search
main
0

Путешествия почемучек

Эти эмоции бесценны

Качество современного образования не измеряется суммой предметных знаний. Сегодняшние реалии требуют, чтобы знания, полученные в школе, дети могли применить в новых условиях, во взаимодействии с окружающим миром. Нужны навыки, которые позволят адаптировать имеющиеся знания к новым обстоятельствам, целям и задачам.

Как развивать эти навыки в начальной школе? Решить эту задачу мне помог опыт работы в школьном кружке юных географов под руководством моей мамы, своим жизненным и профессиональным примером повлиявшей на выбор профессии. Этот предмет связан с обучением не только за партой, но и вне стен школы. Моя жизнь была насыщена походами, экскурсиями, поездками, в которых расширялся кругозор, а самое главное – воспитывались товарищество, взаимопомощь, появлялось чувство единения с командой.

Я связала свою деятельность с начальной школой. Младший школьник – это маленький почемучка, ему всегда хочется самому увидеть, попробовать, докопаться до сути явлений.

Часто в школьном кабинете трудно передать словами, донести те чувства, которые испытываешь рядом со старинными вещами, в местах пребывания знаменитых во всем мире людей. Здесь мне и пригодился опыт участия в организации экскурсий.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования зиждятся на практических навыках детей, единстве обучения и воспитания. Конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! Так родилась идея: лучше формы организации обучения, чем экскурсия, найти невозможно, а благодаря широким возможностям ресурсов Москвы это можно сделать интересно и разнообразно.

В начале каждого учебного года в соответствии с рабочей программой я отбираю темы уроков, на которых можно связать теорию и практику, превратить учебу в увлекательное действие, вовлечь детей в разные виды деятельности, мотивировать их на познавательную активность.

За эти годы я попробовала различные типы уроков-экскурсий. Например, экскурсия по определенной теме. Так, на уроке «Окружающего мира» после темы «Что такое экология?» мы с детьми отправились на экологическую тропу в парк «Кусково». Дети с интересом изучали растительный мир парка, наблюдали за животными. В конце прогулки нам подарили семена мяты, мы принесли их в класс и провели опыт по выращиванию растений в разных условиях.

Во 2‑м классе одна из сложных тем – сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Богатыри». Как написать сочинение, рассматривая маленькую и не совсем качественную иллюстрацию в учебнике? Мы с ребятами посетили Третьяковскую галерею. Мощь и красота этого полотна удивили детей, и, конечно, сочинения получились интересными. Местами в работах ребят я видела отрывки из рассказа экскурсовода.

Детям нравятся экскурсии, связанные с исследованием, во время которых требуется не просто посетить музей или парк, а выполнить работу, используя инструкцию, разработанную научными сотрудниками, ответить на вопросы, изобразить схему или рисунок, сделать модель (например, урок в зоопарке). Такая работа проходит в группах, что позволяет ребятам нести ответственность не только за собственный результат, но и за результат команды.

Как-то ученица нашего класса стала победителем конкурса авторских стихов, и ее наградили поездкой для всего класса в парк «Патриот». Чтобы экскурсия осталась в памяти надолго, ребята решили создать альбом впечатлений, в котором каждый поделился своими ощущениями от увиденного. Эти эмоции бесценны.

Один из вариантов применения новых информационных технологий в учебном процессе – виртуальная экскурсия.

Возможность использования этого метода делает уроки более живыми и интересными. Посетить разные уголки планеты независимо от погодных условий и ознакомиться с важнейшими и ценнейшими предметами истории в любое время – главный плюс этой работы. На виртуальной экскурсии в Доме-музее А.С.Пушкина в селе Михайловском мы побывали совсем недавно. Походили по комнатам, где жил и творил поэт. Побывали в домике няни Арины Родионовны. Сколько деталей подметили мои непоседы, сколько предположений высказали, а потом проверяли информацию в других источниках!

В этом году дети подали идею о том, чтобы отмечать места, где мы побывали. Будем работать, и ко всем нашим знаниям добавится умение ориентироваться на карте города.

В результате такой работы у детей формируются умения сопоставлять явления и факты, выделять главное, составлять из отдельных элементов целостную картину.

Конечно, каждая экскурсия, каждый выход за пределы школьного порога требуют от педагога большой подготовки. Но ежедневно я вижу широко распахнутые и полные доверия детские глаза и вспоминаю слова мамы: «Преданные взгляды детей – это самое дорогое в нашей профессии».

Елена СТУКАНОВА, учитель начальных классов школы №2026

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте