Окончание. Начало в N 39
“Изменить форму слова…” Что такое форма слова? Как ее можно изменить? Определите, какие внешние показатели помогают нам безошибочно различать, какое из родственных слов обозначает предмет, какое – признак предмета, действие, количество, признак признака и т.д. Измените каждое из этих слов, используя склонение, спряжение, степени сравнения, полную и краткую форму и т.д.
БЕЛЫЙ, БЕЛЬЕ, БЕЛИТЬ, НАБЕЛО; ЗИМА, ЗИМОВАТЬ, ЗИМНИЙ, ЗИМОВЬЕ; ДВА, ДВОЙКА, УДВОИТЬ, ДВАЖДЫ, ДВОЙНОЙ; СИНИЙ, СИНИЦА, СИНЬКА, ПОДСИНИТЬ.
Выводы: грамматическую форму слова образуют различные морфемы, частицы и иные языковые средства русского языка, грамматическая форма слова служит для выражения грамматического общего для группы слов, образующих ту или иную часть речи значения, а также для выражения различного рода более частных грамматических значений внутри части речи (одиночный предмет или множество, действие принадлежит говорящему или собеседнику, признак дается вне сравнения с аналогичным признаком другого предмета или сообщается о самой высокой степени проявления данного признака и т.д.). Единство грамматического значения и грамматической формы образует грамматическую категорию: имя существительное, имя прилагательное, глагол и т .д., категория рода, числа и падежа имен существительных, категории лица, числа, времени, наклонения, вида, залога глагола. Система грамматических категорий образует грамматический строй русского языка. А теперь самое главное: грамматическим строем родного языка вы владеете с дошкольного возраста и продолжаете этот навык использовать ежедневно и ежечасно в процессе устного общения, не употребляя при этом научных терминов, но зная и умея все, что нужно. Задача за малым – “упростить” свой навык поработать на родную орфографию.
Такой подробный анализ первого правила займет много времени, но окупится сторицей, ведь все, чем мы обогатились за это время, мы переносим с определенными уточнениями на остальные правила данной группы. За ограниченностью места наметим лишь контуры такой работы.
Так, изучая правило правописания безударных гласных, проверяемых ударением, в приставках и суффиксах, нам остается только научиться подбирать слова с иными корнями, но теми же морфемами в сильной позиции: ЗАБРАЛ – ЗА╒НЯЛ, ОТЛИЧНИЦА – УЧЕНИ╒ЦА.
При правописании Е-О в корнях после шипящих слабой позицией будет ударный слог, а сильной – безударный или слово, в котором Е не переходит в О под ударением; ШЕЛК – ШЕЛКА, ЧЕРНЫЙ – ЧЕРНЬ.
Для правописания суффиксов А или О наречий мы рекомендуем использовать опорное слово СЕЛО: ИЗДАВНА – ИЗ СЕЛА╒. ЗАНОВО – ЗА СЕЛО╒.
Для правописания Е-И в падежных окончаниях имен существительных мы, как и многие учителя русского языка, рекомендуем использовать опорные слова с ударным окончанием.
При правописании чередующихся звонких и глухих согласных надо иметь в виду, что слабой позицией для них является абсолютный конец слова или положение звонкого перед глухим, глухого перед звонким, сильной позицией – положение перед гласным, сонорным или В: ДУБ – ДУБЫ, РЕЗЬБА – РЕЗАТЬ, ПОДСКАЗАТЬ – ПОДНЯТЬ, ПОДВЯЗАТЬ и т.д.
Для правописания непроизносимых согласных при их стечении используется прием подбора слов или форм, где такое стечение отсутствует: ЧЕСТНЫЙ – ЧЕСТЬ, ЧЕСТЕН, но ЧУДЕСНЫЙ – ЧУДЕСА.
Для проверки наличия или отсутствия удвоенных согласных, а также действительного или неправомерно предполагаемого уподобления или замены согласных на стыке морфем мы рекомендуем разбор слова по составу: ЦЕННЫЙ, но КОЖАНЫЙ, УЧЕНЫЙ, ЮНЫЙ; ЛЕТЧИК, но ПРОЧЕРК; ГОРОДСКОЙ, но НЕМЕЦКИЙ; ПЕРЕБЕЖЧИК, но ЧЕКАНЩИК и т.д.
Изучение каждого из этих правил обязательно заканчивается анализом соответствующего параграфа учебника или пособия, пояснением того, как ими пользоваться в затруднительных случаях, и выполнением упражнений.
По мере изучения каждого правила мы вместе с учащимися заполняем таблицу “Навыки орфографически грамотного письма”, где приводятся признаки орфограмм и орфографические приемы с примерами. В конечном счете перед нами предстает русская орфография как система. Системное представление о любом явлении сформировать нелегко, но зато такая система вскоре начинает работать сама на себя, а значит, и на нас!
Одной из главных, если не важнейшей, задач мы полагаем реабилитацию русской орфографии в глазах учащихся, превращение ее из пугала в надежного помощника и друга для начала путем примерно такого рассуждения.
Многие слова русского языка на письме можно изобразить по-разному, что вы нередко и делаете в соответствии со своими привычками. Можно, скажем, написать: ШИРОКИЙ – ШЕРОКИЙ – ШЫРОКИЙ. В случае выбора второго или третьего варианта ничего особенного не случится, гром не грянет, да и ваш адресат, наверное, поймет, что вы имели в виду. Почему же школа и культура письма так жестко отвергает все иные написания, кроме первого? Потому что разнобой в написании вредит языку как средству общения. Именно потому мы настойчиво рекомендуем каждому произвести ревизию в собственной системе правописания (можно путем тестирования), чтобы выявить расхождения с общепринятой орфографической системой письма. Иначе ваше языковое бескультурье будет постоянно “каркать во все воронье горло”.
Обучение русской орфографии по методу “естественного письма” не только дает поразительные результаты за сравнительно короткий срок, оно превращает обучаемых в активных сотрудников учителя, дарит им уверенность в своих возможностях, радость познания и драгоценное для любого вида деятельности умение целиком использовать то, чем они уже владеют.
Нина СМИРНОВА,
кандидат филологических наук
Омск
Комментарии