В XX веке академик Д.С.Лихачев не без основания утверждал: «Мы вступили в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека».
Несколько десятков лет для истории небольшой период, но век XXI уже диктует свои условия, и лозунгом сегодняшнего дня в образовании можно считать слова «Качество образования – качество жизни». Вот такой прорыв от «судьбы человека» к «качеству жизни», но верен ли современный тезис?Я историк, и вопросы, волнующие общество, не оставляю без ответа, по крайней мере для себя. А тут и в архивах рыться не надо: налицо собственный пример. Мои родители определили меня в школу №1623, где я наряду с общеобразовательными предметами постигала сольфеджио, науку игры на фортепиано, а также пела в хоре. В итоге у меня аттестат о среднем образовании и свидетельство об окончании музыкального отделения, а также умение правильно планировать время и распределять силы. Разве плохо? Но школа дала мне не только это: активная работа в школьном самоуправлении и общение с моими любимыми учителями, по сути, определили мой профессиональный выбор. Я вернулась в школу №1623 сначала в качестве вожатой, теперь я учитель. А образование в педагогическом университете дало мне не только знание истории и обществознания, но и твердое представление о современных методиках преподавания. Таким образом, можно утверждать, что я получила качественное образование. Что касается качества моей жизни, можно подвести первые итоги: у меня востребованная обществом профессия, неплохая зарплата, возможность профессионального роста (сейчас я работаю над диссертацией на степень магистра и планирую поступление в аспирантуру), а главное – мои ученики любят историю и обществознание, не дают мне скучать и унывать. На мой взгляд, все это хорошая стартовая площадка для следующих 25 лет! Значит, качество моей жизни есть результат моего качественного образования (надо будет это использовать в качестве аргумента завтра в разговоре с моим учеником, а то он что-то начал сдавать в учебе свои позиции, удовлетворяясь четверками, а голова у него светлая!).Я уверена в том, что учитель – это тот человек, который обязан постоянно заниматься саморазвитием, быть в курсе всего нового, что происходит в его науке, стремиться внести свой вклад в ее развитие. Только в этом случае учащиеся получат полноценные знания. Сейчас я осваиваю ФГОС ООО второго поколения и апробирую их в пятых классах. Согласно новым стандартам образования современный ученик должен уметь самостоятельно ставить цели и задачи, не бояться делать прогнозы и анализировать ситуацию, уметь работать в команде и самостоятельно делать выводы. Я считаю, что это необходимо, так как современному обществу необходимы герои своего времени. Мои предметы имеют непосредственное отношение к формированию таких героев. Например, в истории множество различных примеров, опираясь на которые можно понять настоящее и суметь предвидеть будущее. А обществознание формирует активную гражданскую позицию и помогает процессу социализации ребенка.Но будучи преподавателем обществознания, я мечтаю о том времени, когда между качеством образования и качеством жизни можно будет поставить не тире, а знак равенства. И, как мне кажется, это не утопия.Я считаю, что если уровень качества жизни в России будет повышаться, то и качество образования пойдет в рост, потому что будет появляться больше семей, заинтересованных в этом; для учителей будут проводить качественные курсы повышения квалификации, а следовательно, учащимся будет еще интереснее на уроках; повышение качества жизни скажется и на студентах, которые смогут учиться не в свободное от работы время, а получать достойные академические знания, соответственно возрастет процент молодых, смелых и перспективных ученых.Несмотря на все современные стремительные перемены, которые диктуют нам свои правила, мы, учителя, должны давать образование не только по ФГОС, но и не забывать о духовном, нравственном образовании своих подопечных. Мы не только в ответе за тех, кого приручили, но и в ответе за будущее нашей страны. Наши ученики – это будущее России, от качества их образования будет зависеть качество дальнейшей жизни. И я верю, что в будущем качество жизни будет еще лучше, а соответственно качество образования также возрастет. И хочу сказать молодому населению нашей страны: не бойтесь, выбирайте профессию учителя, поступайте в педвузы, за нами будущее нашего государства, так давайте внесем в это будущее свой вклад, взрастим великие новые умы, которых так сейчас не хватает. И как писал А. де Сент-Экзюпери, «у каждого свои звезды…», наши звезды – это наши дети, и пусть они светят на благо нашей Родины!
Комментарии