search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Год счастливого детства стартовал в Чувашии Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Программы магистратуры вузы России станут создавать совместно с работодателями 
0

Пуля – дура, физик – молодец! Лабораторное измерение скорости полета

В арсенале учителя физики может оказаться полезной простая квазифронтальная лабораторная работа по измерению скорости полета тела, брошенного горизонтально, только что проверенная на факультативных занятиях в девятом и десятом физико-математических классах. Название “квази” подразумевает, что измерения проводятся на одном приборе самим учителем или учеником-ассистентом, а все ученики записывают и обрабатывают полученные результаты индивидуально.
Установка изготовлена из самых простых и доступных подручных материалов и деталей и настолько проста, что ее вполне могут построить сами школьники.
Отрезок пластмассовой линейки с продольным желобком горизонтально укрепляется на стойке, в качестве которой очень удобен карманный штатив для фотоаппарата. С одного края к линейке прикреплен пружинный боек – деталь подъема кассеты старого магнитофона. Вот, собственно, и вся конструкция (рис.1). Отводим ударник до упора, растягивая пружину, и отпускаем, сообщая лежащей в желобке направляющей линейки пуле стандартную начальную скорость, практически не меняющуюся от выстрела к выстрелу. Дальность полета пули удобно фиксировать с помощью копирки, положенной на лист обычной белой бумаги, соединенных канцелярскими скрепками.
Результаты измерений для трех положений “пистолета” при высотах направляющей над плоскостью стола 5,5 см, 16,5 см и 27,5 см приведены в таблице, где третий столбец временно оставлен пустым, а в дальнейшем туда будут вписаны квадраты соответствующих дальностей полета пули.

Пренебрегая сопротивлением воздуха, записываем дальность полета
l = vt.
Время полета по горизонтали совпадет со временем свободного падения
h= gt2/2; t = V
Подставляя время в первое выражение, получаем дальность в зависимости от начальной высоты пули над столом l=V, откуда легко вычисляется начальная скорость V = l.
После такого вычисления есть смысл построить график этой зависимости, поскольку школьники, как правило, не очень уверенно делают подобное упражнение. Учитель подсказывает – или напоминает, – что начало координат следует выбирать в левом нижнем углу листа, бумагу для графика не жалеть, а то обычно график рисуют очень маленьким. Сначала мягким карандашом намечается начало координат, оси, масштаб, затем ставятся точки в соответствии с таблицей, и если все удовлетворяет, обводим ручкой. По точкам проводим линию. (Здесь каждый имеет право изобразить ту кривую, которая ему представляется правильной).
Следующая операция – выбор нового масштаба по оси ординат, чтобы можно было изобразить зависимость квадрата дальности от высоты ствола. В этом случае следует ожидать прямую линию, проходящую через начало координат в соответствии с уравнением
l2= v22h/g,
где 2v2/g представляет собой угловой коэффициент или тангенс угла наклона прямой
tga = (DL)2/D h = 2v2/g.
Между прочим, попутно получено и выражение для траектории полета пули в замаскированном виде. И здесь уместно и полезно вспомнить и обсудить уравнение траектории и его отличия от уравнения движения. Координаты точки в исследуемом движении зависят от времени:

А выше получили уравнение l2=v22h/g, которое вполне эквивалентно последнему, поскольку x и l совпадают, h то же самое, что y, а знак минус просто говорит о направлении вектора g.
Наконец, в ходе этой лабораторной работы можно определить кинетическую энергию пули E = mv2/2 =
1/4mgl2/h= mgtga/4.
А впрочем, и это не все. Можно еще определить полную скорость пули при ее падении на бумагу как по величине, так и по направлению, например, при начальной высоте 0,1 м вертикальная составляющая скорости
Vy= =1,4
При этом корень лучше даже не извлекать, а занести в память калькулятора квадрата этой величины 1,962. Затем вычисляем горизонтальную скорость по дальности выстрела или по графику, скажем, получили
Vx2=gl2/2h=(9,81 . 0,09)/(2 . 0,1) =4,41; Vx=2,1
Квадрат этой величины добавляем в память калькулятора, вызываем на дисплей сумму квадратов скоростей и после этого находим корень, делим на вертикальную скорость, затем используем клавишу 1/x и по этому значению вычисляем угол, под которым пуля ударяет бумагу
V = = 2,52; Vy/V=1,40/2,52=0,56;
j = arc Sin 0,56=33,70.
Такие операции приучают школьников более рационально и разнообразно использовать возможности карманных калькуляторов.
В заключение можно заметить, что работа с начала, со стрельбы, и до конца, когда получаются конкретные результаты и оценивается погрешность эксперимента, вызывает большой интерес и развивает навыки физического исследования.
Михаил СТАРШОВ,
преподаватель физики лицея N 62
Саратов

Рис. 1

Таблица

Рис.2

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте