Если отдельные регионы России только вступают в активную фазу реализации проекта модернизации системы образования, то Новгородская область давно и успешно «живет» в этом проекте. Например, более 10 лет в области действует единая независимая система оценки качества образования, или так называемая рейтинговая система. Понятия «рейтинговая система», «новый подход к оплате педагогического труда», «нормативное финансирование» ясны всем руководителям общеобразовательных учреждений области, так как для нас периодически проводились и проводятся по этим вопросам областные и районные совещания, конференции, семинары, занятия в региональном Центре развития образования.
На сегодняшний день в области действует система оценки работы муниципальных образований и общеобразовательных учреждений по 18 направлениям и более чем по 100 показателям. Это не значит, что разработанные критерии определены для нас раз и навсегда. Если возникает какая-то общая проблема, например, компьютеризации школ, соответствующий критерий появляется в рейтинговой системе, и по нему каждому муниципальному образованию и каждой школе начисляются баллы. Естественно, каждая школа старается набрать наибольшее количество баллов и работает над проблемой. С течением времени появляется другая проблема, и возникают новые критерии. Критериальная система, на мой взгляд, самая открытая, демократичная, так как уровень развития образовательного учреждения определяется не только по данным, предоставляемым самой школой, но и с помощью независимого анкетирования родителей и учеников, данных Роспотребнадзора, комиссий по делам несовершеннолетних и по другим источникам. Демократична сложившаяся система еще и потому, что пронизывает все слои педагогической общественности, позволяя ввести дифференцированную оплату труда педагогов. Положения о надбавках за особые достижения в профессиональной педагогической деятельности разработаны и активно осуществляются как на уровне области и района, так и внутри каждой отдельной школы.
Так, три педагога нашей небольшой сельской школы, где учится всего 141 ученик, получали в 2006-2007 годах ежемесячные областные надбавки. Преподаватель физкультуры – за отличные результаты класса в президентском тестировании по физкультуре, преподаватели математики и русского языка – за превышение учениками областных показателей на пробных ЕГЭ в 9-х классах. Такие надбавки за спортивные достижения своих учеников, их победы в областных и зональных предметных олимпиадах или высокие результаты на ЕГЭ получали в течение всего 2006-2007 учебного года 1200 педагогов области. Кроме того, в каждой школе есть возможность начисления своих, внутришкольных, надбавок, поскольку также введена рейтинговая система оценки труда педагогов. В нашей школе, например, существует рейтинговая система оценки труда классных руководителей.
Таким образом, основные моменты концепции модернизации образования отработаны в Новгородской области в течение многих лет, мы влились в общегосударственный эксперимент очень органично, естественно. Понимая этот процесс изнутри, мы, директора школ, даже можем давать свои рекомендации по усовершенствованию концепции модернизации. Мое пожелание, например, состоит в следующем. Если взять нашу сельскую школу, в ней 41 ребенок из 141 относится к категории учащихся с ограниченными возможностями. Эти дети неизменно сдают ЕГЭ на «2». В аттестате зрелости им пишут «3», поскольку сейчас повышение отметки на балл закреплено в положении о ЕГЭ. Но с 2009 года тем, кто написал ЕГЭ на «2», планируется не выдавать аттестат об окончании средней школы, а выдавать им справку особого образца. Как же быть с детьми, не способными по своим физическим и умственным возможностям сдать ЕГЭ? Мое предложение состоит в том, чтобы вместо ЕГЭ предоставить этим детям возможность после окончания школы сдать экзамены по трудовому профилю и получить рабочую профессию.
Любовь ПАВЛОВА, директор школы, д. Ермолино, Новгородский район, Новгородская область
Комментарии