В 2021 году в Москве открылись предпринимательские классы. Сегодня они есть в 214 столичных школах. В них учатся ребята, которые хотят связать свою жизнь с экономической сферой. Они углубленно изучают математику, иностранные языки и обществознание, а также основы бизнес-моделирования, маркетинга, технологий продаж, управления финансами.

Школьники проходят спецкурсы по экономике и основам предпринимательства, участвуют в деловых играх, посещают экскурсии в офисы крупных компаний, тренинги и семинары от успешных предпринимателей. А также разрабатывают бизнес-проекты под руководством школьных кураторов и опытных предпринимателей, которые затем представляют на различных конференциях и конкурсах.
Грамотно составить бизнес-план, а затем эффектно презентовать проект жюри — не самая простая задача. Из года в год десятиклассники сталкиваются с одними и теми же проблемами: им бывает тяжело выбрать тему, разработать стратегию, посчитать смету, побороть страх публичных выступлений. И никто не может им дать лучший совет, чем те, кто уже прошел их путь — одиннадцатиклассники.
В школе № 1788 действует «Клуб наставников» для учеников предпринимательских классов. Одиннадцатиклассники курируют ребят из 10-х классов, помогают им прокачивать навыки и компетенции, а также предлагают сотрудничество и совместную работу над проектами. Мы поговорили с ребятами и узнали, что им дает участие в Клубе.

В 2023 году одиннадцатиклассники из предпринимательского класса школы № 1788 предложили открыть «Клуб наставников». К этому моменту ребята уже имели опыт участия в конференциях и конкурсах, защитили свои индивидуальные проекты и готовы были делиться своими знаниями и советами. Учитель обществознания и куратор предпринимательских классов школы Марина Акова предложила им выступить перед десятиклассниками и рассказать, как они разрабатывали свои бизнес-планы, с какими сложностями сталкивались и как их преодолевали. После выступлений некоторые десятиклассники обратились к старшим ребятам с просьбой помочь придумать идею проекта, разработать концепцию и провести расчеты. С этого и начался «Клуб наставников».
Сейчас в клубе регулярно проходят различные мероприятия: викторины по истории и обществознанию, деловые игры, ярмарки, встречи с выпускниками. Об этих мероприятиях и устройстве клуба педагог Марина Акова подробно рассказывала коллегам на городской научно-практической конференции «Теория и практика предпрофессионального образования», которую проводил в 2024 году Институт развития профильного обучения МГПУ. «В этом году я приглашала в школу выпускников, которые сейчас учатся на направлении “Экономика и бизнес”, — вспоминала педагог. — Они рассказывали о том, как побеждали на конкурсах, о своем поступлении, учебе и навыках, которые им особенно пригождаются. Школьников мотивируют реальные истории успеха. Благодаря таким встречам они понимают, что тоже могут добиться своих целей, и чувствуют себя увереннее».
Одиннадцатиклассница Карина Курдова в 2024 году стала призером городской научно-исследовательской конференции «Наука для жизни». Она представляла проект, нацеленный на улучшение экологической обстановки: девушка придумала картонные стаканчики для кофе с двойным дном из торфа с зернышком какого-либо цветка или дерева. Таким образом, после того, как покупатель выпивает напиток, он может посадить зернышко в землю и получить растение. Одно кафе даже предложило старшекласснице сотрудничество, и она планирует запустить проект после окончания школы.

«Я рассказала десятиклассникам о том, как готовила свой проект, и после этого один мальчик обратился ко мне за помощью. Он долго не мог придумать идею и сформулировать концепцию. Я ему задавала вопросы, давала советы, и в итоге он решил делать нейроменеджер для малых и средних бизнесов. Владельцы бизнеса часто получают однотипные вопросы от клиентов, поэтому мы решили разработать автоответчик на базе искусственного интеллекта, который упростит работу менеджерам», — рассказала Карина. Она также отметила, что ее наставляемый прокачал навык публичных выступлений и уже не так сильно переживает, как раньше.
Карина стала наставницей, потому что ей хотелось делиться своим опытом. А ее одноклассник Максим Метелица наоборот пришел в клуб, чтобы получить его. В прошлом году юноша хорошо выступил на конференции «Наука для жизни» и получил первое место за проект парковки для электросамокатов с функцией зарядки, но он чувствовал, что ему не хватает уверенности в себе. Максим хотел развить коммуникативные и лидерские навыки, поэтому куратор Марина Акова предложила ему стать наставником у мальчика из 10-го класса.
«Лев — активный паренек, музыкант, спортсмен. Ему было довольно тяжело придумать тему, поэтому я предложил ему свою помощь, — рассказывает Максим. — В итоге мы вместе придумали проект мягких ручек для продуктовых пластиковых пакетов, которые не режут руки. Мне нравится делать математические модели, расчеты, работать с таблицами, поэтому я также помог Льву составить финансовую смету, а все остальное он уже делал самостоятельно. Скоро будет защищать проект на конференции, надеюсь, что у него все получится».
По словам Максима, пока он помогал Льву работать на проектом, он сам почувствовал себя увереннее и научился разграничивать личное общение и рабочие отношения.
На вопрос, какое мероприятие «Клуба наставников» запомнилось ребятам больше всего, Карина и Максим единогласно ответили: «дебаты». В рамках этой внеклассной активности ребята из 10-х и 11-х классов случайным образом делились на команды и вместе готовили речь для выступления. «Нам попалась тема, почему зоопарки — это зло. А другая команда вытянула вопрос «Почему милосердие считается в наши дни самым важным», — вспоминает Карина. Пока ребята готовили аргументы, они учились работать в команде, распределять роли и поддерживать друг друга. Кроме того, дебаты помогли школьникам развить навыки критического мышления и логического анализа, поскольку они требуют оценки различных точек зрения и формирования обоснованных аргументов.
Некоторые одиннадцатиклассники, у которых не получилось взять призовые места в прошлом году, делают совместный проект с учениками из 10-х классов. «Иногда у нас вообще приходят ребята из других классов. Например, ученик предпрофессионального ИТ-класса предложил моему ученику из предпринимательского объединить усилия и сделать маркетинговую стратегию продвижения его тренажера для спины», — рассказывает Марина Акова. В будущем педагог хотела бы видеть больше подобных междисциплинарных проектов и коллабораций. Ей хотелось бы масштабировать «Клуб наставников» на другие предпрофессиональные классы.
По признанию Марины Аковой, «Клуб наставников» помогает не только ученикам, но и учителям. Далеко не все педагоги обществознания умеют грамотно составлять бизнес-планы и вести проектную деятельность и зачастую одному человеку приходится быть научным руководителем у десятков школьников. Эта высокая нагрузка и приятно иметь поддержку в лице старшеклассников, которые готовы консультировать младших.
«Мне, конечно, хотелось бы создать бизнес-инкубатор на базе школы, получить лицензионные симуляторы и заниматься в компьютерном классе. Но пока самое главное — выстроить хорошее отношение с детьми, чтобы клуб развивался и рос. Нужно подружиться с ними, завоевать их доверие и авторитет. Важно, чтобы дети сами хотели объединяться и помогать друг другу, создавая преемственность и формируя связи», — добавила педагог.
Комментарии