Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Птицы умнее, чем кажутся!

УГ - Москва, №08-09 от 2 марта 2010. Читать номер
Автор:

Кто знает, зачем дятел стучит? На самом деле его жизнь не такая бессмысленная. Колотя по коре, он добывает еду – личинок древоточцев, которые портят лес. Дятел их вытаскивает и съедает, так что эта птичка – еще один лесной санитар. Эти вещи рассказывают в школе на уроках биологии. А что, если спросить учителя об этом процессе поподробнее? Как думаете, знает ли он, что дятлы сначала делают «контрольный» стук? Если в стволе нет червячков, зачем стучать вхолостую? Постучав, дятел поворачивает голову и слушает, есть внутри кто живой или пусто. Если есть, то личинки по своим ходам начинают ретироваться поглубже в ствол. И дятел, слыша, как они «убегают», проделывает дырку в коре до ближайшего их хода. Потом запускает внутрь свой длинный язык, который в свернутом состоянии покоится у него во рту. Кстати, длина языка превышает размеры головы и клюва, вместе взятых. Кроме того, он еще и очень липкий, а на конце есть «гарпун». Можно сказать, что если бы древоточцы были умнее и не двигались при наступлении опасности, дятлам пришлось бы туго. И кто бы мог подумать, что у птиц есть уши?!

Птичий мир вообще очень большой и не ограничивается голубями с дятлами. Орнитологи насчитывают больше 9000 видов пернатых, следить за жизнью которых очень интересно, но, к сожалению, некому. Вернее, ученые, конечно, есть, но их явно меньше, чем необходимо, иначе мы знали бы гораздо больше о тех, кто поет у нас над головами. Собственно, дальше речь пойдет не столько о «птицеведе», сколько о молодом экологе, который может рассказать не просто историю про дятла и древоточцев, но и заставить слушать себя с открытыми ртами всю аудиторию. Именно эту картину члены жюри конкурса «Внешкольник года-2010. Сердце отдаю детям», прошедшего в Санкт-Петербурге, наблюдали на открытом уроке Евгении Тидеман – педагога дополнительного образования Центра развития творчества детей и юношества им. А.В.Косарева. Говорить о ее деятельности можно много. В свои 27 лет она уже член Московского отделения Союза охраны птиц России, Мензбировского орнитологического общества, Московского отделения Союза писателей России, лауреат VII Московского городского конкурса авторских программ по дополнительному образованию детей, дипломант VII Всероссийского конкурса образовательных программ по дополнительному образованию, победитель окружного и лауреат городского профессионального конкурса «Педагог-внешкольник Москвы-2009», участник финала в номинации «Эколого-биологическая».

В январе 2010 года, учитывая научные заслуги и достижения, именно Тидеман была командирована в Санкт-Петербург для участия в финале VIII Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», где была награждена дипломом участника финала конкурса и памятными подарками, а также дипломом информационно-образовательного центра ГУП «Водоканал С.-Петербурга» за личный вклад в формирование у молодого поколения ответственного отношения к окружающей среде.

Конкурс был весьма непростой. Участники должны были выполнить специальное домашнее задание – самопрезентацию «Мое педагогическое кредо», в которой раскрывались их главные педагогические идеи и приоритеты и отражалось отношение к детям, коллегам и профессии. Затем нужно было защитить дополнительную авторскую программу «Полевая экология», провести открытое занятие на тему «Введение в образовательную программу» и в завершении участвовать в импровизационном конкурсе «Искусство и мастерство педагога – в умении сочетать сердечность с мудростью (В.А.Сухомлинский)». В ходе выполнения условий конкурса Евгения подготовила видеоматериалы «Визитной карточки» участника и «Презентации образовательной программы». Сам конкурс снимался на видео и фото, некоторые материалы с этого мероприятия вскоре появились на стенде в фойе ЦРТДЮ.

Возвращаясь к достижениям Евгении Тидеман, не стоит забывать о двух педагогических программах. Одна, для детей 9-11 лет, называется «Край родной и любимый». В ней раскрываются основы экологии. Для детей постарше была разработана другая программа – «Полевая экология», которая, собственно, и представлялась на Петербургском конкурсе.

Воспитанники Евгении Александровны – постоянные участники многочисленных научно-практических конференций, дипломанты, лауреаты и победители различных экологических олимпиад и конкурсов, таких как московская городская «Зеленая олимпиада» МГСЮН, олимпиада «Встреча поколений» ВООП, викторина «День птиц» в Московском зоопарке, Международные Ломоносовские чтения.

Неотъемлемое внимание Евгения уделяет работе с родителями как своих воспитанников, так и детей, участвующих в деятельности школьных музеев Восточного округа. Они – активные помощники в организации и проведении различных массовых мероприятий.

Евгения владеет необходимыми теоретическими знаниями в области биологии, геологии, экологии и охраны окружающей среды, ведет самостоятельные научные исследования, занимается моделированием биологических процессов в орнитологии, принимает участие в работе научных конференций как организатор и консультант, постоянно занимается самообразованием в области биологии и смежных дисциплин, а самое главное, может рассказать то, о чем нигде больше не рассказывают.

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту