Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей малой родине, привития бережного отношения к истории своего края, его культурному наследию. Если мы обратимся к Толковому словарю Владимира Даля, то прочтем, что слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».
Мы живем на священной, героической московской земле. Среди наших учеников есть те, чьи отцы и братья сейчас исполняют свой воинский долг в рядах бойцов СВО. И потому в своей воспитательной работе часто обращаемся к литературному наследию земляков, воспитывающему настоящих патриотов.
Литературное краеведение играет большую роль в воспитании патриотизма у младших школьников. Литературное краеведение – специфическая отрасль науки о литературе. Цитируя литературоведа Н.С.Травушкина, можно сказать, что литературное краеведение – это «та же история литературы, но отличающаяся особым подбором материала, особым аспектом его рассмотрения». Познавая, отражая, оценивая действительность в ее живой исторической динамике, художественная литература обращается и к тому исторически сложившемуся, имеющему особый, неповторимый облик пространственному ее участку, который именуется краем (шире – регионом), эстетически открывает, осваивает его. Бытовое поведение людей, история, природа, перенесенные в художественный контекст, обретают при этом не только эстетическую значимость. Они становятся основой культурного творчества, «носителями сюжетного развития» повседневной жизни.
Существует тонкая и сложная взаимосвязь между художественным произведением и местом, вдохновившим писателя на его создание. Д.С.Лихачев утверждал, что «понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты в связи со всей родной страной». Знание литературной истории края создает тот необходимый культурный контекст, сама причастность к которому является важнейшим средством патриотического воспитания. Изучение литературной истории региона способствует более глубокому осмыслению культуры своего народа. Литературно-краеведческие материалы не только приобщают молодежь к культуре и истории родного края, но и развивают мир чувств и мыслей, в том числе и чувство патриотизма, помогают по-новому осветить некоторые моменты творчества писателей и глубже осмыслить процесс развития всей русской литературы.
Изучая историю Москвы, нельзя не учитывать литературную деятельность таких поэтов, как Николай Асеев, Алла Ахундова, Римма Казакова, которые пробуждали и пробуждают общественное сознание людей, своим творчеством способствуют гражданскому, патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Да, Москва, ты видала немало,
ты себя воспевала и жгла,
ты, быть может, не все понимала,
но дышала, жила и была.
Что-то начато, что-то маячит,
рвется в подлинный мир из мирка.
Мы людьми остаемся, а значит –
остается Москвою Москва.
Римма Казакова
Вторят этим строкам стихи Аллы Ахундовой:
Москва! Москва!
Ты такова,
В своем величье и достоинстве,
В гражданской доблести и воинстве,
Что испокон веков, по-свойски,
Иноязыкая молва
Россию всю зовет: Москва.
Все русское – московским.
А у меня сложились такие строки:
Героев нынешних побед
И тех, что так давно минули,
Мы помним. Им забвенья нет,
Кто вечно в грозном карауле.
Не нужно им иных наград –
Лишь мир земной и наша память.
Пусть снова журавли летят,
Чтоб подвиг мужества прославить!
Конечно, все эти строки не оставят равнодушным маленького читателя! Формы и методы литературно-краеведческой работы в современной начальной школе разнообразны. Мы бы рекомендовали педагогам начать с такой формы организации внеклассных занятий, как литературное слушание. Ведь известно, что для нас важно и интересно то, что на слуху. Поэтому чтение вслух детям произведений мы считаем первой ступенькой на пути к литературно-краеведческой деятельности.
Организация кружка «Родной край в литературе» в начальной школе позволит не только изучать литературно-краеведческий материал, но и силами наиболее подготовленных заинтересованных учащихся проводить определенную поисковую работу. Очень важно прикоснуться к поэту своим сердцем – посетить его родину, увидеть ландшафт, почувствовать краски, звуки, которые вызывали у него вдохновение, увидеть рядом с собой окружавшие поэта предметы. Чтобы экскурсия обогатила учащихся неповторимыми впечатлениями, ее нужно подготовить: не только разработать программу и маршрут, но и настроить учащихся на активное чтение доступных для них книг о поэте и его произведений. Заученные школьниками стихотворения зазвучат во время экскурсий и помогут воспринимать окружающее глазами, ушами и языком поэта. Яркое впечатление может оставить у ребят и участие в проводимых для младших школьников литературных конкурсах. Во внеклассной работе используются также читательские конференции на краеведческие темы, проведение вечеров, посвященных творчеству писателей-земляков. Литературно-краеведческая работа позволит оформить в начальной школе литературную карту родного края или выставку «Москва литературная».
Таким образом, на наш взгляд, выпускник начальной школы может в полной мере считать себя патриотом, если он знает наиболее значительные художественные произведения, созданные писателям-земляками, и сам принимает участие в литературно-краеведческой деятельности.
Елена ГОНЧАРОВА, старший методист школы №1179
Комментарии