В первый день каждого учебного года сотни российских школ украшают праздничные линейки воздушными шариками. Кто-то привязывает их к партам, кто-то дарит первоклашкам, кто-то запускает в небо. Но в последние годы все больше школ отказывается от этой традиции. Портал Движения ЭКА Экокласс.рф узнал у учителей, что замотивировало их классы отказаться от привычного декора и чем они его заменяют.
Учитель – главный экопросветитель
«Чаще всего экопросветителями школьников становятся учителя. Многие начинают с того, что регистрируются на платформе Экокласс.рф и проводят экоуроки, так как это самый простой и быстрый способ донести до детей идею о бережном отношении к природе. Таких учителей на платформе уже 121 тысяча. Некоторые идут дальше – организуют сбор вторсырья в своем районе и участвуют в региональных экологических акциях, приглашают «зеленых» специалистов на классные часы», – рассказывает координатор платформы Экокласс.рф Движения ЭКА Анна Кудашева.
Но бывает и так, что учителей вовлекают в экологическую повестку дети. Например, в классе Ольги Ахмаевой из города Энгельс Саратовской области все началось с того, что дети не знали, куда выкинуть батарейки.
«Мы собрали батарейки и стали выяснять, кто их принимает. Оказалось, что в нашем городе есть экологическое движение «Зеленый бык», и я стала с ними сотрудничать. Начала с акций по раздельному сбору отходов, а однажды пригласила в класс орнитолога, и он рассказал, как птицы запутываются в остатках воздушных шариков. После этого дети сами сказали, что шарики – это плохо. К тому же некоторым было просто жалко отпускать их в небо. В итоге на выпускном четвертого класса у нас не было ни цветов, ни шаров», – рассказывает Ольга Ахмаева, учитель школы № 30 имени П.М. Коваленко в Саратовской области.
«У нас в школе уже 7 лет работает эколого-волонтерский отряд «Орлята». Его основала наша преподавательница химии и биологии Юлия Вячеславовна Полякова. Мы сажаем растения, регулярно проводим акцию «Школьный экодвор». И вот года три назад дети сами предложили: а давайте введем в нашей школе табу на шарики на последнем звонке? Приятно, что родители приняли новую инициативу. Дети чувствуют, когда у них есть поддержка, и вдохновляются этим. У нас с тех пор нет массового запуска шаров», – делится Инна Гадаймака, учитель школы №8 в Верхнем Тагиле.
Увидели своими глазами
Большинство школьников узнают о вреде воздушных шариков от взрослых. Но ученикам одной из сочинских школ довелось увидеть последствия праздничных ритуалов своими глазами.
«Мы с ребятами из начальной школы иногда ходим в походы, – рассказывает Галия Огнева, преподаватель школы №24 имени Героя Советского Союза Г.К. Жукова в Сочи. – В 2013 году мы пошли к озеру Кардывач и решили заночевать в долине Семиозерья. Ребята стали собирать хворост и притащили целую кучу лопнувших воздушных шаров. Мы решили прочесать окрестности и насобирали большой мешок сморщенных шариков. Было видно, что некоторые приземлились здесь давно, в разные годы. Видимо, сезонные потоки ветра в горах сдували их именно в этот район леса.
Все собранное мы спустили вниз и решили, что теперь, если и будем пользоваться шарами, то только внутри класса. С тех пор ни в этом, ни в последующих моих классах мы больше не выпускали шары в небо после того, как я рассказывала о том случае. Чтобы дети пришли к мысли об отказе, надо им все описывать в ярких красках. Сейчас я перешла в другую школу, но и здесь многие педагоги соглашаются, что воздушные шары – это вредно. Дети привязывают шарики к руке, и они остаются в классе, а надувают обычным воздухом через насос вместо гелия».
А что вместо шаров?
Одно из самых простых решений сократить вред от декора – использовать многоразовые украшения, которые можно купить или сделать своими руками вместе с учениками.
«Атмосфера – это в первую очередь сами дети, музыка, настроение. Мы украсили зал флажками, сделали большие цветы из специальной ткани и два белых пера. Все это хранится в школе и остается на следующие праздники», – говорит Ольга Ахмаева.
«Мы решили, что вместо шаров подарим школе зеленые насаждения, и в начале сентября посадили на ее территории 33 куста, выбрали специально такие, чтобы зацвели к выпускному 25 мая. А детям вместо шаров подарили декорированные пряники на палочке. С ними получились классные фотографии и, конечно, все были рады, что их можно съесть», – рассказывает эколог и мама троих учеников из московской школы №947 Ирина Жасминова.
Инициаторами отказа от запуска шаров становятся и экологичные родители. Но, по мнению Ирины Жасминовой, чтобы идею приняли, желательно состоять в родительском комитете.
«Я профессиональный эколог, и тему шариков впервые подняла, когда мой младший сын выпускался из начальной школы. Получилось отказаться от шаров, потому что я состояла в родительском комитете и еще за несколько лет до выпускного проговаривала, почему это вредно, мой ребенок тоже объяснял, что это плохо. Но в целом никто сильно и не настаивал – родителям важно, чтобы ребенку было хорошо, а если ребенок говорит, что ему это не нужно, значит, и нет смысла делать, – рассказывает Ирина Жасминова. – Человек, который идет против общего мнения, должен пользоваться уважением. Когда он объясняет свою позицию без агрессии, спокойно, и его уважают за то, что он уже сделал для класса, к нему прислушиваются».
Идея отказа от вредной традиции постепенно выходит на региональный уровень. Например, в Пензенской области местное министерство образования рекомендовало школам отказаться от запуска воздушных шаров на линейках и выпускных вечерах.
Подобные рекомендации от властей существуют также в Подмосковье и Санкт-Петербурге, в Ивановской, Волгоградской, Саратовской, Воронежской, Новосибирской, Иркутской, Амурской областях, Краснодарском крае, Башкортостане, Удмуртии, на Сахалине. Пока что это не запрет, а только рекомендации – и к ним постепенно прислушивается все больше осознанных учителей, родителей и школьников.
Комментарии