search
main
0

Просвещение – не только название. Это суть работы

1 ноября 2005 года старейшее издательство «Просвещение» отмечает свой 75-летний юбилей. Три четверти века оно собирало и бережно сохраняло, пропагандировало опыт многих поколений замечательных отечественных педагогов, выпустив тринадцать миллиардов экземпляров учебников, ставших гарантией жизненного успеха и карьерного роста для миллионов молодых людей в России и за ее пределами. Как сегодня «Просвещение» определяет свое место в образовательной политике страны, как влияет на систему образования? Об этом мы говорим с генеральным директором издательства Александром КОНДАКОВЫМ.

– Александр Михайлович, «Просвещение» чаще называют не просветительской, а коммерческой организацией. Вам, государственнику, это слух не режет?

– Да, мы – коммерческая организация, но особая, руководствующаяся не только экономическими приоритетами. «Просвещение» – это уникальный редакционно-издательский коллектив, содружество лучших профессионалов, истинных подвижников российского образования, для которых просвещение – дело государственное. Но это еще и образовательный, стратегический ресурс России, поэтому сегодня нам приходится заниматься не только выпуском учебников, занимая 40% рынка, но и решением стратегических проблем, которые затрагивают интересы всего общества. Как и любая другая сфера социальной жизни, мы зависим от национальной идеологии и должны иметь четко сформулированный государственный заказ. Мы зависим от общей концепции развития образования, от стабильности и внятности образовательной политики, но в свою очередь стремимся способствовать созданию новой ситуации и в учебном книгоиздании, и в образовании, и в обществе, понимая: любой успех реформ в России невозможен в отрыве от образования, а тем более в условиях его ослабления или разрушения.

– Директор издательства традиционно был членом коллегии Минпроса. А вы?

– А я – член коллегии Роспечати как издатель. С точки зрения Минобрнауки РФ я всего лишь коммерсант. Искусственное разделение коммерческого и содержательного не способствует выстраиванию общей образовательной политики.

– А вы можете выстраивать эту образовательную политику или, по крайней мере, участвовать в этой работе?

– Отвечу на ваш вопрос, сославшись на недавнее событие: «Просвещение» выиграло тендер на разработку стандартов общего образования вместе с Российской академией образования, и нам предстоит очень серьезная работа.

– Как к этому отнеслись академики?

– Мы достигли с ними договоренности о главном – об основных принципах концепции стандартов общего образования. В основу стандарта, на наш взгляд, должны лечь требования семьи, общества и государства к результату образования, стандарты не должны стать предметом внутрипрофессиональной борьбы, борьбы предметного лобби, как это было до настоящего времени. Стандарт нельзя ввести указом, на самом деле это важный элемент стабильности системы образования. На мой взгляд, государство должно потребовать от системы образования обеспечения национального единства и консолидации общества, национальной безопасности и конкурентоспособности самого государства. Каждый в душе понимает необходимость таких требований и знает, как их удовлетворить. Другое дело, что нас об этом никто не спрашивал: призвали делать профильную школу, мы стали делать, нам предложили ЕГЭ, мы стали его проводить, а чему и как учить, мы давно себя не спрашивали. К концу года мы сформулируем Техническое задание по разработке стандартов и проведем его обсуждение.

– Каждая семья хочет, чтобы ее ребенок был успешен, в частности, получил профессию, обеспечивающую ему материальный достаток. Для этого нужно определить, какие профессии потребуются в будущем, на что будет спрос. Государство многие годы не может выстроить модель будущего специалиста. Вы хотите это сделать за короткое время, не боитесь взваливать на себя такой груз?

– Во-первых, мы не торопимся, во-вторых, мы говорим не о наборе профессий, а о профессиональных, интеллектуальных и иных компетенциях. Школьное образование – базис для образования в течение всей жизни, наша задача – создать внутренний ресурс человека, который позволит ему быть успешным, используя конкретные знания, умения, навыки при решении конкретной жизненной ситуации. Поэтому мы должны понять, какие навыки у человека нужно развивать.

– Что вас главным образом не устраивало в стандартах, разработанных в свое время Эдуардом Днепровым и Владимиром Шадриковым?

– В частности, то, что там нет такого понятия, как «ресурсное обеспечение деятельности образовательных учреждений», а это емкое понятие, включающее и зарплату учителя. Нам нужно восстанавливать или создавать понятную, комфортную информационно-образовательную среду, в которой бы ребенок и школа эффективно ориентировались бы, в которой были бы единые технологии обучения и овладения навыками отбора, анализа и синтеза информации, систему, создающую базу для межпредметных и надпредметных связей. Это первый шаг. А за ним – финансовое обеспечение, подготовка и переподготовка учителей, материально-техническое обеспечение учебного процесса, учебники, ассоциированные с ними электронное и интернет-сопровождение. Не хватает денег – давайте сократим масштаб программ и проектов, но не будем заниматься показухой.

– Вы за новые эксперименты и инновации?

– Знаете, люди уже устали от экспериментов и инноваций, любая система устойчива, если она традиционна на 80 процентов, а инновационна – на 20. Кто-то из классиков точно сказал: если вы хотите что-то разрушить, начните это непрерывно реформировать.

– И давно вы так думаете? Помню, как вы сами ратовали за реформирование образования.

– Вы вспоминаете 1997-2000 годы, программу реформирования образования, которую мы тогда обсуждали на заседаниях комиссии по экономическому реформированию, и программу модернизации российского образования. Могу честно сказать, что тогдашний уровень моих знаний и понимания позволял мне говорить именно об этом, сегодня я понимаю, что экономика вторична по отношению к содержанию образования. Сначала нужно понять, чему и зачем учить, какой результат будет достигнут, а уже потом считать. К сожалению, у нас долгое время было наоборот. В том, что мои взгляды подвергаются трансформации, нет ничего удивительного.

– А как трансформируются ваши взгляды по отношению к учебной литературе, выпускаемой «Просвещением»?

– Вместе с РАО и РАН мы реализуем проект, не имеющий равных в современной российской и зарубежной истории, – «Академический школьный учебник», в рамках которого к 2012 году будет издана серия из180 новых учебников. РАН определит фундаментальное ядро содержания образования; «Просвещение» разработает новые учебники; РАО обеспечит соответствие новых учебников самым современным требованиям педагогической науки, адаптирует новые программы к потребностям учеников; школы, участвующие в проекте, проведут апробацию учебников. Этот проект будет ориентирован на использование самых современных образовательных и IT-технологий («Просвещение» уже четыре года работает над мультимедийными проектами такого рода) и обеспечит целостный подход к образованию, концепцию не межпредметных, а надпредметных связей. Наши учебники – это забота о качественной подготовке учеников и о повышении социального статуса учителя, ведь мы даем ему в руки надежный инструмент для успешной работы.

Виктория МОЛОДЦОВА

P.S.

«Учительская газета» поздравляет издательство «Просвещение» с 75-летним юбилеем. Желаем новых творческих открытий, многомиллионных тиражей и, конечно, отзывчивых, благодарных читателей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте