В Федеральном государственном стандарте сказано, что он «разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации» и направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.
Среди задач, которые стоят перед школой на ступени начального общего образования, стандарт называет, в частности следующие:
– становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
– духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
– укрепление физического и духовного здоровья обучающихся [1].
Одним из средств реализации названных требований может служить программа «Кладовая мудрости», которая поможет решить ряд проблем духовно – нравственного развития и воспитания личности.
Содержание программы «Кладовая мудрости» нацелено на обеспечение системного подхода к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России посредством освоения и принятия школьниками общечеловеческих ценностей через культуру и творчество разных народов и призвано стать источником личностного роста, саморазвития, полем самореализации гимназиста, накопления его индивидуального опыта и оформления самоидентичности.
Задачи программы:
– формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
– воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
– воспитывать нравственные качества личности ребёнка,
– способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
– приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Данная программа имеет 4 направления, которые органично взаимосвязаны друг с другом, что позволяет каждому обучающемуся в своём развитии плавно подниматься с одной ступени на другую:
1 класс – «Я и моя семья»: познакомить учащихся с культурой русского народа в совместном творчестве семьи и школы.
2 класс – «Моя малая родина»: расширить представления учащихся об обычаях и традициях хакасского народа.
3 класс – «Моя страна вся соседями населена»: приобщить детей к культуре народов России.
4 класс – «Путешествие по дальним странам»: создать условия для «погружения» учеников в культуру разных стран.
Направления концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников определили основное содержание работы по программе, которое реализуется по одной схеме на любом этапе её реализации:
– сотрудничество с семьей;
– «погружение» в тему (экскурсия, фольклорные праздники, посещение спектаклей, культурных центров);
– маршрутный лист (мотивация на развитие, фиксация достижений), который разрабатывается на каждый учебный год;
Например: «Примерный маршрутный лист», 2 класс, «Моя малая Родина»
Мероприятия
Отметка о выполнении
I четверть
– диагностика «Дом, в котором я живу»;
– посещение краеведческого музея;
– викторина «Знаешь ли ты Хакасию?»;
– исследовательский проект: «Символы Хакасии»;
– защита проектов с помощью ИКТ.
II четверть
– экскурсия по столице Хакассии;
-фотоконкурс “Любимые места отдыха нашей семьи”;
– «Легенды происхождения названия города Абакана» – исследовательский проект;
– игра с картой “Путешествие на вертолете”;
– акция “Ровесники города”
– семейный вечер «Абакан – город детства моего».
III четверть
– посещение хакасского национального театра;
– встреча со знаменитыми земляками;
– конкурс творческих литературных работ «О родной земле с любовью!»;
– «Семейные обычаи хакасов» (устное народное творчество) – творческий проект.
IV четверть
– музейные уроки «Хакасская юрта»; «Национальная одежда»; «Национальная кухня»;
– посещение фольклорных хакасских праздников;
– «Литературные герои хакасов» – исследовательский проект;
– видеожурнал: «Сказание о земле Хакасской».
– проектная деятельность с использованием ИКТ;
– партнерство с общественными организациями, культурными центрами;
– итоговый праздник;
– рефлексия деятельности;
– оформление тематического раздела в электронной энциклопедии и размещение её на сайте гимназии.
Важное условие – сближение урочной и внеурочной деятельности основного и дополнительного образования, выстраивание системы «урок – внеклассное дело – занятие в творческом объединении школьников», создание единого образовательного пространства класса, школы и семьи, взрослого и ребёнка.
Рассмотрим реализацию основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования на основе программы «Кладовая мудрости».
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Реализацию первого направления мы рассмотрим на примере 1 класса, когда дети знакомятся с культурой русского народа, приоткрывая тайны семейного воспитания, в котором большое значение придается богатому и разнообразному русскому народному фольклору. Дети представляют семейные традиции на конкурсах чтецов, инсценировках, обрядовых играх. Таким образом, происходит приобщение семьи к школе через различные формы работы: родительские собрания, «круглые столы», семейные постановки, совместные праздники. Основным творческим проектом становиться проект «Моё родословное древо». Вовлеклись и заинтересовались многие. Сначала учащиеся собирали информацию в семье, работали с устным источником – воспоминаниями, в этом им помогали их родители и другие родственники. Получив сведения об истории семьи, ребята составляли своё родословное древо в виде живописного дерева, нарисованного на бумаге, смоделированного как объёмная композиция или в электронном варианте. Школьники сделали подбор фотографий, дат и мест рождения своих родственников, а также дополнили информацией о роде занятий предков и интересными фактами из их жизни. Каждая работа была представлена на празднике «Я и моя семья», где произошло более близкое знакомство с каждой семьёй.
На лето дети получили задание: отыскать ценные предметы, которые хранятся в семье и передаются из поколения в поколение, узнать историю происхождения этих предметов. Итогом такой исследовательской работы станет творческий проект «Реликвия моей семьи».
Восстанавливая семейную историю, учащиеся тем самым приумножают духовные ценности и сами более активно приобщаются к ним. Совместный поиск информации, изучение своей истории воспитывает историческую память, способствует формированию активной жизненной позиции, пробуждает и укрепляет интерес к истории страны, позволяет сформировать у детей элементарные представления об институтах гражданского общества и общественном управлении, сформировать уважительное отношение к свои предкам и увидеть значимость своей семьи. [2]
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Особенно ярко реализация этого направления происходит через синхронизацию урочной и внеурочной деятельности. Такой подход позволяет выйти за рамки урока и привлечь семью, общественные и религиозные объединения, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, средства массовой информации к процессу достижения современного национального воспитательного идеала.
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом на основе работы с художественными произведениями на уроках литературного чтения, которые позволяют ребёнку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо». На уроках предлагаю детям примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести, побыть в той или иной роли, попытаться разобраться в тех или иных поступках и ответить от имени героя. Произведение Л.Д. Кортоковой «Может, в сердце боль закралась?» позволило примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, представить себя в роли родителя и оценить свой поступок со стороны, а также у иными глазами взглянуть на близких людей [3]. Главная идея урока – воспитание уважительного отношения к людям разных возрастов – стала темой внеурочного мероприятия «Все мы разные, но все мы равные» по формированию толерантного отношения к окружающим и цикла классных часов по этическому воспитанию. К обсуждению этой проблемы присоединились родители на собрании «Я – толерантный родитель!». Таким образом, дети получили начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
С целью воспитания уважительного отношения к труду и творчеству старших и сверстников в программе предусмотрены экскурсии на предприятия Хакасии, знакомство с профессиями родителей, экскурсии по городу.
Творческий проект «Лента времени», цель которого – создать историю своей семьи, соотнести важнейшие даты семьи с событиями в мире, помогает воспитывать ценностное отношение к человеку труда, трудовым достижениям. В данном проекте ребёнок стал связующим звеном между внешним миром и внутренним миром семьи. Проекты рождались совершенно разные, но каждый открыл для себя свою семью с другой стороны и почувствовал свою принадлежность, свою роль в этой цепочке, целостность которой зависит теперь и от него, от его осознания приоритета нравственных основ труда и творчества. Необычна, на мой взгляд, стала работа Вероники, которая очень увлечена музыкой. Она соотнесла дни рождения всех своих родных с датами рождением великих музыкантов. Оказалось, её дедушка родился в один день с известным советским композитором Матвеем Исааковичем Блантером, а бабушка – вместе с популярным музыкантом 60-х годов Элиотом Смитом. Сама Вероника родилась в один день с польским музыкантом Матюшко Станиславом. Видимо музыкальны талант у неё не случайно. Дети приходят к выводу, что все мы разные, у каждого своя история.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Эти два направления в программе «Кладовая мудрости» реализуются через развитие интереса к прогулкам на природе, спортивным конкурсам: «Папа, мама, я – спортивная семья!», «А ну-ка, мальчики!», подвижным играм, хакасским народным праздникам, туристическим походам и путешествиям по родному краю. Обыкновенные праздники «Масленица», «Золотая осень», да и любой повод съездить на природу начинается с того, что мы наводим чистоту вокруг того участка, где собираемся отдохнуть, так как невозможно насладиться природой в грязном лесу. Дети получают личный опыт ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, первоначальный опыт природоохранной деятельности в школе, на приусадебном участке в совместном творчестве семьи и школы. Такое поведение формируется через общешкольные акции «Жёлтый лист», «Кормушка», «Наш школьный двор», «Помощь бездомным животным» и другие.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Особую роль в реализации этого направления отводится активному использованию воспитательного потенциала регионально-культурной среды. «Погружение» в культуру хакасского народа во время посещения музеев, выставок, национального театра, народных праздников, участие детей в творческом проекте «Семейные обычаи хакасов» (устное народное творчество), этнокультурном проекте «Фестиваль хакасских спортивных игр» и проведение музейных уроков: «Хакасская юрта», «Национальная одежда», «Национальная кухня». Собирая материал для реализации проектов, дети получают первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, элементарные представления об эстетических и художественных ценностях культуры малой родины.
Организация работы по программе «Кладовая мудрости» эффективна в решении задач Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, так как модель выпускника данной программы отражает её основные направления. Атрибутами такой личности являются:
– осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
– трудолюбие, бережливость;
– понимание и поддержка нравственных устоев семьи;
– способность к культурному самоопределению, самореализации и саморазвитию;
– бережное отношение к жизни человека.
Духовно-нравственное воспитание – один из основных компонентов образовательного процесса в школе. Оно помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, найти своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины [4].
Литература
1. Ванцян А. Г., Нечаева Н. В. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л. В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.- 224с.
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Издательство «Просвещение», 2011 – 24с.
3. Короткова Л. Д. Сказка – для светлого ума закваска. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы.– М.: Педагогическое Общество России, 2001 -128 с.
4. Сорвина Р. Н. Духовно-нравственное развитие личности в системе дополнительного образования младших школьников.
5. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.
6. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009.
Татьяна Немцева, учитель начальных классов гимназии города Черногорска Республики Хакасия
Комментарии