27 марта Национальное агентство провело пресс-конференцию «Современный учебник: взгляд работодателей на содержание и качество». В обсуждении одной из наиболее острых проблем среднего профессионального образования (СПО) приняли участие представители советов по профессиональным квалификациям, Института развития профессионального образования и издательств.

«Когда мы говорим о дефиците кадров, мы имеем в виду не столько количественный дефицит. Мы можем выпускать бесконечное количество специалистов, но если они не имеют нужного качества подготовки, то не получится ни дефицит кадров ликвидировать, ни повысить производительность труда», — сказала модератор пресс-конференции, заместитель генерального директора Национального агентства Алла Факторович.
Она подчеркнула, что студентам нужен учебник-навигатор, который направит, даст базовые знания и умения, научит отличать факты от мнений, а научные данные — от вымыслов. «В 2024 году Национальное агентство приняло решение о возрождении экспертизы учебников, эта инициатива была поддержана Национальным советом при президенте РФ по профессиональным квалификациям», — добавила Факторович.
«Экспертиза учебников с привлечением советов по профессиональным квалификациям (СПК) — естественное развитие задач Национальной системы квалификаций в целом, — отметил генеральный директор Национального агентства Артем Шадрин. — СПК обеспечивают необходимый уровень экспертизы при разработке и согласовании профессиональных стандартов, примерных образовательных программ, федеральных государственных образовательных стандартов. Продолжением решения задач прямого воздействия работодателей на содержание и оценку качества образовательных программ является сформированный механизм экспертизы учебных пособий СПО».
Шадрин проинформировал, что в экспертный совет, возглавляемый Аллой Факторович, на паритетной основе входят представители СПК и федеральных учебно-методических объединений (ФУМО). Для оценки каждого учебника из пула экспертов выбираются два специалиста. В случае разногласий между ними привлекается третий. На экспертизу поступают рукописи учебников, что дает возможность их авторам учесть замечания и доработать материал.
Председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования Любовь Духанина рассказала, что в 2006 году был проведен опрос преподавателей учреждений СПО по специальностям «Издательское дело» и «Книжная торговля». Он показал, что по 13 учебным предметам учебники отсутствовали, 43 % опрошенных использовали в работе вузовские учебники, а 57 % — школьные. 53 % респондентов дали оценку «удовлетворительно» имеющимся учебникам СПО.
В настоящее время ситуация с учебниками, по данным Духаниной, улучшилась, но появляются и новые вызовы: «Получаемые студентами знания должны быть достаточными не только для текущего момента времени. Они должны позволять при появлении новых технологических задач в процессе работы быстро находить новые знания».
Председатель Совета по профессиональным квалификациям в области сварки Александр Чупрак отметил, что за последние десятилетия в технологиях сварки не появилось «ничего прорывного». «Хотя сказать, что технологии сварки стоят на месте, нельзя. Меняются условия технологического процесса, появляются новые высокопрочные материалы. Например, технология сварки трением с перемешиванием теперь широко применяется в высокотехнологичных отраслях, в частности, в авиа- и ракетостроении. В лазерной сварке прошло обновление оборудования, оно стало менее громоздким, — стала возможна ручная и механизированная лазерная сварка. Эти технологии нужно уже сегодня включать в образовательный процесс. Это наш завтрашний день, это прямое влияние на производительность труда», — отметил спикер.
«Основная боль для системы среднего профессионального образования — обеспеченность учебными пособиями для профессиональных циклов образовательных программ. Критерии отбора учебников на текущий момент нормативно на федеральном уровне не закреплены. Единственным документом рекомендательного характера является примерная образовательная программа по каждой профессии и специальности, где есть разделы с рекомендуемой литературой, основной и дополнительной. Требований к оценке качества учебных пособий, требований к проведению экспертизы при разработке программы, к сожалению, нет. Это вызов перед нашей системой образования», — отметила проректор Института развития профессионального образования Светлана Наумова.
Наумова рассказала, что ситуация меняется — повышается роль ФУМО и отраслевых объединений в обеспечении качества учебных пособий, проводятся экспертные сессии, на которых специалисты обсуждают, каким должен быть реестр рекомендованных учебных изданий.
«Учебник – это стержень, вокруг которого строится образовательный процесс. Он должен быть унифицированным, поскольку в стране существует непреодолимый дефицит педагогов по спецдисциплинам, а система подготовки педагогов для СПО практически отсутствует. Эта проблема будет влиять на образовательную систему еще долгие годы. Кроме того, впереди нас ждет демографическая яма. Поэтому у нас нет ресурсов, чтобы разбрасываться человеческим капиталом», — заявил генеральный директор Издательского центра «Академия» Сергей Щербаков.
Спикер отметил, что в настоящее время государство вкладывает значительные средства в систему профессионального образования (в том числе — по линии федерального проекта «Профессионалитет»). В колледжах обновлено оборудование, однако в отсутствие независимой экспертизы рынок заполнен десятками тысяч учебников сомнительного качества.
Коммерческий директор группы компаний IPR MEDIA Сергей Иванов рассказал о конкурсе «PROфессионалы» — акселерационной программе для авторов по разработке новых учебников СПО. Ее организует компания «Профобразование» при поддержке Союза директоров организаций СПО, Института развития профессионального образования и Национального агентства развития квалификаций.
«В колледжах мало преподавателей, которые разрабатывают и пишут учебники, в вузах такого дефицита авторов нет. Нам нужно готовить авторов, которые умеют писать, знают, о чем они пишут, и которые являются профессионалами в своей отрасли», — сказал Иванов.
Спикер поделился механикой программы «PROфессионалы». Она стартовала 15 февраля 2025 года, ее длительность составит 9 месяцев. В ожидаемых результатах — создание эталонных учебников, соответствующих образовательным стандартам, разработка профильной библиотеки «Профессионалитета». Лучшие учебники получат двойное грифование от ФУМО и НАРК. Предусмотрено также PR-продвижение как готовых работ, так и авторов учебников. Участие в конкурсе для преподавателей и авторов бесплатное. Они получат экспертное сопровождение и пройдут образовательный курс по написанию учебных пособий. Подать заявку на участие в конкурсе можно до 15 июля.
Пресс-конференция завершилась сессией блиц-вопросов к спикерам. В мероприятии приняли участие журналисты изданий «Стандарты и качество», «Вести образования», Russian Business Guide, «Национальная система квалификаций России», «Вестник образования России», «Московская правда», «Учительская газета», «Сварка и диагностика», «Профобразование», «Планета образования».
Комментарии