На портале «Школа.Москва» (shkolamoskva.ru) готовится новый раздел, где будут собраны лучшие практики образовательных организаций столицы – школ, колледжей, детских садов. В этой библиотеке проектов столичные школы могут почерпнуть идеи и обменяться опытом, как сделать пространство более удобным и современным, как вдохновить ребят с удовольствием читать, заниматься творчеством и спортом, как использовать цифровые технологии, чтобы учиться было интереснее, как зарядить учителей на креатив, превратить школьные праздники и традиции в настоящее яркое шоу и многое другое.
Сегодня мы представляем несколько ярких примеров проектов школ, которые уже реализованы
Школа №814. Буккроссинг: перекрестный обмен книгами
Ребята и учителя школы №814 организовали проект обмена книгами для популяризации чтения и ответственного «книжного потребления». Буккроссинг (перекрестный обмен книгами) помогает ученикам находить не только новую интересную литературу, но и друзей со схожими увлечениями. Современный тренд совместного использования (шеринга) позволяет также сэкономить природные ресурсы.
На совете старшеклассников ребята выдвинули идею, которую поддержали администрация школы и управляющий совет. Определили места для установки книжных полок. Выбрали их через «Комус» (ресурс закупок для школы), оформили документы. Пока ждали проведения закупки, начали агитацию среди школьников, чтобы приносили книги. Распределили литературу по возрастам. Получили полки, поставили на них книги – для младшего звена на нижние, для старшего на верхние. Оформили зону буккроссинга цитатами и хештегами.
Обмен книгами – одна из экологичных альтернатив покупке книг, позволяет экономить бумагу, ресурсы и пространство в домах. Проект популяризует чтение, подвигает детей к общению, обмену мнениями, позволяет находить новые точки соприкосновения с другими ребятами, общие интересы и единомышленников.
Важно! Постоянно контролировать контент.
На полках и в зоне буккроссинга должны быть порядок, чистота. А значит, нужны вовлеченные энтузиасты. Те, кто займется подготовкой и реализацией проекта: отбором книг, помощью при доставке их в школу (например, малышам и кому физически тяжело принести), ревизией литературы – поддержанием порядка на полках, расстановкой по рубрикам и возрастам.
Школа №1515. Образовательное пространство
С сентября 2019 года ученики и учителя школы активно конструируют образовательное пространство. Проект основан на идее конвергентного подхода – взаимопроникновения и взаимовлияния различных предметных областей. Продуманы и реализованы тематические решения для стен школы, предназначенные для оформления рекреаций, столовой, коридоров и классов. Креативные решения информативны, объединили образовательные и интерактивные функции. С их помощью формируется образовательное пространство как продуманный и удобный инструмент для работы и учебы. Данная среда живая и мобильная, с возможностью пополнения информацией от самих учеников.
В коридорах на стенах размещены композиции, которые, с одной стороны, украшают и зонируют пространство, с другой – работают как обучающий материал, который постоянно пополняется и является мобильным благодаря QR-кодам. Ученики тоже имеют возможность дополнять материал.
Рядом с кабинетом биологии размещена схема, отражающая видовое разнообразие живых организмов, причем размеры изображений представителей систематических единиц пропорциональны количеству видов. На информационном круге рядом с изображением есть информация с названием класса на русском и латинском языках и кармашек с QR-кодом. По умолчанию данный код ведет на соответствующую статью в Википедии, но ребята могут поставить и свой QR-код, насытив его новой информацией. Рядом с кабинетом информатики отражен целый мир программирования: известные личности, факты, статистика и кармашки с QR-кодами.
Коридор, ведущий к школьной библиотеке, имеет особые полки с книгами, которые снабжены QR-кодами, считывая их, ученики могут бесплатно скачивать и читать книги онлайн. Это формирует образовательное пространство, где соединены и программа школы, и ее интерьер, и цифровые возможности.
Идея конвергентности осуществлена в рекреации, объединяющей кабинеты физики и немецкого языка, здесь рассказывается об известных физиках и их открытиях на немецком языке.
Учителя также используют это образовательное пространство, давая разные ссылки на обучающие материалы, организуя квесты и игры, а также для решения педагогических задач, вынося обсуждение и объяснение учебного материала из классов в коридоры и рекреации школы.
Видовые стены фойе – это лицо школы, на них разместили логотип, основные ценности, направления и достижения школы, мотивирующие цитаты.
Создали информационные зоны для объявлений и сообщений. Расписания находятся в самом проходном месте – около гардероба. Здесь организовано информационное пространство, заполняемое оперативно и мобильно, в том числе и самими учениками. Информацию можно написать, нарисовать, приклеить фотографию, проявить креатив и поделиться идеей. В данной локации размещают информацию об ожидаемых событиях, поздравления, организовывают на совместные дела.
Как показал опыт школы №1515, главное – начать.
– Попробовав трансформацию одного образовательного пространства, школа никогда не остановится на достигнутом. Мы продолжаем трансформировать нашу среду, с каждым изменением подходя к этому более осознанно. Ребята и учителя гордятся сопричастностью формированию образовательного пространства, а главное – пользуются им, расширяя свои возможности. Проект позволил включить в процесс изменений учеников и превратить их из пассивных наблюдателей или пользователей в активных участников, – отметили в администрации школы.
Школа №949. Автоматические ячейки хранения «Умный сейф»
При проведении экзаменов, олимпиад школьникам необходимо оставить личные вещи, телефоны перед входом в аудиторию. В настоящее время в большинстве школ сохранность ценных предметов на время проведения мероприятий обеспечивают администратор или охранник. Это не всегда удобно, не гарантирует сохранность вещей, требуется поиск места складирования.
Ученики и учителя школы разработали стильные и надежные ячейки хранения, размещенные в коридоре школы. Ячейки открываются по специальному секретному коду, карте либо отпечатку пальца. Устройство имеет небольшие размеры, удобные для установки в коридоре школы.
Ученики под руководством учителей спроектировали и изготовили прототип устройства, предназначенного для автоматического хранения небольших предметов (телефонов, документов, ключей) в автоматических ячейках. Работа по созданию устройства состояла из пяти этапов:
1. Моделирование конструкции ячеек хранения и управляющего блока.
2. Создание алгоритма работы прибора.
3. Выбор устройства управления и необходимых электронных компонентов. Проект электрической схемы.
4. Создание программы для контроллера блока управления.
5. Сборка и апробация прототипа устройства на практике.
– Корпус прибора изготовлен из черного оргстекла и имеет минимальное количество деталей. Так он менее заметен в помещении. Питание устройства идет от аккумуляторов или блока сети. В ячейках установлены электромагнитные замки, открывающиеся электронным ключом. Прибор легко программируется, им легко управлять. Если ученик забыл комбинацию кода или потерял карту, разработан специальный код, который доступен администратору, – рассказали участники проекта.
Школьники и учителя не только создали прибор, но и сертифицировали его.
Прибор уже использовался при проведении олимпиад и доказал свою надежность. В дальнейшем планируется увеличить количество ячеек и установить звуковую и световую сигнализацию.
В ближайшее время в школе планируют интегрировать «Умный сейф» со школьными картами на проход и питание.
Школа №949. Лаборатория дизайна
Креативным оформлением школьных кабинетов занимались ученики под управлением взрослых. Причем дети были подключены к работе на всех этапах – от идеи проекта, составления сметы до финальной реализации.
На совете школы старшеклассники выдвинули идею о креативном оформлении рекреаций. Однако после обсуждения идеи с педагогами было решено сформировать комплексное креативное пространство, куда помимо рекреаций были интегрированы и учебные классы.
На втором этапе ученики представили первые разработки оформления пространства. К реализации подключились педагоги по информатике и 3D-моделированию, ученики IT-классов, которые отрисовали макеты в формате 3D.
– Тематику оформления кабинетов разрабатывали сами дети. Мы старались оформить в единое пространство и рекреации, и кабинеты, например естественно-научную зону, куда вошли два кабинета биологии и кабинет медицины, а в перспективе в проект войдет и кабинет химии. Причем изначально оформляются кабинеты, а рекреация как объединяющее пространство – в финале, – рассказала заместитель директора школы по содержанию образования, конвергенции образовательных программ Наталья Аринина.
Подготовительный этап от идеи до создания макета занял около двух месяцев. В нем участвовали 17 детей и 10 учителей. Все работали во внеурочное время.
Дизайн-проект согласовали на уровне администрации школы. Как пояснила Наталья Аринина, согласование прошло легко и комфортно, кроме того, и во время работы над дизайном споров не возникало.
– Содержательную часть оформления инициировали педагоги-предметники. Учителя информатики, которые владеют навыками 3D-дизайна, обращали внимание на цветовое сочетание и грамотное расположение эскизов, заполняемость макетов, – уточнила она.
Материальным обеспечением проекта занимались взрослые, они составили смету и рассчитали затраты. К расчетам подключили и учеников предпринимательского класса, поскольку смета составлялась отдельно на каждый класс. После утверждения сметы администрация школы закупила необходимые материалы.
На последнем этапе в классах работали дети под управлением взрослых. Этого требуют правила безопасности. Те, кто владел навыками графики, переносили макеты на стены, остальные красили. Оформление одного кабинета занимало около месяца. За летний период успели сделать три кабинета. В марте 2022 года окончательно оформлены пять, шестой в процессе. В основном участники проекта работают в каникулы. Поэтому процесс несколько растянут во времени.
– Мы уверены, что в таком пространстве образование намного эффективнее. Создается особое настроение. Дети быстро вживаются в новое пространство. Им комфортно в таких классах. Мы специально не использовали кричащие цвета. Самые яркие образы в кабинетах информатики. В естественно-научных кабинетах более спокойное оформление, – пояснила заместитель директора школы. – Дети стали бережнее относиться к школе.
По словам педагогов, проект объединил всех учеников независимо от того, обладают они креативным мышлением или нет, ребят из IT-классов и предпринимательских, тех, кто мог разрабатывать макет и красить стены. Длительное время вся школа жила общей идеей.
– Надо дать возможность говорить детям и фантазировать. И именно они будут движущей силой этого проекта. Главное – соблюдать универсальный алгоритм – от идеи к эскизу, далее к смете, потом к реализации. И все получится! – подчеркнула Наталья Аринина.
Школа №950. Сити-ферма и класс благородных девиц
Казалось бы, что может связать эти два разных направления, которые реализуются в школе №950? Оказалось, связь прямая – оба проекта помогают развиваться друг другу.
В проекте задействованы предметы естественно-научного цикла: биология, химия, физика, технология, а также медицинское направление.
Инициаторы проекта – учителя биологии и технологии – спроектировали и сделали стеллажи, создали системы освещения и полива. А первые семена растений посадили ученицы класса благородных девиц. Они же являются и активными участницами – ухаживают за растениями. В проекте задействованы не только ученики, но и дошкольники. Дети под руководством воспитателей и учителей биологии изучают выращенные растения и сравнивают их с другими, полученными в естественной среде. Юные IT-инженеры разрабатывают системы полива и освещения.
Проект «Сити-ферма» активно развивается. В перспективе будет построена уличная теплица, куда переедет часть растений из школьной фермы.
Сити-фермер – профессия будущего. Для ее освоения необходимо знание не только биологии, но также программирования, агротехнологий, биоинженерии. Специалисты этого профиля будут востребованы в мегаполисах и станут заниматься проектированием и обустройством ферм, дающих возможность жителям выращивать органически чистые продукты в пределах города.
Помимо оборудования, которое спроектировали и создали учителя физики и технологии, педагоги разработали дополнительную общеобразовательную программу «Юный сити-фермер», а также тематический план. Программа рассчитана на один год обучения, включает в себя еженедельные занятия (1 раз в неделю) для ребят 11-14 лет. Юные фермеры изучают условия выращивания растений, в том числе и на гидропонике, критерии отбора растений и семян, технологии выращивания, субстраты для гидропоники и многое другое. Даже те дети, которые в дальнейшем не свяжут свою жизнь с этой профессией, будут иметь прочные навыки в области биоинженерии, биологии и других наук.
Что же касается особого класса только для девочек, то именно здесь, по мнению учителей, родителей и самих воспитанниц, девочки смогут стать настоящими леди, получить возможность максимально комфортного и всестороннего образования.
Три года назад родители учениц, которые переходили из начальных классов в основную школу, обратились с предложением к администрации организовать для девочек отдельное образовательное гендерное пространство. Аргумент – в такой среде девочкам будет легче адаптироваться к основной школе, повысить мотивацию к обучению, побороть неуверенность и тревогу с учетом психофизических особенностей. По просьбе родителей такой класс был создан.
– Наше преимущество – гендерная индивидуализация обучения, – рассказала классный руководитель Валентина Ковешникова. – Здесь воспитанницы получают всестороннее глубокое образование, ориентирующее их на профессиональную и творческую деятельность.
Воспитанницы находятся в школе с 8.00 до 17.00. Первая половина дня занята традиционным образовательным процессом, вторая построена по особому плану, куда включены дополнительные уроки технологии – домоводства (девочки изучают кулинарию, шитье и занимаются на сити-ферме), хореография, музыка (хор благородных девиц), риторика, школа хороших манер и даже игра на барабанах. Помимо насыщенной учебы у воспитанниц яркая и внеурочная деятельность. Они готовятся к олимпиадам, изучают Москву, участвуют в движении «Юнармия», знакомятся с традициями и праздниками народов страны, получают навыки финансовой грамотности.
Проект «Класс благородных девиц» реализован силами учителей школы и педагогов дополнительного образования.
– Мы открывали класс по решению управляющего совета и администрации школы. Работа по организации учебного процесса началась со сбора мнений родителей. Путем опроса было выявлено, какие учебные и дополнительные предметы необходимы для всестороннего развития наших девочек. Далее мы оценили возможности школы, составили программу и утвердили ее. Параллельно велся подбор классных руководителей, которые бы создали для воспитанниц максимально комфортную атмосферу в классе. Также было принято решение о школьной форме, которая состоит из платья и фартука, – рассказала Валентина Александровна.
После согласования учебного плана проект был запущен и успешно реализуется три года. Рассчитан до 9‑го класса.
Воспитанницы стали чувствовать себя более комфортно и уверенно. Научились публичным выступлениям, грамотному ведению дискуссии.
– Эти классы отличаются великолепной дисциплиной. Здесь не бывает опозданий и нарушений школьного распорядка, несоблюдения правил или дресс-кода. Наши воспитанницы в том числе благодаря изучению этикета знают, как вести себя в обществе. Девочки мотивированы и ответственны. Успеваемость в этих классах высокая. Классы небольшие – 14-15 человек. Здесь царит атмосфера доверия, – отметила Валентина Ковешникова.
Отметим, что школьная форма – обязательное условие обучения в таком классе. Еще одно условие зачисления в класс – высокая мотивация воспитанниц на изучение не только обязательного, но и дополнительного материала.
1. До начала реализации необходимо оценить возможности школы. Найдутся ли пространство и педагоги для дополнительного обучения.
2. Также до запуска необходимо собрать обратную связь от родителей, получить ответ на вопрос, нужен ли такой класс школе.
3. Нужно составить учебный план, в том числе по дополнительному образованию, и «дорожную карту» реализации проекта. Согласовать план с администрацией школы.
4. Подобрать классных руководителей, которые до формирования классов смогут общаться с педагогами начальной школы и оценить возможности набора классов.
5. Разработать и реализовать рекламную кампанию по набору в класс благородных девиц.
Школа №1450 «Олимп». Город в городе
В здании школы создана особая территория – улицы, перекрестки, дома, светофоры. А полноправными участниками дорожного движения здесь являются ученики 1-4‑х классов – пешеходы, водители и даже инспекторы ГИБДД. «Город в городе» – это комплексная система по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Занятия в интерактивном пространстве прочно вошли в образовательный процесс.
Ученики младших классов изучают не только правила дорожного движения как пешеходы, но и как настоящие водители. Ребята занимаются почти каждый день. Они, несмотря на юный возраст, уверенно чувствуют себя за рулем веломобилей. Но не позволяют себе лихачить. Зато уже умеют парковаться даже в ограниченном пространстве.
Дети вместе с педагогами на занятиях и переменах моделируют различные дорожные ситуации, потом анализируют их, постигают культуру поведения на дороге. Во время занятий получают практические и теоретические знания.
Помимо правил поведения на дороге благодаря проекту школьники получают знания о городе. Каждый дом, изображенный в интерактивном пространстве, снабжен QR-кодом. С помощью смартфона можно узнать историю дома и место его расположения. Оказавшись на улице возле дома, который ребята видели у себя в школе, они точно не растеряются на дороге, а значит, будут в безопасности.
Как отметил педагог школы №1450 Антон Барышев, на занятиях дети более глубоко изучают правила дорожного движения и как пешеходы, и как будущие водители.
– Мы изучаем и теорию, и практику. У нас есть дорожная разметка, максимально приближенная к реальной. Дети уже с самого маленького возраста понимают, как двигаться на автомобиле, как парковаться, как реагировать на сигнал светофора, как соблюдать ограничения дорожной разметки. Кроме того, подобная площадка расположена и на улице. То есть дети могут применить свои знания в разных локациях. Что получаем в результате? Ответственных участников дорожного движения – пешеходов и будущих водителей, – подчеркнул Антон Барышев.
1. Необходимо создать дизайн-макет, в который будут включены детали и объекты проезжей части: перекресток, повороты, карманы, тротуары, светофоры, дорожные знаки.
2. Одновременно выбрать веломобили, которые смогут комфортно перемещаться по созданной проезжей части. При создании дизайн-проекта необходимо учитывать ширину веломобиля.
3. Перенести макет непосредственно на локацию.
4. Начинать занятия. В конце учебного года можно провести экзамен на знание ПДД и правил вождения веломобиля. В экзамен можно включить элементы «змейка», «парковка в ограниченном пространстве», «разворот».
Комментарии