Ольга ЗАРЕЦКАЯ, учитель русского языка гимназии №1576: – Подготовка как учеников, так и их наставников к работе в новой системе оценки качества образования требует большой и кропотливой работы. На наш взгляд, такая подготовка может быть связана с проведением срезовых контрольных работ (СКР). Ведь не секрет, что успешность участия выпускника в итоговой аттестации (будь то ЕГЭ или ГИА-9 в новой форме) связана, безусловно, с системностью подготовки к подобному испытанию в течение всех лет обучения в школе.
Система проведения СКР используется в нашей гимназии уже в течение семи лет. Именно она позволяет учителям не только проверить уровень подготовки ученика к участию в новой форме аттестации, но и сравнить уровень требований, предъявляемых к качеству подготовки гимназистов по тому или иному предмету.
Что же представляет собой СКР по русскому языку и какие задачи она выполняет?
Прежде всего в процессе подготовки к СКР происходит отбор тем, которые соответствуют единым требованиям к уровню подготовки учащихся по русскому языку, спецификации ГИА-9 и ЕГЭ. Включаемые учителями-словесниками в СКР темы, безусловно, к моменту проведения контрольной работы должны быть уже изучены учащимися. Форма СКР, критерии оценивания части С, шкала перевода баллов, полученных за работу, в традиционные отметки, конечно же, должны быть также знакомы школьникам. В нашей гимназии демонстрационная версия СКР, как правило, размещается на сервере, к которому ученики имеют открытый доступ. В 10-11-х классах школьники также имеют возможность обратиться к брошюре «Разноуровневые вопросы и задания. 10 класс», выпущенной в 2005 году издательством «Интеллект-Центр». В этом пособии предложены задания по подготовке к СКР, подобная открытость позволяет избежать ненужного волнения как у учеников, так и у их родителей.
Не менее важным считаю то, что СКР ориентированы на ту форму итоговой аттестации по русскому языку, которая предлагается выпускникам 9 и 11-х классов. В 10-11-х классах это, безусловно, форма ЕГЭ, с 2007 года проводимого в Москве. Контрольная работа содержит разные задания, начиная с относительно простых и заканчивая сложными: часть А – задания с выбором ответа из четырех предложенных, часть В – задания с кратким свободным ответом, часть С – сочинение по предложенному тексту. Проверку работ части С проводят учителя русского языка 10-11-х классов, которые уже не первый год проверяют работы по ЕГЭ как эксперты городской комиссии. Для того чтобы добиться наибольшей объективности при проверке сочинений, мы поступаем в соответствии с требованиями к проверке части С экзаменационной работы во время ЕГЭ: работы кодируются, каждая работа проверяется двумя учителями-экспертами, баллы подсчитываются в соответствии с системой подсчета баллов на едином экзамене.
В 8-9-х классах СКР составляются с учетом той формы итоговой аттестации, которая заявлена в 9-м классе. Так, в 2008 году ученики 9-х классов гимназии принимали участие в ГИА-9 по новой форме. Новая форма ГИА-9 по русскому языку, на наш взгляд, своеобразное связующее звено между 9 и 11-ми классами, которое воспринимается скорее не столько как итог, сколько как начальный этап постепенной подготовки к экзамену по русскому языку в старшей школе. Поэтому СКР в 8 и 9-х классах, переводные экзамены по русскому языку в 8-м классе соответствовали подобной форме.
Безусловно, проводимые в гимназии СКР позволяют оценить сформированность у учащихся 8-9-х классов умений, необходимых для адекватного восприятия услышанных или прочитанных текстов разных функциональных стилей и типов речи, а также построения собственного высказывания на основе воспринятого (прослушанного или прочитанного) текста.
СКР в 8-9-х классах также состоят из нескольких частей. Первая часть работы – написание сжатого изложения по предложенному тексту. Кроме того, в нашей гимназии при проведении СКР предлагается аудирование заранее записанного текста. Часть А, включающая семь заданий, позволяет проверить глубину и точность понимания учениками содержания предложенного текста (например, выявить уровень понимания основной проблемы текста, позиции автора, героя, контекстуального значения ключевых слов). Часть В (14 заданий) дает возможность проверить уровень языковой и лингвистической компетенций гимназистов. Все задания имеют практическую направленность. Усложнение заданий происходит по мере изучения все большего количества тем. Так, в 8-м классе, когда пройдены уже фонетика, орфоэпия, лексика, морфология, орфография, в СКР включается материал по этим разделам языкознания, а по теме «Синтаксис простого предложения» задания включаются по мере их прохождения. То же происходит и в 9-м классе, когда в течение года школьники знакомятся с особенностями построения сложных предложений и постановки знаков препинания в них. Часть С контрольной работы содержит два альтернативных творческих задания. Оба задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности, умение строить собственное высказывание в форме сочинения-рассуждения. Проверку работ ведут учителя-эксперты, в том числе прошедшие обучение и работавшие в составе городской предметной комиссии, по критериям, предложенным Московским центром качества образования,
Безусловно, при проверке работ возникает необходимость правильного выставления оценок. При оценивании работ мы используем шкалирование, предложенное ФИПИ при оценке работ ЕГЭ в 10-11-х классах, а также ту систему подсчета баллов, которая предложена при проведении ГИА-9 в 2008 году.
Необходимо отметить, что проведение СКР 3-4 раза в год становится своеобразным организационным и психологическим тренингом перед участием ребят в более серьезных испытаниях. Ведь к проведению СКР в гимназии мы стараемся предъявлять те требования, в соответствии с которыми проводится итоговая аттестация и которые должны быть знакомы школьникам. Например, время проведения работ по русскому языку соответствует отведенному на экзаменах, для оформления работы предлагаются бланки ЕГЭ или ГИА-9, перед началом работы учащиеся знакомятся с правилами поведения во время СКР, полностью соответствующими правилам на основном экзамене. Именно поэтому каждая СКР – это репетиция участия в итоговой аттестации.
Комментарии