search
main
Топ 10
Татьяна Голикова: отечественная система образования нуждается в квалифицированных педагогах В Госдуме предложили наделить учителей статусом и зарплатой госслужащего «Школа Минпросвещения России»: в 2023 году разработают новую модель аттестации директоров Вниманию абитуриентов: в 2023 году количество специальностей для поступления в вузы сокращается в два раза День Земли: 3 апреля школьникам расскажут о грамотном экологическом поведении Нормативы ГТО в 2023 году – что поменялось в новой редакции Травма ребенка обошлась школе в Республике Коми в полмиллиона рублей Год педагога и наставника стартовал в Москве Приоритетные задачи Года педагога и наставника назвали в Минпросвещения России В России стартовал новый сезон проекта «Флагманы образования» Министр просвещения рассказал о поддержке учителей О ключевой роли образования в предотвращении геноцида Имя победителя профессионального педагогического конкурса огласили в Орловской области В Москве огласили имена победителей Всероссийской олимпиады школьников по экономике Минпросвещения предстоит внести предложения касательно подходов к оплате труда педагогов Запись в первый класс: когда, где и как подать документы Новый порядок распределения бюджетных мест разработало Минобрнауки Ранние занятия могут стать причиной плохих оценок студентов и школьников: почему – узнали ученые Тренажеры по чистописанию в начальной школе – основа грамотной письменной речи Минпросвещения: учебник по обществознанию разрабатывается под руководством председателя РВИО
0

Программа «Кладовая мудрости» как условие духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования.

В Федеральном государственном стандарте сказано, что он «разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации» и направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.

​Среди задач, которые стоят перед школой на ступени начального общего образования, стандарт называет, в частности следующие:

– становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

– духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

– укрепление физического и духовного здоровья обучающихся [1].

Одним из средств реализации названных требований может служить программа «Кладовая мудрости», которая поможет решить ряд  проблем духовно – нравственного развития и воспитания личности.

Содержание программы «Кладовая мудрости» нацелено на обеспечение системного подхода к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России посредством освоения и принятия школьниками общечеловеческих ценностей через культуру и творчество разных народов и призвано стать источником личностного роста, саморазвития, полем самореализации гимназиста, накопления его индивидуального опыта и оформления самоидентичности.

Задачи программы:

– формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

– воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

– воспитывать нравственные качества личности ребёнка,

– способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

– приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

Данная программа имеет 4 направления, которые органично взаимосвязаны друг с другом, что позволяет каждому обучающемуся в своём развитии плавно подниматься с одной ступени на другую:

1 класс – «Я и моя семья»: познакомить учащихся с культурой русского народа в совместном творчестве семьи и школы.

2 класс – «Моя малая родина»: расширить представления учащихся об обычаях и традициях хакасского народа.

3 класс – «Моя страна вся соседями населена»: приобщить детей к культуре народов России.

4 класс – «Путешествие по дальним странам»: создать условия для «погружения» учеников в культуру разных стран.

Направления концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников определили основное содержание работы по программе, которое реализуется по одной схеме  на любом этапе её реализации:

– сотрудничество с семьей;

– «погружение» в тему (экскурсия, фольклорные праздники, посещение спектаклей, культурных центров);

– маршрутный лист (мотивация на развитие, фиксация достижений), который разрабатывается на каждый учебный год;

Например: «Примерный маршрутный лист», 2 класс, «Моя малая Родина»

Мероприятия

Отметка о выполнении

I четверть

– диагностика «Дом, в котором я живу»;

– посещение краеведческого музея;

– викторина «Знаешь ли ты Хакасию?»;

– исследовательский проект: «Символы Хакасии»;

– защита проектов с помощью ИКТ.

II четверть

– экскурсия по столице Хакассии;

-фотоконкурс “Любимые места отдыха нашей семьи”;

– «Легенды происхождения названия города Абакана» – исследовательский проект;

–  игра с картой “Путешествие на вертолете”;

– акция “Ровесники города”

– семейный вечер «Абакан – город детства моего».

III четверть

– посещение хакасского национального театра;

– встреча со  знаменитыми земляками;

– конкурс творческих литературных работ «О родной земле с любовью!»;

– «Семейные обычаи хакасов» (устное народное творчество) – творческий проект.

IV четверть

– музейные уроки «Хакасская юрта»; «Национальная одежда»; «Национальная кухня»;

– посещение фольклорных хакасских праздников;

– «Литературные герои хакасов» – исследовательский проект;

– видеожурнал: «Сказание о земле Хакасской».

– проектная деятельность с использованием ИКТ;

– партнерство с общественными организациями, культурными центрами;

– итоговый праздник;

– рефлексия деятельности;

– оформление тематического раздела в электронной энциклопедии  и размещение её на сайте гимназии.

Важное условие – сближение урочной и внеурочной деятельности основного и дополнительного образования, выстраивание  системы «урок – внеклассное дело – занятие в творческом объединении школьников», создание единого образовательного пространства класса, школы и семьи, взрослого и ребёнка.

Рассмотрим  реализацию  основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования на основе программы «Кладовая мудрости».

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Реализацию первого направления мы рассмотрим на примере 1 класса, когда дети знакомятся с культурой русского народа, приоткрывая тайны семейного воспитания, в котором большое значение придается богатому и разнообразному русскому народному фольклору. Дети представляют семейные традиции на конкурсах чтецов, инсценировках, обрядовых играх. Таким образом, происходит приобщение семьи к школе через различные формы работы: родительские собрания, «круглые столы», семейные постановки, совместные праздники. Основным творческим  проектом становиться проект «Моё родословное древо». Вовлеклись и заинтересовались многие. Сначала учащиеся собирали информацию в семье, работали с устным источником – воспоминаниями, в этом им помогали их родители и другие родственники. Получив сведения об истории семьи, ребята составляли своё родословное древо в виде живописного дерева, нарисованного на бумаге, смоделированного как объёмная композиция или в электронном варианте. Школьники сделали подбор фотографий, дат и мест рождения своих родственников, а также дополнили  информацией  о роде занятий предков и  интересными фактами из их жизни. Каждая работа была представлена на празднике «Я и моя семья», где произошло более близкое знакомство с каждой семьёй.

На лето дети получили задание: отыскать ценные предметы, которые хранятся в семье и передаются из поколения в поколение, узнать историю происхождения этих предметов. Итогом такой исследовательской работы станет творческий проект «Реликвия моей семьи».

Восстанавливая семейную историю, учащиеся тем самым приумножают духовные ценности и сами более активно приобщаются к ним. Совместный поиск информации, изучение своей истории воспитывает историческую память, способствует формированию активной жизненной позиции, пробуждает и укрепляет интерес к истории страны, позволяет сформировать у детей элементарные представления об институтах гражданского общества и общественном управлении, сформировать уважительное отношение к свои предкам и увидеть значимость своей семьи. [2]

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Особенно ярко реализация этого направления происходит через синхронизацию урочной и внеурочной деятельности. Такой подход позволяет выйти за рамки урока и привлечь семью, общественные и религиозные объединения, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, средства массовой информации к процессу достижения современного национального воспитательного идеала.

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом на основе работы с художественными произведениями на уроках литературного чтения, которые позволяют ребёнку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо». На уроках предлагаю детям примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести, побыть в той или иной роли, попытаться разобраться в тех или иных поступках и ответить от имени героя. Произведение Л.Д. Кортоковой «Может, в сердце боль закралась?» позволило примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, представить себя в роли родителя и оценить свой поступок со стороны, а также у иными глазами взглянуть на близких людей [3]. Главная идея урока – воспитание уважительного отношения к людям разных возрастов – стала темой внеурочного мероприятия «Все мы разные, но все мы равные» по формированию толерантного отношения к окружающим и цикла классных часов по этическому воспитанию. К обсуждению этой проблемы присоединились родители на собрании «Я – толерантный родитель!». Таким образом, дети получили начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

С целью воспитания уважительного отношения к труду и творчеству старших и сверстников  в программе предусмотрены экскурсии на предприятия Хакасии, знакомство с профессиями родителей, экскурсии по городу.

Творческий проект «Лента времени», цель которого – создать историю своей семьи, соотнести важнейшие даты семьи с событиями в мире, помогает воспитывать ценностное отношение к человеку труда, трудовым достижениям. В данном проекте ребёнок стал связующим звеном между внешним миром и внутренним миром семьи. Проекты рождались совершенно разные, но каждый открыл для себя свою семью с другой стороны и почувствовал свою принадлежность, свою роль в этой цепочке, целостность которой зависит теперь и от него, от его осознания приоритета нравственных основ труда и творчества. Необычна, на мой взгляд, стала работа Вероники, которая очень увлечена музыкой. Она соотнесла дни рождения всех своих родных с датами рождением великих музыкантов. Оказалось, её дедушка родился в один день с известным советским композитором Матвеем Исааковичем Блантером, а бабушка – вместе с популярным музыкантом 60-х годов Элиотом Смитом. Сама Вероника родилась в один день с польским музыкантом Матюшко Станиславом. Видимо музыкальны талант у неё не случайно. Дети приходят к выводу, что все мы разные, у каждого своя история.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Эти два направления в программе «Кладовая мудрости» реализуются через развитие интереса к прогулкам на природе, спортивным конкурсам: «Папа, мама, я – спортивная семья!», «А ну-ка, мальчики!», подвижным играм, хакасским народным праздникам,  туристическим походам и путешествиям по родному краю. Обыкновенные праздники «Масленица», «Золотая осень», да и любой повод съездить на природу начинается с того, что мы наводим чистоту вокруг того участка, где собираемся отдохнуть, так как невозможно насладиться природой в грязном лесу. Дети получают личный опыт  ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, первоначальный опыт природоохранной деятельности в школе, на приусадебном участке в совместном творчестве семьи и школы. Такое поведение формируется через общешкольные акции «Жёлтый лист», «Кормушка», «Наш школьный двор», «Помощь бездомным животным» и другие.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Особую роль в реализации этого направления отводится активному использованию воспитательного потенциала регионально-культурной среды. «Погружение» в культуру хакасского народа во время посещения музеев, выставок, национального театра, народных праздников, участие детей в творческом проекте «Семейные обычаи хакасов» (устное народное творчество), этнокультурном проекте «Фестиваль хакасских спортивных игр» и проведение музейных уроков: «Хакасская юрта», «Национальная одежда», «Национальная кухня». Собирая материал для реализации проектов, дети получают первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, элементарные представления об эстетических и художественных ценностях культуры  малой родины.

Организация работы  по программе «Кладовая мудрости» эффективна в решении задач Концепции духовно-нравственного  развития и воспитания личности гражданина России, так как модель выпускника данной программы отражает её основные направления. Атрибутами такой личности являются:

– осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

– трудолюбие, бережливость;

– понимание и поддержка нравственных устоев семьи;

– способность к культурному самоопределению, самореализации и саморазвитию;

– бережное отношение к жизни человека.

Духовно-нравственное воспитание – один из основных компонентов образовательного процесса в школе. Оно помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, найти своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины [4].

Литература

1. Ванцян А. Г., Нечаева Н. В. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л. В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.- 224с.

2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Издательство «Просвещение», 2011 – 24с.

3. Короткова Л. Д. Сказка – для светлого ума закваска. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы.– М.: Педагогическое Общество России, 2001 -128 с.

4. Сорвина Р. Н. Духовно-нравственное развитие личности в системе дополнительного образования младших школьников.

5. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.

6. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009.

Татьяна Немцева, учитель начальных классов гимназии города Черногорска Республики Хакасия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте