search
main
0

Путь к свету

Не детские забавы, но взрослые дела

Детский технопарк «Кванториум «Фотоника» в Перми открылся в 2018 году. Но в отличие от сотен других аналогичных творческих площадок, созданных за последнее время по всей стране, здесь есть фирменное направление, связанное с искусством управления светом, – фотоники больше нет нигде. Или, по крайней мере, пока нет. А значит, пермский «Кванториум» по умолчанию становится методическим центром, готовым передавать другим технопаркам страны опыт изучения фотонных технологий и работы с оптоволокном. Тем более что здесь находится одна из лучших приборостроительных компаний, которая занимается фотоникой, создан целый кластер по этому направлению, компания выступила индустриальным партнером детского технопарка.

 

– Когда мы только открылись, наши направления выбирались в соответствии с промышленным потенциалом региона, – вспоминает руководитель детского технопарка «Кванториум «Фотоника» Павел Ильич Крендель. – Идея пойти в сторону света появилась позже, необычный для других регионов, но близкий нам и нашему индустриальному партнеру квантум «Фотоника» появился в 2019 году. Годом позже был открыт «Медиаквантум». Эти инновационные направления сразу же стали очень востребованными. Впрочем, если взять любой другой квантум, будет очень трудно назвать наименее востребованный из них, потому что популярностью пользуются все без исключения. Могу только отметить, что среди тех, куда больше всех желающих попасть, – IT-квантум, квантум виртуальной и дополненной реальности. Впрочем, запросы меняются в зависимости от года. Например, бывает, что очень востребован биоквантум, наше единственное естественно-научное направление. Были всплески особого спроса на робототехнику. Чтобы повысить популярность каждого направления, мы постоянно добавляем и изменяем образовательные программы в рамках уже существующих квантумов.

Обучение в «Кванториуме» проводится на бюджетной основе за счет субсидии Министерства образования и науки Пермского края. В технопарк приходят дети от 5 до 18 лет. Наряду с уже почти взрослыми старшеклассниками тут можно встретить дошкольников, что самое интересное, каждому гостю здесь всегда найдется занятие по душе и по силам. Ребята независимо от возраста занимаются робототехникой, постигают мир науки, ставят эксперименты, изучают изобразительное искусство, работают с беспилотниками, входят в виртуальную реальность, знакомятся с космонавтикой и пр. По всем направлениям есть образовательные программы, в том числе для самых маленьких. Это невероятно, но в любом квантуме можно встретить ребят детсадовского возраста, которые, может быть, пока еще даже читать не умеют, но, по словам Павла Ильича, тоже могут предложить какие-нибудь очень интересные решения. Например, один из медиапроектов: воспитанники своими силами сделали лонгрид про скотч – собрали факты «из жизни» липкой ленты, изучили историю ее создания, предложили свои варианты использования. Вроде бы мелочи, взрослому это все давно известно, а им интересно, для них это открытие!

– Формируя коллектив, изначально мы делали ставку на преподавателей из школ, учреждений допобразования, работников предприятий, которые трудятся на инженерных специальностях, – вспоминает Павел Крендель. – А сейчас у нас есть и студенты старших курсов технических специальностей. Оказалось, что им гораздо проще научиться педагогическим приемам, чем педагогам инновационным технологиям. Все наши сотрудники проходят курсы повышения квалификации и переподготовки, причем делают это параллельно с преподаванием здесь. Мы сами обучаем педагогов со всего Пермского края! И в этом году, например, 400 сотрудников образовательных организаций проходят обучение по 11 направлениям, связанным с тем оборудованием, которое есть в нашем «Кванториуме» и школьных «Точках роста». Также есть направления для общего развития, например медианаправление для педагогов, цифровые инструменты, использование оборудования в учебном процессе в рамках реализации ФГОС. Мы создали специальные программы, призванные помочь учителям более эффективно использовать при прохождении школьной программы оборудование, которое раньше применялось в дополнительном образовании.

Иными словами, «Кванториум «Фотоника» принимает людей практически всех возрастов начиная с 5 лет. Детишки сюда ходят, чтобы открывать мир знаний, а взрослые – чтобы учиться помогать им в этом серьезном и важном деле. Кстати, обучение педагогов здесь приравнивается к прохождению курсов повышения квалификации, ибо технопарк имеет лицензию на обучение взрослых и выдает соответствующий сертификат.

Что интересно, сюда приходят учителя не только физики, химии, информатики, но и воспитатели, преподаватели начальных классов, географии, биологии, даже физкультуры. У всех есть желание повысить уровень своих компетенций в каждом направлении. В школы поставляется современное оборудование для проведения опытов, лабораторных работ, экспериментов и пр., главное теперь – научиться грамотно его использовать. А еще здесь недавно провели опрос среди учителей естественно-научного цикла на предмет той самой фотоники, и оказалось, что людей это направление очень даже заинтересовало! Поэтому в этом году запустили курс «Введение в фотонику для учителей естественно-научного цикла».

Возникает вполне резонный вопрос: если в создание технопарков в масштабах страны вложены огромные средства, в чем можно измерить эффективность их деятельности, в каких единицах посчитать практический выход?

На этот счет у Павла Кренделя есть готовый ответ: поскольку технопарк «Кванториум «Фотоника» загружен с утра и до ночи все дни недели, людей сюда никто не загоняет силой, а они приходят по собственному желанию, значит, им здесь интересно, они видят пользу от этого, получают новые знания, умения, навыки. Напомним, что изначально подобные площадки были призваны не только давать детям инженерное образование и обучать проектной деятельности, но возродить традиций ТРИЗ, развивать 4К-компетенции. А еще научить ребят решать реальные производственные задачи в сопровождении опытных наставников, в том числе представителей научной школы, промышленности и бизнеса. И поскольку есть спрос, есть и предложение.

Мы смогли расширить географию проекта с помощью передвижных технопарков «Кванториум». Машины были закуплены в рамках нацпроекта «Образование» при поддержке краевого Минобрнауки, которое выделяет субсидию на функционирование «Кванториума» и мобильных технопарков.

Наши передвижные лаборатории помогают ребятам из разных территорий отработать свои навыки, приблизиться к научному и техническому творчеству. Сельских школьников на занятия организованно направляют из разных населенных пунктов. Мы работаем на достижение общей цели – все дети должны получать качественное образование независимо от места проживания. Это одна из приоритетных задач губернатора Пермского края Дмитрия Махонина.

– Прошло 5 лет с момента старта этого проекта, – говорит Павел Ильич. – И я уже знаю многих детей, которым посещение нашего «Кванториума» помогло профессионально определиться в жизни. То есть они поступили в вузы по профилям, которые им понравились во время учебы здесь. А еще мы видим заинтересованность детей в тех направлениях, которых нет в других организациях допобразования. Ведь это же замечательно, когда мы можем дать то, чего нет нигде. И самый главный момент – в рамках такой ненавязчивой профориентации ребята могут попробовать себя в разных направлениях, но при этом всегда подходят к делу максимально технологично, их деятельность направлена на то, чтобы получить какой-то результат.

Еще одна маленькая, но очень важная деталь: «Кванториум «Фотоника» благодаря очень хорошему и современному материальному оснащению способен выполнять не только обучающие, но и вполне серьезные заказы от крупных предприятий. Например, если им требуется создать в единичном экземпляре какой-либо прототип или демонстрационный образец, это вполне по силам сделать здесь с использованием станков лазерной резки, принтеров 3D-печати и т. д. Причем в работе участвуют и дети, что очень мотивирует их к дальнейшему развитию. Те же ребята, которые занимаются проектной деятельностью, уже после того как отучились на базовом и продвинутом курсах, входят в проектные команды и выполняют различные заказы от промышленных предприятий. Это ведь очень важно, чтобы у детей была мотивация делать не просто проект ради проекта, а проект ради конкретного результата.

Из знаковых примеров, которые назвал руководитель технопарка, – идея рекультивации земли после нефтяного заражения с помощью специальных бактерий. Также запущен процесс патентования системы посадки лесов с помощью самолета: ребята предложили помещенные в капсулы саженцы деревьев разбрасывать с высоты, причем капсула, попав в почву, растворяется в земле, а дерево приживается. Весь процесс от А до Я разработан детьми. Что же касается уже реализованных проектов, то стоит вспомнить материал полианилин, синтезированный двумя школьницами. Он обладает токопроводностью и позволяет сделать так, что пропитанная им ткань тоже пропускает электрический ток. А это дает возможность, например, в пропитанной им перчатке работать на сенсорном экране. Швейные предприятия Перми уже готовы начать шить вещи, обработанные этим веществом. Осталось совсем немного – оформить патент, в котором авторами изобретения будут числиться школьницы – воспитанницы «Кванториума «Фотоника».

 

Андрей НЕСТЕРОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте