search
main
0

Проверочная работа? Квест! Испытание нового учебного пособия по русскому языку прошло успешно

​18 апреля этого года всех пятиклассников страны ждет Всероссийская проверочная работа (ВПР) по русскому языку. Естественно, детей к ней нужно подготовить заранее. Какое пособие лучше всего соответствует этой цели? В гимназии города Видное выбрали учебное пособие «Всероссийская проверочная работа. Русский язык: 5 класс: 10 вариантов. Типовые задания. ФГОС» издательства «Экзамен». Хочу поделиться с коллегами, какие результаты получили в итоге этой апробации учителя русского языка нашей гимназии.

Пособие содержит 10 вариантов типовых заданий, полностью соответствующих требованиям ФГОС, а также описанию и образцу ВПР по русскому языку для 5-х классов на информационном портале ВПР (https://vpr.statgrad.org/) и нормам времени, отведенного для написания работы обучающимися 5-х классов (60 мин.). Задания каждого варианта направлены на выявление уровня владения обучающимися предметными правописными нормами современного русского литературного языка (орфографическими и правописными) и учебно-языковыми аналитическими умениями фонетического, морфемного, морфологического и синтаксического разборов, а также регулятивными и познавательными универсальными учебными действиями. Максимально за работу можно набрать 45 баллов.Условно каждый вариант работы, предложенной авторами пособия, можно разделить на две части. Первая часть (задания 1-7) содержит 7 заданий: традиционное правописное списывание осложненного пропусками орфограмм и пунктограмм текста, фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический разбор, постановка знака ударения, задания на опознание частей речи и их форм в предложении, на распознавание простого, сложного предложения и предложения с прямой речью, расстановку знаков препинания при них.В первой части работы особый интерес учителей и учеников вызвало задание №4, сформулированное так: Образец заданияНад каждым словом напишите, какой частью речи оно является.Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.В тишине полей наливаются золотом колосья пшеницы.Ответ. ___________________________________________В большинстве случаев обучающиеся выполняли первую часть задания, написав над словами части речи, и забывали написать, какие части речи отсутствуют в предложении. За правильное выполнение данного задания по предложенной системе оценивания можно набрать до 5 баллов, причем 2 из них – это баллы именно за правильно записанный ответ второй части задания. Именно поэтому, начиная тему «Морфология» в 5-м классе, особое внимание было уделено повторению всех изученных частей речи.Традиционно сложной темой для пятиклассников остается тема «Расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью». Причем в вариантах ВПР в задании 5 необходимо не просто составить схему предложенного предложения, но и найти его. Таким образом, проверяются знания учеников о том, что такое прямая речь и слова автора, умение определять слова автора и прямую речь, составлять элементарные схемы предложений с прямой речью.Вторая часть работы (задания 8-12) организует работу с текстом. Включенные авторами пособия в структуру вариантов ВПР тексты тщательно отобраны и представляют собой лучшие образцы художественной и научно-популярной литературы. Именно эта часть работы показалась пятиклассникам трудной и вместе с тем очень интересной. Как отметили наши дети, это «живые тексты про нас самих». Именно с этими текстами, создавшими благоприятный эмоциональный фон, была выстроена работа в классе. Разумеется, были и задания, которые вызвали затруднения у пятиклассников. Так, задание №8, нацеленное на проверку умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста, вызвало затруднения при формулировании основной мысли в письменной форме с соблюдением норм построения предложения и словоупотребления. Неподдельный интерес вызвали у детей задания №9 и №11, где требовалось проявить свои исследовательские качества. Например, в задании №9 требовалось найти в тексте ответ на поставленный вопрос. Пятиклассники справились очень быстро и практически безошибочно. Образец заданияКакие действия Вани, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что мальчик с охотой откликнулся на призыв папы подниматься с кровати? Запишите ответ.Ответ. ___________________________________________В целом задания 8-12 стали для пятиклассников настоящим квестом по тексту, включили их в определенного рода лингвистическую игру, повысив тем самым интерес к изучению текста на уроках русского языка.В гимназии была организована коллективная работа на двух уроках по разбору одного из предложенных в пособии вариантов. Во время этой работы на качественно новом уровне учащиеся повторили курс русского языка за 5-й класс, получили представление о структуре и содержании ВПР, получили разъяснения на вопросы по оформлению ответов. Именно поэтому, когда через две недели мы провели эту работу еще раз, пятиклассникам она показалась знакомой, не было эмоционального напряжения, как при новом виде работы. Практически все уложились в отведенное для работы время – 60 минут. Самыми трудными, по мнению детей, были задания №1 – списывание текста, осложненного пропусками орфограмм и пунктограмм, так как «пришлось вспоминать виды орфограмм», «забыли корни с чередованием», «некоторые запятые в тексте уже были расставлены, и показалось, что дополнительно вставлять знаки нет необходимости»; задание №5 – расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью, так как «схема отличается от схемы сложного предложения, которую приходится записывать чаще», «сложная пунктуация в предложениях с прямой речью»; а также задание №8 – формулирование основной мысли текста, так как «вроде бы понимаешь, о чем надо написать, но трудно выразить это на бумаге», «надо подумать и найти, что же в тексте самое важное, что хотел сказать автор». Разумеется, анализ трудностей, с которыми столкнулись наши дети при выполнении данного вида работы, является для нас, учителей-практиков, отправной точкой для дальнейшей работы. Так как в пособии достаточно материала, мы будем систематически организовывать работу всего класса над выполнением заданий, вызвавших наибольшие затруднения, а также индивидуальную работу для отдельных обучающихся.Учителям же понравилась система оценивания. В соответствующем разделе разбираются ответы для каждого варианта, приводятся образцы правильного правописного оформления текстов, всех видов разборов, объясняется выполнение всех видов заданий, включенных в работу. Это значительно облегчает проверку и оценивание работы учителями, так как каждое задание оценивается по четко разработанным критериям. В целом пособие отличается четкой структурой, логичным и понятным аппаратом ориентировки, тщательно продуманной системой оценивания, что позволяет организовать продуктивную работу по данному пособию как в классе, так и дома с возможностью применения самопроверки и взаимопроверки работ самими детьми. Немаловажно и то, что издано пособие в удобном формате А4. В каждом варианте предусмотрены разлинованное место для записи ответа, поля для помет учителя и записи набранных за задания баллов.Как отметили учителя русского языка и литературы нашей гимназии, предложенных авторами пособия десяти вариантов достаточно не только для знакомства учеников 5-го класса с новым форматом работы, но и для организации интересного и результативного процесса по систематизации, обобщению, закреплению, повторению пройденного материала. Мы считаем, что издание поможет учителям-словесникам эффективно подготовить своих учеников к Всероссийской проверочной работе по русскому языку в 5-м классе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте