Мои юные знакомые семи лет только что окончили первый класс. Мальчик и девочка с энтузиазмом рассказывают о своей учительнице. Во-первых, она красивая, добрая и строгая. Во-вторых, она все знает. Что ни спросишь, сразу же зайдет в Сеть и найдет интересные видео, а также поможет самим искать нужную информацию. Она умеет объяснить любое слово, ей знакомы все животные, птицы и растения. А если чего-то не знает, то сразу предлагает посмотреть в словари, и не только на экране.
Я спрашиваю детей, приходится ли родителям делать с ними домашнюю работу. Сначала они просто не понимают вопроса, потом пожимают плечами. Зачем? В классе можно задать любые вопросы, попросить помощи. Никто не боится принести в школу тетрадь с невыполненным упражнением. «Мы же учимся!» – поясняет мальчик. А девочка, вздохнув, доверительно сообщает: «Я, конечно, люблю лето, но так хочется скорее снова пойти в школу!»
Наша беседа напоминает мне о моей собственной работе в начальной школе, когда я получила три вторых класса и стала обучать их английскому языку. В конце девяностых годов положение с иностранными языками, да и не только с ними, было бедственным. Вместо традиционного деления на группы у меня на уроках сидели целые классы по 30‑35 человек. Зарплату не платили или платили крайне нерегулярно, и ее ни на что не хватало. Одно из первых новшеств, которые я ввела, касалось именно системы оценок в младших классах. Страх не только перед низкой или негативной оценкой появляется у детей уже в первом классе и сохраняется на многие годы. Еще сильнее боязнь насмешки, издевки со стороны детей и взрослых, равно как и наказания дома. Я ставила малышам всего три оценки: «отлично», «хорошо» и «еще раз» (Excellent, Good, Again).
Директор школы поначалу отнесся к моему предложению с сомнением, но возражать не стал. Родители учеников заволновались, попросили меня посетить родительские собрания, задали множество вопросов. Я выработала простые ответы. Все дети – гении, талантливы в чем-то, просто мы пока не видим их будущего.
Нет, мою систему оценок никто из коллег не применял на своих занятиях. Но мне также никто не мешал, прежде всего потому, что результаты первого же года показали разумность такого подхода к начинающим. Сейчас щадящий режим оценок в начальной школе становится общепринятым, и это радует.
Одна тревожная тенденция последних лет заставляет серьезно задуматься о ситуации в отечественном образовании в целом. Да, нехватка учителей кажется не слишком большой, если смотреть на проблему в процентах. А если внимательно изучить конкретные случаи? Моя знакомая жалуется на положение, в котором оказались ее внуки, и спрашивает совета. Дети и родители, придя в первый раз в первый класс, обнаружили, что у них… нет учителя. Администрация школы объяснила, что педагог внезапно уволилась, а замену найти так быстро не смогли. Пообещали максимально быстро решить вопрос. И «зависли».
Честно сказать, не могу даже представить себе степень усталости, нервное напряжение, попросту измотанность педагога. Об уровне получаемых первоклассниками знаний вообще молчу. Судя по рассказам родных, детей обучали по принципу, сформулированному в сказке Алексея Толстого «Золотой ключик». Помните, когда Мальвина спрашивает Буратино, кто же его воспитывал, он отвечает: «Когда папа Карло, а когда никто». В такой ситуации ставить оценки и говорить об успехах или неудачах бессмысленно. После второй четверти часть семей просто перевели детей в другую школу.
Я опираюсь на собственные неформальные опросы и не берусь делать глобальных обобщений в масштабах страны. Знаю, что школы обращаются к пенсионерам, ищут желающих поработать в «началке» хотя бы один год среди выпускников педвузов, готовы принять на работу людей, не имеющих специального педагогического образования. Словом, пойдут на любые меры, лишь бы заткнуть пустоты.
Комментарии