search
main
0

Против наркоспрута

Правительство России утвердило федеральную целевую программу «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 – 2009 годы». На ее осуществление намечено направить 3092,7 млн. рублей. В результате реализации программы к 2010 г. предполагается сократить масштабы незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в России на 16 – 20% по сравнению с 2004 г., что соответствует уменьшению количества потребителей наркотических средств и психотропных веществ на 950 – 1200 тыс. человек. Разработчики документа намерены охватить профилактическими мероприятиями 25% подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет. Среди других целей – снижение степени доступности наркотических средств и психотропных веществ в целях незаконного потребления на 20% по сравнению с 2004 г., повышение эффективности выявления и пресечения тяжких и особо тяжких преступлений в этой сфере и многое другое.

Необходимость подготовки и реализации программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 – 2009 годы» вызвана тем, что ситуация в России в сфере незаконного оборота и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (попросту говоря, – наркотиков) представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку, а также безопасности государства.

Распространение незаконного оборота и незаконного потребления наркотиков обусловлено целым рядом взаимосвязанных факторов. Один из них – высокая доходность операций, связанных с незаконным оборотом «дури», способствующая постоянному расширению объема рынка наркотиков. По экспертным данным, полученным в результате общероссийского мониторинга, доходность незаконных операций с наркотиками составляет в России 500 и более процентов и остается устойчивой на протяжении последних лет.

Нельзя забывать и о том, что основным поставщиком на нелегальный рынок России наркотиков опийной группы является Афганистан, и через территорию нашей страны проходят магистральные пути транспортировки афганского героина в Европу. По оценкам российских правоохранительных органов, до 80% героина, находящегося в незаконном обороте, – именно афганского происхождения. Он доставляется контрабандным путем.

Еще один сложившийся в последние годы канал контрабандной транспортировки наркотиков используется в основном для поставок в Россию наркотиков синтетического происхождения и кокаина. Подобные поставки в Россию осуществляются через Белоруссию, Украину, государства Балтии и Западной Европы.

Для Дальнего Востока России характерна контрабандная транспортировка наркотиков из Северной Кореи и Китая, в том числе транзитом в Японию и США.

Таким образом, экспансия зарубежного наркобизнеса – одна из главных причин распространения наркотиков в России.

На наркоситуацию в нашей стране существенно влияет также собственная растительная сырьевая база для производства наркотиков. Из растений, содержащих наркотические вещества, на территории России наиболее широко распространена дикорастущая конопля (особенно в Южном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах). Зарегистрированная площадь земель, занятых этим растением, – около 1 млн. гектаров.

Доступность растительного сырья и простота изготовления из него наркотиков привлекают внимание как производителей, так и потребителей. Наркотики растительного происхождения переправляются из районов заготовки практически во все крупные города и промышленные центры России.

Продолжается и хищение наркотиков из больниц, аптек, фармацевтических предприятий. Ныне на территории России расположено около 30 тысяч объектов, участвующих в легальном обороте наркотиков. Половина из них сконцентрирована в Центральном и Приволжском федеральных округах. При определенных условиях эти объекты становятся источником поступления наркотиков в нелегальный оборот.

Распространению наркотиков способствует криминализация российского общества, профессионализация и консолидация наркопреступности. По данным правоохранительных органов, в последние годы заметно активизировались процессы, связанные с монополизацией наркорынка, укреплением и развитием организованных форм наркобизнеса. Только за второе полугодие 2004 г. доля зарегистрированных наркопреступлений, совершенных группами лиц по предварительному сговору, организованными группами и преступными сообществами, выросла в 2,7 раза по сравнению с аналогичным периодом 2003 г.

Другие факторы, способствующие распространению незаконного потребления наркотиков, формируются в социальной сфере. К ним относятся безработные среди молодежи, а также сравнительно низкий жизненный уровень населения – около 80% населения России составляют малообеспеченные граждане. Трудные жизненные обстоятельства вынуждают их участвовать в наркобизнесе, который зачастую становится единственным источником дохода, – культивировать наркосодержащие растения, осуществлять курьерские перевозки наркотиков, вести розничную наркоторговлю и т.д.

Поляризация доходов различных социальных групп вызывает у определенной части подростков и молодежи чувство протеста, агрессивные устремления, является одной из причин криминализации общества, роста масштаба незаконного оборота наркотиков. Потребление наркотиков в молодежной среде приобретает статус особой субкультуры, моды.

1991 – 2003 гг. вообще характеризовались устойчивым ростом числа больных наркоманией. Показатель учтенной заболеваемости наркоманией увеличился за этот период в 11 раз. По данным органов здравоохранения, в 2004 г. число больных, страдающих психическими расстройствами и расстройствами поведения, связанными с употреблением наркотиков, составило 493,6 тысяч человек, 60% которых – лица в возрасте от 18 до 30 лет (для сравнения: в 1999 г. таких было 413 тысяч).

По данным независимых социологических исследований, реальная численность потребителей наркотиков в стране превышает официальную численность в 8 – 10 раз. По данным общероссийского мониторинга, общая численность лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, – без малого 6 млн. человек, из них 1,87 млн. – подростки и молодежь до 24 лет.

Немаловажно и то, что затраты на лечение больных наркоманией тяжелым бременем ложатся на федеральный бюджет. По информации Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, стоимость одного курса стационарного лечения больного наркоманией – 21 тысяча рублей. Ежегодно такое лечение проходят свыше 50 тысяч человек. Таким образом, расходы только на стационарное лечение потребителей наркотиков в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в целом по стране составляют свыше 1 млрд. рублей в год. И это при том, что наркодиспансеры обеспечивают излечение лишь 10 – 20% пациентов.

Растет и связанная с наркотиками преступность. За последние 10 лет количество ежегодно регистрируемых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, увеличилось в 15 раз, выявленных фактов наркоторговли – в 80 раз, пресеченных проявлений групповой наркопреступности – почти в 9 раз. За 2004 г. правоохранительными органами выявлено 150096 преступлений в указанной сфере, из них 99732 преступления (66%) – тяжких и особо тяжких.

По экспертным оценкам, годовой объем нелегального рынка наркотиков в России составляет свыше 250 млрд. рублей, что сопоставимо, к примеру, с суммой, направляемой государством на финансирование гособоронзаказа.

Естественно, «грязные» деньги наркобаронов не идут в сферу образования или здравоохранения. Часть доходов от незаконного оборота наркотиков используется для финансирования террористических актов, закупки оружия для незаконных вооруженных формирований, подкупа чиновников, поэтому ликвидация финансовой базы наркобизнеса играет исключительно важную роль в борьбе с терроризмом и коррупцией.

Авторитетно

Президент Российской Федерации Владимир ПУТИН.

«Терроризм и наркотики – явления абсолютно родственные. У них общие корни и похожая разрушительная сила. Терроризм, как и наркобизнес, имеет разветвленную международную сеть, без всякого сомнения, носит транснациональный характер.

Причины мощного наркотического «нашествия» – не только в близости стран «золотого полумесяца». Для него есть лазейки в самой России – финансовые, правовые, административные и, конечно, социальные. Поэтому наша цель – перекрыть все каналы распространения наркотиков – и внешние, и внутренние. Россия оказалась страной, уязвимой для наркотиков. Но вместе с тем у нас есть немалые возможности, чтобы эффективно бороться с этим злом. При этом уже очевидно, что любые разрозненные меры недейственны. Стратегия борьбы за наркобезопасность должна включать в себя и профилактические, и воспитательные, и медицинские, и правоохранительные способы и средства борьбы. Причем в комплексе и системно».

Как же бороться с объявленной России нарковойной? Предпринимаемые на протяжении последних десятилетий попытки решения проблемы преимущественно силовыми методами оказались малоэффективными. Несмотря на значительное количество (более 100 тысяч в год) лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, в том числе приговоренных судом к лишению свободы, наркоситуация в стране в лучшую сторону не менялась. Наоборот – вследствие подобного одностороннего воздействия на проблему спрос на наркотики не уменьшался, цены на нелегальном рынке росли, что приводило к ухудшению общей криминогенной ситуации в стране.

Вывод напрашивается сам собой: нужна профилактика, системная борьба с незаконным оборотом наркотиков. Именно этот подход и стал приоритетом утвержденной правительством программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 – 2009 годы», при разработке которой учитывались российский и зарубежный опыт, предложения федеральных органов исполнительной власти, ведущих научно-исследовательских и образовательных учреждений, научных и практических работников.

Мероприятия в рамках ее реализации запланированы самые разные – от создания адресных перспективных профилактических программ и проведения ежегодной Всероссийской антинаркотической программы до социальной рекламы антинаркотической направленности в СМИ, сети Интернет и разработки соответствующих компьютерных игр. В Минобороны России предусмотрено оснащение военно-медицинских учреждений специальным медицинским оборудованием и реагентами для количественного и качественного определения наркотиков в биологических средах организма человека (анализатор на базе газовых хроматографов «Аджилент Технолоджиз» и комплекты аппаратуры и принадлежности для выявления лиц, употребляющих наркотики, типа аппаратно-программного комплекса «ИМЕДИС-ЭКСПЕРТ-БРТ-ПК»).

Программа носит ярко выраженный социальный характер. Результаты ее реализации будут оказывать влияние на различные стороны жизни государства и общества на протяжении длительного времени. Сокращение масштабов незаконного потребления наркотиков на 16 – 20% к 2010 г. позволит добиться позитивного изменения ситуации, связанной с распространением этой заразы в России. Профилактические мероприятия в отношении 25% подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет создадут условия для формирования тенденции к тому, чтобы максимальное количество больных наркоманией в возрастном отношении сместилось в диапазон 25 – 30 лет. Можно рассчитывать также на снижение уровня вовлеченности в незаконный оборот финансовых ресурсов населения.

Реализация программных мероприятий в сфере противодействия незаконному потреблению и незаконному обороту наркотиков позволит повысить на 10% эффективность выявления и пресечения преступлений в этой сфере, представляющих наибольшую социальную опасность, добиться снижения на 20% доступности наркотиков для незаконного потребления, что создаст необходимые условия для достижения одной из главных целей программы – уменьшения числа потребителей наркотиков на миллион человек.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте