У каждого города есть своя главная улица. Она необязательно самая длинная, большая или широкая, необязательно в центре – она просто как сердце у человека: если она живет, если сияет ночными огнями, если слагают о ней стихи и песни, значит, и город живет. Улица – образ, улица – сердце. По ней нельзя не пройтись, впервые оказавшись в городе. В Москве это Арбат, в Питере – Невский, а в Воронеже – проспект Революции!
Само собой, в начале своей застройки называлась она по-другому – Большая Дворянская. Дома тут начали возводить где-то с последней четверти ХVIII века. Во время Великой Отечественной город очень сильно разрушили, линия фронта располосовала его на захваченное немцами правобережье реки Воронеж и левобережье, где намертво стояли наши солдаты. Город не сдался, а в январе 43-го фашистов наконец-то вышибли с правого берега. Именно тут располагалась центральная часть Воронежа, и то, что от нее осталось, было страшно… Это я все к тому говорю, что если б не война, старинных домов сохранилось бы гораздо больше. Сейчас из 58 зданий проспекта примерно половина – дореволюционной постройки, в основном ХIХ век, а пять домов дошли к нам из века ХVIII.
В доме №3 родился и провел первые свои годы Иван Алексеевич Бунин. Тогда еще здание было деревянным и одноэтажным, а чуть позже очередная его владелица подвела под него каменный этаж, и деревянная часть оказалась наверху. Дом и сейчас в таком же виде, а в комнатах Бунина живут обычные воронежцы. Вообще-то говорят, что уже несколько лет как принято решение об их отселении и о создании здесь мемориально-литературного музея. Только ведь не на улицу же людей выставлять, им взамен надо предоставить достойное жилье, а с этим у города проблемы. Так что…
Дом №18 – единственное в Воронеже здание дворцового типа, построенное в стиле барокко. Принадлежал он местному губернатору, генерал-поручику Потапову, им же и строился примерно в 1777 году. Сейчас в этом небольшом трехэтажном дворце располагается Художественный музей имени Крамского. Дом пережил войны с революциями и для своих лет выглядит просто замечательно! Да и сам музей – место чрезвычайно достойное, в числе первых претендующее на то, чтобы гости города шли сюда.
Настоящей же резиденцией воронежских губернаторов суждено было стать дому №22. Он так и называется в обиходе – Дом губернатора. Хотя, конечно, нынешние тут не живут, предпочитая комфортабельные «евроквартиры» в престижных новостройках. А в этом старинном здании теперь располагаются запасники краеведческого музея и некоторые гражданские конторы, к примеру областное казначейство. Если в числе гостей Воронежа окажутся истинные нумизматы, они непременно посетят открывшуюся здесь выставку «Из истории денег в России», а любителей живописи ожидает встреча с полотнами воронежского художника В.П.Криворучко. Что же до истории самого дома, то богаче в городе вряд ли найдется. Возведенный в 1780 году,он служил начальству и для жительства, и для деловых приемов, и для блистательных балов. Бывали тут и оба народных поэта – Алексей Кольцов и Иван Никитин. А после революции, в 20-е годы, часть здания отдали под губсовпартшколу, одним из курсантов которой некоторое время был Андрей Платонов. В 30-е в доме №22 расположилась областная публичная библиотека, а потом и Музей изящных искусств. Сюда часто наведывался Осип Мандельштам.
История города полна имен известных писателей, художников, поэтов. С ними связана и главная улица. Причем это не только люди из прошлого, но и наши современники. На площади перед зданием кукольного театра (это дом №50 по проспекту) несколько лет назад появился памятник собаке. Она внимательно вглядывается в лица прохожих, ищет хозяина. Это Бим. Белый Бим Черное Ухо. Воронеж – это еще город Белого Бима, город его автора Гавриила Троепольского.
Комментарии