Ее предлагает нашим юным читателям дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, президент Федерации космонавтики России генерал-полковник авиации Владимир КОВАЛЁНОК

Владимир Ковалёнок родился 3 марта 1942 г. в деревне Белое Минской области. В Вооруженных Силах с 1959 г. Окончил Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков, Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина и Военную академию Генштаба. В отряде космонавтов с 1967 по 1982 г. Совершил 3 космических полета командиром корабля – «Союз-25» (9 – 11 октября 1977 г.), «Союз-29» (15 июня – 2 ноября 1978 г.), «Союз Т-4» (12 марта – 26 мая 1981 г.). В 1992 – 2002 гг. – начальник Военно-воздушной инженерной академии им. профессора Н.Е. Жуковского. Кандидат военных наук, профессор. Автор свыше 90 научных трудов. Дважды Герой Советского Союза. Награжден многими отечественными и иностранными орденами и медалями. Президент Федерации космонавтики России.

– Владимир Васильевич, немало наших юных соотечественников мечтают уж не об околоземной орбите, а о дальних походах во Вселенную. И в истории космонавтики ищут ответ на вопрос: как пройти путь в космос по-гагарински? А с чего он начинался?

– Хроника космической эры общеизвестна, но, наверное, немногие знают, что в нынешнем году исполняется 45 лет событию, которое предопределило сроки прорыва человечества во Вселенную. Эта возможность обсуждалась в самом начале

1959 г. на совещании в Академии наук СССР, а затем в практическую задачу ее превратили постановления ЦК КПСС № 22-10сс от 5 января 1959 г. и Совета Министров СССР № 569-264 от 22 мая 1959 г.

Исследования показали, что для полета в космос лучше других подходят военные пилоты, в основном – летчики-истребители реактивной авиации.

– Почему?

– Летчик-истребитель – это и пилот, и штурман, и связист, и бортинженер, и… Можно назвать еще много профессий, с которыми знакомы профессионалы истребительной авиации.

В октябре 1959 г. в частях ВВС группа специалистов под руководством полковника Евгения Карпова, впоследствии ставшего первым начальником Центра подготовки космонавтов, начала отбор кандидатов. Ими стали 20 летчиков. 7 марта 1960 г. – первые 12 – Иван Аникеев, Валерий Быковский, Борис Волынов, Юрий Гагарин, Виктор Горбатко, Владимир Комаров, Алексей Леонов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович, Герман Титов и Георгий Шонин. Затем 9 марта – Евгений Хрунов, 25 марта – Дмитрий Заикин и Валентин Филатьев, 28 апреля – Павел Беляев, Валентин Бондаренко, Валентин Варламов и Марс Рафиков и 17 июня – Анатолий Карташов. Все они позднее были названы первым «гагаринским» набором космонавтов.

– Ни одной женской фамилии. Но уже в 1963 г. в космосе побывала Валентина Терешкова…

– Решение о подготовке женщин к полету в космос было принято в конце 1961 г., а в марте 1962 г. сформирована группа, в которую вошли Жанна Еркина (Сергейчик), Татьяна Кузнецова (Пицхелаури), Валентина Пономарева, Ирина Соловьева и Валентина Терешкова. А космический полет совершила только одна.

– Из первого набора в космосе побывали всего 12: Гагарин, Титов, Николаев, Попович, Быковский, Комаров, Беляев, Леонов, Волынов, Хрунов, Шонин и Горбатко. Из-за травмы покинул отряд космонавтов Варламов. 23 марта 1961 г. во время тренировки в сурдобарокамере при пожаре погиб Бондаренко. Были отчислены из отряда Карташов и Рафиков, за дисциплинарные проступки – Аникеев, Нелюбов и Филантьев, по состоянию здоровья – Заикин. То есть повезло не всем. Что же в жизни космонавтов – самое главное, дающее путевку на орбиту?

– Напряженная, упорная учеба. Кстати, об этом говорит само название должностей претендентов на орбитальный полет: слушатель-космонавт. Уже через неделю после зачисления первых 12 кандидатов, 14 марта 1960 г. с ними начались занятия по общекосмической подготовке, которые дали старт многолетней, кропотливой учебе, службе и работе.

Главный конструктор С.П. Королев требовал, чтобы космонавт в полете не просто присутствовал на борту, а понимал функционирование всех систем корабля. Изучением его устройства, порядка и правил эксплуатации бортовых систем, теоретической подготовкой с космонавтами первоначально занимались специалисты промышленности. Летом 1960 г. они переехали в Подмосковье (туда, где ныне Звездный городок), продолжили подготовку и уже 17 и 18 января 1961 г. сдали экзамен на готовность к полету на корабле «Восток».

Наиболее подготовленных перевели в постоянный состав Центра подготовки космонавтов ВВС и 4 апреля 1961 г. вручили удостоверения пилота-космонавта. 10 апреля госкомиссия утвердила предложение Королева о первом в мире полете на околоземную орбиту с космонавтом на борту и кандидатуру Юрия Гагарина.

12 апреля 1961 г. старт и 108-минутный полет «Кедра» (позывной первого космонавта Земли) открыл космическую эру человечества.

– Как вы попали в отряд космонавтов?

– 7 мая 1967 г. в него был зачислен четвертый набор – военные летчики Валерий Белобородов, Владимир Козельский, Владимир Ляхов, Юрий Малышев, Виктор Писарев и я, а также штурманы из ВВС Сергей Гайдуков, Владимир Исаков и Михаил Сологуб. Из нашего набора только троим довелось побывать в космосе: дважды – Ляхову и Малышеву и трижды – мне.

– То есть хочешь в космос – иди в летчики-истребители или штурманы ВВС?

– Вовсе не обязательно. Со второго набора в 1963 г. к космическим полетам стали готовить специалистов из Войск противовоздушной обороны и Ракетных войск стратегического назначения. В 1964 г. в отряд космонавтов были зачислены военные и гражданские врачи. Позже перечень специальностей для подготовки к полетам в космос существенно расширялся.

– А где можно «выучиться на космонавта»?

– О Центре подготовки космонавтов мы уже упоминали. В 1995 г. он преобразован в Российский государственный научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина. А путь в него открывает ряд военных и гражданских вузов. Это Военно-воздушная инженерная академия им. профессора Н.Е. Жуковского, Военно-воздушная академия им. Ю.А. Гагарина, Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Московский авиационный технологический университет им. К.Э. Циолковского, а также большинство высших учебных заведений страны, готовящих специалистов по космическим программам.

Кстати, путь в космос открыт и для школьников. Начальную подготовку можно пройти в Санкт-Петербурге – в Военно-космическом кадетском корпусе.

– Как развивается пилотируемая отечественная космонавтика?

– Она из отечественной постепенно становится международной. В июле 1975 г. советско-американская программа «Союз»-«Аполлон» (программа ЭПАС) положила начало практическому международному сотрудничеству в области пилотируемых космических полетов. Очередным его этапом в 1978 – 1981 гг. стали 9 полетов на советских кораблях «Союз» и орбитальной станции «Салют-6» экипажей с участием космонавтов социалистических стран по программе «Интеркосмос». Затем на орбитальной станции «Салют-7» проведены советско-французские и советско-индийские международные полеты.

Качественно новый этап международного сотрудничества в космосе был связан с орбитальным научно-исследовательским комплексом «Мир». А затем на орбите при участии России, США, Европейского космического агентства, Японии и Канады создана Международная космическая станция (МКС).

– Вы – президент Федерации космонавтики России. Каков круг ее забот?

– В нашу Федерацию приходят ветераны орбитальных полетов, высококлассные специалисты космической отрасли и Космических войск, прошедшие службу на Байконуре и Плесецке, Свободном и Капустином Яре, чтобы предложить свои знания и бесценный опыт для развития космических исследований. Делимся опытом и с нынешним составом отряда космонавтов.

Одной из своих главных задач Федерация космонавтики России считает работу с юным поколением – школьниками и студентами, молодыми специалистами предприятий ракетно-космической отрасли. Наши ветераны проводят Дни знаний в школах, пропагандируют историю отечественной космонавтики, рассказывают молодежи о героическом труде тех, кто в 50-60-х гг. проложил дорогу к звездам и ныне в сложнейших условиях поддерживает орбитальную группировку, воспитывают у юношества гордость за космические достижения нашей Родины, готовят смену нынешним покорителям космоса.

Приходится слышать сетования на то, что, мол, «не та сегодня молодежь», немало школьников растут равнодушными, не шибко утруждают себя учебой.

Отвечаю: а вы попробуйте увлечь их космонавтикой! Помогите ребятам увидеть, как сконцентрированы в ней величайшие достижения всех областей знаний, научно-технического прогресса, какие захватывающие перспективы открывает освоение космоса. И заметите, насколько изменится отношение школьников к учебе и к жизни.

Увлечение космонавтикой дает юношеству сознание того, что полет на орбиту – не порыв одиночки. В звездные выси космонавта поднимают материнские ладони Отчизны, интеллект и трудовой подвиг ее народа. Первый спутник и гагаринский полет, все другие достижения отечественной космонавтики стали возможны благодаря многолетнему самоотверженному труду миллионов наших соотечественников – ученых, специалистов отечественного научно-технического комплекса и промышленности, Космических войск, первопроходцев орбит и их последователей. Приоритеты и ведущие позиции России в космосе – наше общенациональное достояние и общая гордость.

– Значит, увлечение космосом для юношества – оселок, на котором оттачиваются традиционные, исконно российские черты национального характера – любовь к Родине, готовность самоотверженно служить ей?

– Многократно убеждался: увлечение космонавтикой – прекрасное, действенное средство развития разума и души, формирования гражданских и патриотических качеств юных россиян. Поэтому хочу обратиться к читателям «Военного образования».

В ваших силах активно содействовать тому, чтобы и в будущем сохранить национальные приоритеты России на орбите. Для этого ветеранам космоса нужна достойная смена, космической отрасли России – интеллект и энтузиазм молодого поколения. Поэтому приглашаю юношество и его наставников-педагогов активно включиться в пропаганду истории и достижений отечественной космонавтики, ее значения для нашего Отечества, чтобы для всей нашей молодежи стали притягательными ориентирами судьбы летчиков-космонавтов и тех, кто создавал космическую технику, обеспечивал орбитальные полеты и экспедиции межпланетных станций или, как участник нашей беседы (думаю, читателям будет любопытна эта деталь) Вячеслав Довгань, управлял Луноходом во время его путешествия по спутнику Земли. Спросите у ребятишек: кто хочет по его примеру стать рулевым робота-вездехода на просторах далеких планет? И уверен – от желающих не будет отбоя.

Клубы и группы, кружки и секции юных друзей космонавтов, уголки, комнаты и школьные музеи космонавтики – вот конкретные дела, которые откроют путь к будущим космическим достижениям России, послужат воспитанию нового поколения российских покорителей космоса. Предлагаю нашей молодежи эту путевку к звездам.

– От журналистов и читателей «Военного образования» сердечно поздравляем вас, Владимир Васильевич, с Днем космонавтики! Желаем вам и вашим коллегам, всем, кто причастен к освоению космоса, крепкого здоровья и счастья, успехов в труде на благо Отечества!

– Спасибо!

Подчеркну: полет Юрия Гагарина, который открыл новую эру в истории человечества и сделал нашу Родину мировым лидером освоения космоса, – одна из величайших созидательных побед таланта и героического труда нашего народа. Поэтому 12 апреля – общенациональный праздник России и знаменательная дата всемирной истории.

От всей души поздравляю читателей «Военного образования» с нашим общим праздником – Днем космонавтики!

Желаю юношеству стать достойными продолжателями звездной славы Отчизны, замечательных традиций первой в мире космической державы!

Вячеслав ДОВГАНЬ, Николай РОЯНОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте