Происходящие в современном мире изменения в различных сферах жизни требуют развития новых способов обучения, педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности, навыков самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающихся умения ставить цели и выполнять задачи для решения возникающих в жизни проблем: самоопределения, саморазвития, дальнейшей профессиональной деятельности.
Необходимо формирование у школьников способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Учебный проект или исследование для школьника – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
С целью профессионального самоопределения учащихся в бауманской инженерной школе №1580 проектно-исследовательская деятельность ребят реализуется на основе работы трех проектных офисов: «Подростковой школы» (для учеников 5‑7‑х классов), «Проектной мастерской» (для 8‑10‑х классов) и элективных курсов. Для построения системы проектно-исследовательской деятельности в учебном плане 5‑10‑х классов выделен один час на внеурочную деятельность и один час на элективные курсы. Данные занятия интегрированы в расписание уроков.
Организация работы проектного офиса «Подростковая школа» строится по принципу трех «4» – четыре четверти, четыре направления, четыре проекта. Организация занятий проводится в смешанных группах, при этом группы формируются из параллели. Публичная защита проектов проходит каждую четверть на мини-конференции проектно-исследовательских работ. При планировании работы данного проектного офиса необходимо было определить направления проектной работы учащихся, и это была самая трудная задача, так как надо было учесть желания учащихся заниматься по тому или иному направлению и учебному модулю. Было проведено анкетирование учеников 5‑7‑х классов и их родителей, по результатам которого выявились наиболее интересные направления и предметные области для проектно-исследовательской деятельности подростков. Таким образом, сформировались следующие направления: гуманитарное, инженерное дело (технология, робототехника, схемотехника, 3D-моделирование), IT-технологии и математика, естественно-научное. Безусловно, необходимо было определить темы проектов по каждому направлению. Для реализации данной задачи был создан банк данных примерных тем проектов, и обучающимся было предложено либо выбрать тему из банка данных, либо определить тему самостоятельно. В 5‑х и 6‑х классах активное участие при выборе тем проектов принимали также и родители. Таким образом, ребята могут выполнять как групповой или индивидуальный проект, так и индивидуальный проект совместно с родителями. Но так или иначе все проекты носят межпредметный характер.
Неотъемлемой частью работы «Подростковой школы» является организация работы элективных курсов, которые, реализуя задачу развития soft skills у подростков, формируют также навыки работы в медиапространстве, повышая при этом уровень ИКТ-компетенций, что является немаловажным для наглядного представления проектно-исследовательской работы школьниками и формирования информационной культуры у подростков.
Проектный офис «Проектная мастерская» для учеников 8‑10‑х классов организован в системе преемственности с «Подростковой школой», однако его работа построена по принципу трех «2» – два полугодия, два направления, два проекта. Система проектно-исследовательской работы в «Проектной мастерской» базируется на 6 направлениях: инженерное дело, IT-технологии, математика, инновационные технологии, робототехника и физика. В течение года в каждой параллели обучающиеся выполняют проектно-исследовательские работы по двум направлениям. Публичная защита работ проходит на школьной конференции проектно-исследовательских работ один раз в полугодие. В отличие от «Подростковой школы» в данном проектном офисе элективные курсы носят уже прикладной характер и направлены на углубление знаний по направлениям проектно-исследовательской деятельности, а именно обучающиеся расширяют свои знания по основам видеомонтажа, робототехники (TRIK Studio и TinkerCad), основам 3D-проектирования и основам математического моделирования.
Таким образом, данная система организации проектно-исследовательской деятельности позволяет обучающимся бауманской инженерной школы №1580 успешно выступать на таких конференциях, как «Потенциал», «Курчатовский проект», МГК, «Инженеры будущего», «Дети – творцы XXI века» и других.
Реализация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в вышеперечисленном контексте невозможна без создания соответствующих материально-технических условий: трех инженерных лабораторий, трех лабораторий робототехники, ресурсов IT-полигона, а именно его лабораторий САПР, 3D-моделирования, робототехники и 3D-графики, 17 компьютерных классов, а также ресурсов научно-образовательных центров МГТУ имени Н.Э.Баумана.
Вовлечение обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность позволяет сформировать комплекс компетенций, которые будут необходимы школьникам при освоении профессии инженера. Происходит осознанное построение личной образовательной траектории в процессе профессионально ориентированной подготовки будущих инженеров.
Дарья САВЕЛЬЕВА, заместитель директора бауманской инженерной школы №1580
Комментарии