При поддержке министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области второй год работает общественная организация «Ассоциация участников педагогических конкурсов».
Идею объедения выдвинули сами педагоги, которые в разные годы становились участниками, лауреатами и победителями различных конкурсов профессионального мастерства. По словам Александра Буханистова, лауреата всероссийского конкурса «Учитель года России-2001», педагога Маслянинской средней школы №1, избранного президентом Ассоциации, вопрос о ее создании назревал 10 лет – на областном «Учителе года» каждый раз шли об этом разговоры. По мнению учителя года Новосибирской области-2005 Галины Кирсановой, встреч на конкурсе уже не хватало – не было времени на общение, на обмен опытом. Ведь бывших учителей года не бывает, а победа – это не итог, а этап на пути совершенствования.
В Новосибирской области проходит около 20 педагогических конкурсов разного уровня и масштаба. Самый главный из них – «Учитель года», так что неудивительно, что именно его победители стали инициаторами объединения. Своими задачами члены Ассоциации поставили организацию обмена опытом, профессиональную поддержку студентов и выпускников педагогических вузов и колледжей, учительские десанты с проведением уроков на базе школ, гостевые программы с сообществами педагогов и авторами технологий из других регионов, педагогические круизы по районам области. Заявления на вступление в Ассоциацию подал сразу 71 человек. Но организация открытая, и принять участие в ее мероприятиях может каждый. Эту инициативу оценил министр образования области Владимир Никонов: «Уникальный опыт, интеллектуальный и творческий потенциал победителей педагогических конкурсов, объединившихся в общественную организацию, живое общение с коллегами, возможность обсуждения общих проблем будет еще одной формой развития профессионального мастерства педагогов, шагом на пути к превращению образования в мощный ресурс развития страны.
В ноябре 2013 года члены Ассоциации вместе с сотрудниками Новосибирского института мониторинга и развития образования при поддержке областного Минобрнауки отправились в «Педагогический круиз». 20 учителей в Карасукском и Маслянинском районах давали мастер-классы, которые посетили почти 500 человек. Гостем мероприятия стала Светлана Коблякова, учитель года Ханты-Мансийского округа-2006. Слушатели не только получали опыт, но и обсуждали школьные проблемы, знакомились с новыми приемами в преподавании. За время круиза путешественники проехали 1350 километров, дав 52 мастер-класса по 5 направлениям – «Начальное общее образование», «Основное и среднее общее образование», «Воспитание и дополнительное образование», «Инклюзивное образование», «Управление образовательными организациями». Сейчас сборник с материалами мастер-классов размещен на сайте Новосибирского института мониторинга и развития образования.
А Ассоциация вместе с НИМРО взялись за реализацию следующей идеи – областного форсайт-проекта «Под крылом Пеликана». «Форсайт» в переводе с английского означает «взгляд в будущее». Под крылом пеликана собрались учителя, работающие преимущественно со сложным контингентом детей – из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, беженцев, переселенцев, многодетных, неблагополучных. Проект должен реализовываться в 3 этапа. Сначала – открытые уроки и мастер-классы участников Ассоциации для педагогов по трем темам, которые выбирают школы. Например, «Инклюзивные практики в образовании» или «Мониторинг процесса социализации детей с ОВЗ». Затем педагоги, вошедшие в проект, вместе с членами Ассоциации разрабатывают «ответные уроки». На «круглом столе» организаторы мероприятия, педагоги и администрация школ обсудят результаты и разработают критерии понятия «школа в социально-сложных условиях». По результатам форсайт-проекта будет подготовлен сборник материалов и рекомендаций. В апреле 2014 года началась его реализация, в нее включились школы из 10 районов области.
Члены Ассоциации приняли участие в семинаре «Повышение качества образования через организацию системы ППМС сопровождения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы», организованном Маслянинской школой №1. Следующим этапом проекта станет проведение членами Ассоциации мастер-классов по вопросам включения детей с ОВЗ в урочную и внеурочную деятельность в рамках реализации нового стандарта.
По инициативе соучредителя Ассоциации, учителя года Новосибирской области-2013 Сергея Шипилина, в марте 2014 года прошёл межрегиональный фестиваль идей «Прекрасен наш союз!» финалистов Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013» из Санкт-Петербурга, Томска, Омска, Красноярска, Оренбурга, Иркутска, которые провели открытые уроки для новосибирских педагогов. А в апреле Ассоциация занялась подготовкой и консультированием победителей муниципального этапа «Учитель года-2014». На установочный семинар для участников регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России-2014» приехал лауреат московского конкурса «Учитель года-1997», член жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России», учитель химии из Москвы Владимир Головнер. Он подробно рассмотрел типичные ошибки конкурсантов, рассказал о возможных направлениях профессионального развития после конкурса, продемонстрировал мастер-класс «Два пути познания». Победитель конкурса «Учитель года Новосибирской области-1992», один из инициаторов создания Ассоциации Марина Чёшева провела тренинги на снятие страхов перед публичным выступлением. Свои мастер-классы для конкурсантов дали победители и лауреаты конкурса «Учитель года России» разных лет.
На днях участники педагогических конкурсов приняли участие в проекте НИМРО – конференции «Прорыв в будущее», обсуждая, как сделать работу учителя интересной, помочь ему достичь лучших результатов, используя новые формы и методы в работе. В мероприятии приняли участие 187 человек: студенты педагогических вузов и колледжей, молодые педагоги, члены РОО «Ассоциация участников педагогических конкурсов», РОО «Ассоциация молодых педагогов», представители образовательных учреждений, руководители органов управления образованием муниципальных районов, директора школ, представители общественных организаций. В ходе конференции участники познакомились с неординарными яркими людьми, знающими как сделать работу учителя живой и интересной, узнали, как можно позитивно изменить себя и свою жизнь.
Марина Чёшева поделилась своим видением решения вопроса – откуда учителю черпать силы и энергию, чтобы заряжать позитивом других? Директор школы №93 Денис Судариков, учитель года Новосибирской области-2004, рассказал, как найти резерв времени, которого так не хватает молодому педагогу. Александр Буханистов, задействовав участников встречи, продемонстрировал, как можно преподать ребенку учебный материал через игру. Педагоги также обсудили вопросы обучения детей с ограниченными возможностями; проблемы профессионального «выгорания» учителя и путях его профилактики; поговорили о взаимодействии школы и семьи. Вдохновляющие выступления российских спикеров с элементами включения в деятельность аудитории чередовались с подобными выступлениями коллег из других стран мира. В перерывах состоялось профессиональное общение между студентами и педагогами, руководителями школ и родителями, обмен контактами для дальнейшего сотрудничества.
Молодые учителя признали, что такие встречи им необходимы – они не только дают полезные знания, интересную информацию, но и формируют мотивацию к творчеству, заряжают на создание новых интересных проектов.
«Региональная общественная организация «Ассоциация участников педагогических конкурсов», образованная изначально для популяризации и развития конкурсного движения в регионе, стала, по сути, открытой площадкой для трансляции позитивного опыта инновационной деятельности, – считает Татьяна Ерастова, член Ассоциации, заместитель директора по научно-методической работе новосибирской средней школы № 96 с углубленным изучением английского языка.
Фото автора
Видеоматериалы конференции «Прорыв в будущее»:
Часть1 http://www.youtube.com/watch?v=gSnM-9w_zVM
Часть 2 http://www.youtube.com/watch?v=15ATvJEOdO8
Часть 3 http://www.youtube.com/watch?v=xOe6LJRpW_g
Комментарии