search
main
0

Прогулка в парке. Как организовать ненасильственное взаимодействие учеников с миром культуры, науки, искусства

Не пора ли уйти от классно-урочной системы? Вместо привычных занятий за партами – прогулки в «Образовательном парке», где всё «можно и нужно трогать руками», где гид-учитель помогает удовлетворить детское любопытство, но не навязывает ни тему урока, ни даже сам учебный предмет!

И вот после всего этого, я вновь вернулся к своим мыслям (однажды сформулированными в статье «Конец уроков») – не пора ли менять классно-урочную систему, рождённую в далёком средневековье? Хотя бы частично? Например, на «Образовательный парк», где всё « и трогать руками», где гид-учитель лишь помогает удовлетворить детское любопытство, но не навязывает ни тему урока, ни даже сам учебный предмет!

Евро растёт, страна в депрессии, самое время вспомнить летнюю поездку в Европу (вдруг она была последней?).

Городок Римини в голубом ожерелье Адриатики, чем-то похож на нашу Анапу – мелкое море, песок и куча отдыхающих. Возможно, многие мои соотечественники фыркнут от такого сравнения, перечислив массу достоинств итальянского курорта. Не буду спорить. Но главную находку для себя я обнаружил не в самом городе, а в предместье, и называлась она парком «Италия в миниатюре».

Это музей под открытым небом, в котором демонстрируются уменьшенные копии (макеты) самых знаменитых архитектурных шедевров Апеннинского полуострова. Непередаваемое ощущение, когда ходишь между древними соборами, мостами, амфитеатрами, вокзалами как Гулливер в сказочной Лилипутии! Аудиогид за пять евро с готовностью по-русски даёт полную информацию о том или ином объекте.

Конечно, это в первую очередь коммерческий проект, призванный увеличить поток туристов. Но он берёт на себя и просветительскую роль – таких уроков истории, географии, искусства не проведёшь в обычной школе, потому и текут ручейки школьников самого разного возраста в это место, как я мог убедиться своими собственными глазами. А в одном из павильонов им ещё и викторину с призами устраивают с убедительным названием «Я люблю Италию!»

Учитывая детскую утомляемость – главного врага любознательности, организаторы парка позаботились о «переменах» – весёлых аттракционах с водными пушками, плавающих в горных потоках индейских каноэ, симуляторах гоночных автомобилей и прочих забавах. Но и тут кое-где внедрён образовательный фактор. Например, на «автодроме» дети садятся в маленькие машинки, едут по трассе, соблюдая правила дорожного движения, учитывая все знаки, сигналы светофоров и дорожную разметку, и если не превышают лимит штрафных баллов, то получают … водительские права! Да, ненастоящие, но красиво оформленные, и самое главное – честно заработанные.

Отдельный разговор – о павильоне науки и технологий, где все желающие могут проверить законы физики, механики, оптики, электричества на разного рода приспособлениях, которые, по сути, позволяют провести небольшие эксперименты. Правда, нужно внимательно читать объяснения на английском, или подглядывать – как экспериментируют другие. Меня приводили в восторг самые простейшие. Например, огромная металлическая вогнутая тарелка, которая легко исполняла роль телефона. Точно такая же стояла метрах в тридцати, строго напротив, и если собеседник негромко говорил в неё, звук поразительным образом выходил из ближней тарелки.

Подобный парк не единственный в Европе. Просто я оказался среди этих чудес впервые, и уподобился ребёнку, забытому на ночь в кондитерской лавке.

У нас в Вологде, кстати, есть нечто подобное. Я имею в виду не парк миниатюр, этого, увы, нет, а научно-познавательный музей «Эврика» – первый музей науки в Вологодской области, где более 60 экспонатов, которые наглядно демонстрируют принципы действия законов физики и объясняют происхождение самых удивительных и красивых явлений окружающего мира (как действуют вулкан, цунами, центробежная сила, свет в разной среде и пр.). Главное правило этого музея сразу выделяет его из большинства других: «Все экспонаты можно и нужно трогать руками»! Я был там дважды на разных программах, и отметил, насколько грамотно и эмоционально вели экскурсии молодые гиды, используя «волшебство» экспонатов. Я не видел ни одного «мастер-класса» победителей конкурса «Учитель года», который превзошёл бы эти экскурсии … м-м … радостью удивления.

И вот после всего этого, я вновь вернулся к своим мыслям (однажды сформулированными в статье «Конец уроков») – не пора ли менять классно-урочную систему, рождённую в далёком средневековье? Хотя бы частично? Например, на «Образовательный парк», где всё «можно и нужно трогать руками», где гид-учитель лишь помогает удовлетворить детское любопытство, но не навязывает ни тему урока, ни даже сам учебный предмет!

Всю дорогу из Италии в Россию я фантазировал, какая это будет замечательная школа-парк. Но дома, забравшись в Интернет,  в сотый раз убедился: что бы ты ни придумал, это давно придумали до тебя! Ещё в начале 90-х годов XX века Милослав Балабан создал те­о­ре­ти­че­ские основы образовательной системы, названной им «Обра­зо­ва­тель­ный парк открытых студий», где работа педагога состоит не в изучении программы, а в организации разнообразной деятельности обучающихся в образовательной среде. Автор сравнил свой метод с содержанием крупного рогатого скота (грубовато, но точно): при стойловом содержании фермер составляет «наиболее полезный», с его точки зрения, рацион, и скармливает его животным; при выпасном содержании он должен заботиться лишь о том, чтобы найти хороший луг и привести туда стадо.

Такие школы, где детям предоставлен «зелёный луг», реально существуют, и в России тоже. Принцип – организовывать интенсивное и разнообразное взаимодействие обучающихся с миром большой культуры, науки, искусства «ненасильственными» методами, как в парке «Италия в миниатюре» или вологодском музее «Эврика».

Но, насколько я понимаю, эти единичные школы обречены быть вечными «экспериментальными площадками». Для такой формы обучения требуются деньги, но Россия увязла во внешней политике и делает ставку на модернизацию армии, а не образования (процент бюджета на нашу отрасль – меньше, чем во многих странах «третьего мира»). Остаётся надеяться на энтузиастов, вроде последователей академика Балабана, да учителей-предметников, которые, подчас, собственными силами создают в своём учебном кабинете «образовательный парк в миниатюре».

Евро растёт, страна в депрессии, остались лишь воспоминания…

Евгений Вирячев, преподаватель-организатор ОБЖ, учитель физической культуры средней школы №7 Вологды, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте